Кружок "Чудесные пальчики"
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Никишина Юлия Александровна

кружок по нетрадиционному виду рисования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_chudesnye_palchiki.docx59.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 43 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

                                                                     

ПРИНЯТА                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

педагогическим советом,                                                                       Заведующий МДОУ «Детский сад № 43»

протокол  от                               .                                                             комбинированного вида

                                                                                                                                             Н.Б.Кузнецова

                                                                                                                 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

«ЧУДЕСНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Возраст учащихся: 2-3 года

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Никишина Ю.А.

САРАНСК  2021-2022 г.г.


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

4

3.

Учебно-тематический план

6

4.

Содержание изучаемого курса

8

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

12

6.

Список литературы

14

7

Приложения

15

Приложение 1 Консультация для родителей на тему «Как нетрадиционная техника рисования влияет на развитие мелкой моторики рук»

15

Приложение 2 Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».

 

18


I.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа художественного направления

«Чудесные пальчики»

(далее - Программа)

Руководитель программы

Воспитатель Никишина Юлия Александровна, I квалификационная категория

Организация-исполнитель

МДОУ «Детский сад №43 комбинированного вида»

г.о. Саранск

Адрес организации

исполнителя

г. Саранск ул. Полежаева, 54а.

Цель программы

Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Направленность программы

 художественно-эстетическое развитие.

Срок реализации программы

1 год.

Вид программы

Уровень реализации программы

 адаптированная  

 дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив.

Ожидаемые конечные результаты программы

посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

- развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению цветовосприятия;

-  концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

-Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом

-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

-умение находить новые способы для художественного изображения;

-Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа по нетрадиционной технике рисования «Чудесные пальчики» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер.

Новизной программы «Чудесные пальчики» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Отличительная особенность программы. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

 Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:

Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Цель:

Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Детей младшего дошкольного возраста:

Рисование пальчиками; тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; оттиск картофелем .

Возраст дошкольников, которым адресована программа: Программа адресована воспитанникам 2-3 года.

Формы занятий. Тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Объем программы «Чудесные пальчики» составляет 10 часов 40 минут.

Срок реализации программы  -  32 недели. 1 год.

Режим занятий:

Ясельная группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в средней группе -10 мин.

Ожидаемый результат

   Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

- развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению цветовосприятия;

-  концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

-расширение и обогащение художественного опыта.

-сформируются навыки трудовой деятельности

-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

   Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.

Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:

-Проведение выставок детских работ,

-Проведение открытого мероприятия,

-Проведение мастер-класса среди педагогов,

  1. УЧЕБНЫЙ  ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Наименование

разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1

Раздел 1

Диагностика

1           20

15

5

Укрась платочек

1             20

10

10

Осеннее дерево

1             20

5

15

Осенний букет

1            20

5

15

2

Раздел 2

Заготовка на зиму «Компот из яблок».

1             20

5

15

Улитка.

1                20

5

15

Грибы в лукошке

1               20

5

15

Цыпленок

1                 20

5

15

3

Раздел 3

Зимний лес

1               20

5

15

Мои рукавички

1               20

5

15

Овечки

2               40

10

30

4

Раздел 4

Елочка пушистая, нарядная

1               20

5

15

Снежок

1               20

5

15

Снеговик

1               20  

5

15

5

Раздел 5

Чашка

1              20

5

15

Цветочек для папы

1                20

5

15

Ягоды и фрукты

1               20

5

15

Плюшевый медвежонок

1              20

5

15

6

Раздел 6

Мимоза для мамы

1             20

5

15

Солнышко

1                20

5

15

Животные

1                20

5

15

Подснежники

1                20

5

15

7

Раздел 7

Неваляшка

1               20

5

15

Волшебные картинки

1                20  

5

15

Подарок для кошки Мурки

1                 20

5

15

Насекомые

1               20

5

15

8

Раздел 8

Черемуха

1                20

5

15

Салют

1                 20

5

15

Котенок

1                20

5

15

Как я люблю одуванчики

1                20

5

15

Итого: 31 занятия

IV.СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по

разделам:

  1. «Речевое развитие». Использование на занятиях художественного слова.

Речевое развитие – одна из главных задач, решаемая в детском саду. Поэтому она находит отражение и в программе дополнительного образования.

Речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.

За счёт использования различных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как правильном держании нитку или песок), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки.

Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда в процессе занятия используются слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т.д. На непосредственно образовательной деятельности широко используются:

 скороговорки,

 чистоговорки,

 потешки,

 прибаутки,

 рассказывание сказок,

 слушание русских народных песен.

2.«Физическое развитие». Использование некоторых элементов в оформлении к праздникам, развлечениям.

 

3. «Художественно-эстетическое развитие» Музыкальная деятельность. Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа.

4. «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим). Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.

Месяц

Тема

Программное содержание

Методы и приемы

Оборудование

Совместная работа с родителями

Литература

октябрь

Диагностика. Техника различная.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Беседа, использование образцов педагога, искусствоведческий рассказ, рассматривание книжных иллюстраций.

Работы (рисунки), художественная литература, иллюстрации

Привлечь родителей  к кружку. Провести консультацию по теме «Влияние нетрадиционной техники рисования на развитие мелкой моторики руки».

Укрась платочек.

Оттиск пробкой. Рисование пальчиками.

Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма.

Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Беседа, показ воспитателем, художественное слово.

пробки, гуашь.

Попробовать самостоятельно с детьми нарисовать по данной технике дома по схеме.

Осеннее дерево.

Оттиск печатками из ластика

Познакомить с приемом печати печатками. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Чтение художественной литературы, показ воспитателем, вопрос-ответ, наблюдение.

ластики,

печатки.

Привлечь родителей к данной работе, принести   интересные картинки с изображением осенних деревьев.

Осенний букет.

Печатание листьями

Познакомить с приемом печати листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус

Показ воспитателя, беседа, рассматривание книжной иллюстрации, загадывание загадок, вопрос-ответ.

макет листьев, гуашь.

Приобрести  журнал по технике рисования.

ноябрь

Заготовка на зиму «Компот из яблок».

Оттиск печаткой яблока

Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Чтение художественной литературы, загадки, показ воспитателем, рассказ.

макет яблока, печатка, гуашь.

Показ презентации «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством занятий по нетрадиционной технике рисования».

Улитка.

 Рисование восковыми мелками, солью.

Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Показ воспитателем, наблюдение, загадки, вопрос-ответ.

восковые мелки, соль, гуашь.

Рекомендовать закрепить правила рисования солью.

Грибы в лукошке.

Оттиск печатками (шляпка-картон), рисование пальчиками.

Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

Загадки, художественное слово, показ воспитателя, рассматривание книжных иллюстраций.

картон, гуашь, печатки.

Рекомендовать родителям попробовать дома изготовить самостоятельно грибы в лукошке без схем.

Цыпленок

Рисование с помощью «Риса», ватные палочки

Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Чтение худ. литературы, наблюдение, вопрос-ответ, показ воспитателем.

рис, ватные палочки, гуашь, кисти.

Предложить родителям составить свою схему изготовления .

декабрь

Зимний лес

 Печать по трафарету, рисование пальчиками

Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Беседа, рассказ, показ воспитателем

трафарет,

гуашь, печатки.

Привлечь родителей к коллективной работе.

Мои рукавички.

Оттиск печатками рисование пальчиками.

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Беседа, показ воспитателем, вопрос-ответ.

печатки, гуашь, кисти.

Попробовать самостоятельно с детьми изготовить дома рукавички по схеме.

Овечка

Кисть щетина, салфетка, рисование пальчиками

Учить тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть), учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Художественное слово, показ воспитателем, рассказ.

щетка, салфетка,

гуашь.

Привлечь родителей к изготовлению овечки принести   интересные картинки о домашних животных.  

январь

Ёлочка пушистая, нарядная.

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Беседа, загадки, показ воспитателем, вопрос-ответ.

кисть, гуашь.

Приобрести  журнал по нетрадиционной технике рисования.

Снежок.

 Рисование свечой, акварель.

Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Наблюдение, вопрос-ответ, показ воспитателем.

свеча, акварель, салфетки.

Показ презентации «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Снеговичок.

Комкание бумаги (скатывание)

 

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

Чтение художественной литературы, показ воспитателем, наблюдение

бумага, гуашь, кисть.

Рекомендовать родителям попробовать дома изготовить такого же снеговика без схем.

февраль

Чашка.

Оттиск печатками, печать по трафарету, ватные палочки

Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Беседа, рассказ, иллюстрации, художественное слово.

печатки,  трафарет, ватные палочки, гуашь.

Предложить родителям составить свою схему изготовления .

Цветочек для папы.

Оттиск печатками из картофеля

Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Беседа, чтение худ литературы, показ воспитателем, вопрос-ответ.

печатки, картофель, гуашь.

Привлечь родителей к коллективной работе.

Ягоды и фрукты.

Рисование пальчиками, карандашом.

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Беседа, рассматривание иллюстрации, вопрос-ответ, показ воспитателем.

карандаши, гуашь.

Попробовать самостоятельно с детьми изготовить ягоды и фрукты дома по схеме.

Плюшевый медвежонок.

Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Вопрос-ответ, беседа, худ.слово, наблюдение, показ воспитателем.

поролон, кисть тонкая, гуашь.

Привлечь родителей к изготовлению медвежонка, принести   интересные картинки с его изображением.

март

Мимоза для мамы.

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Беседа, рассматривание литературы, чтение худ.литературы, показ воспитателем.

Гуашь, кисть.

Рекомендовать родителям попробовать дома изготовить такой же цветок без схем.

Солнышко.

 Рисование ладошками.

Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Загадки, худ.слово, вопрос-ответ, показ воспитателем.

Гуашь, кисти.

Предложить родителям составить свою схему изготовления.

Животные (петух, птица, слон, олень, медведь).

Рисование пальчиками, карандашом или кисть, фломастер

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

Беседа, показ воспитателем, рассматривание иллюстраций.

Карандаш, кисть, фломастер.

Привлечь родителей к коллективной работе

Подснежники.

 Акварель, восковые мелки

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Привлечь родителей к коллективной работе

Акварель, восковые мелки.

Попробовать самостоятельно с детьми изготовить подснежники дома по схеме.

апрель

Неваляшка.

Кисточка, пуговицы различной формы

Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Худ.слово, показ воспитателя, вопрос-ответ, рассматривание куклы неваляшки.

Кисти, пуговицы

Рекомендовать родителям попробовать дома изготовить такую же игрушку без схем.

Волшебные картинки (волшебный дождик).

Рисование свечой

Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Беседа, загадки, показ воспитателем, вопрос-ответ.

свеча

Предложить родителям составить свою схему изготовления

Подарок для кошки Мурки.

Ватные палочки, готовое изображение кошки (из геометрических фигур: голова-круг,уши маленькие треугольники, туловище-большой треугольник, лапы, хвост - овалы), краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА.

Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу.

Загадки, показ воспитателем, вопрос-ответ, худ.слово.

Ватные палочки, геометрические фигуры, клей ПВА

Предложить родителям составить свою схему изготовления

Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница).

Рисование пальчиками, карандашом

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Чтение литературы, худ.слово, беседа, вопрос-ответ, показ воспитателем.

Карандаш, гуашь, кисть.

Предложить родителям составить свою схему изготовления

май

Черемуха.

 Рисование ватными палочками, пальчиками

Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Вопрос-ответ, показ воспитателем, рассматривание картинок, игрушек.

Ватные палочки, гуашь, кисти.

Предложить родителям составить свою схему изготовления

Салют

Акварель или гуашь, восковые мелки

Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Беседа, вопрос-ответ, худ слово, показ воспитателем, рассматривание книжных иллюстраций.

Акварель, восковые мелки

Предложить родителям составить свою схему изготовления

Котенок.

Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка

Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Вопрос-ответ, показ воспитателем, рассматривание картинок, игрушек.

Кисть, трафарет

Предложить родителям составить свою схему изготовления

Как я люблю одуванчики.

Обрывание, восковые мелки, тычкование.

Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

Беседа, вопрос-ответ, худ слово, показ воспитателем, рассматривание книжных иллюстраций.

Восковые мелки, гуашь

Предложить родителям составить свою схему изготовления

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.

  • (игры, беседа, экскурсии, конкурс);
  • занятие;
  • досуговая форма;
  • дидактические игры.

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы.

Приемы и методы организации.

  • словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
  • наглядные;
  • практические;
  • игровые.

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально-положительное отношение к самому процессу,

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Большую помощь педагогу оказывают также методы, стимулирующие интерес к обучению: игра, создание ситуаций успеха, занимательности.

Дидактический материал и техническое оснащение занятий.

Для успешной реализации программы необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование.

В их числе:

  • тематические подборки схем низания демонстрационных и раздаточных;
  • технологические карты демонстрационные, раздаточные;
  • коллекция образцов;
  • библиотека литературы по нетрадиционной технике рисования;
  • дидактические игры развивающие мелкую моторику руки;
  • учебная доска, мел;
  • материалы и инструменты для нетрадиционной технике безопасности (рис, песок, бумага, трафареты, печатки);

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      1.    Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
  3. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
  4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
  5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
  1. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
  2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
  3. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
  4. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.


VII. ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕИЕ 1

Консультация для родителей

 

«Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».

 

Рисование для маленького ребенка - это не только серьезный труд, но это - и большая радость .

Рисуют дети на стекле

Рисуют дети на асфальте,

Возводят город на песке, -

Такого нет еще на карте.

В руках мелки, карандаши...

Детишки - маленькие маги

Но столько вложено души

В их мир прекрасный на бумаге!

Татьяна Щербакова.

Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, дает возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Нам взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой - богатой или бедной - будет его духовная жизнь.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста советую родителям использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Организуйте дома рабочее место так, чтобы ребенку было удобно не только сидеть, но и стоят, а иногда и двигаться вокруг листа бумаги. Ведь рисовать можно как угодно, где угодно и чем угодно! 

Дружите со своим ребенком. Старайтесь понять, что его радует, что огорчает, к чему он стремится. Попросите его рассказать, что же он хотел изобразить. И не забывайте, что ребенок ждет от вас похвалы. Ему очень хочется, чтобы его работа понравилась вам, взрослым. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда получится в следующий раз!

Один из любимых способов нетрадиционного рисования:

ϖ Рисование ладошкой - ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.

ϖ Оттиск печатками из картофеля - ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

ϖ Оттиск смятой бумагой - ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

ϖ Монотипия предметная - ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить.

ϖ Кляксография с трубочкой - ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовать.

ϖ Отпечатки листьев - ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.

ϖ Монотипия пейзажная - ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисует пейзаж, на другой получается его отражение в озере. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Любят дети рисовать и ... мыльными пузырями, и зубной щеткой, и ватой, и ступнями, и пластилином, и ... чем только можно, всем, что вам попадется в руки.

Дерзайте, фантазируйте! И к вам придет - радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.

Желаю вам творческих успехов!

Консультация для родителей «Как нетрадиционная техника рисования влияет на развитие мелкой моторики рук»

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной.

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.

Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности.

Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить.

Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Кляксография, рисование солью, рисование пальцами. Мыльными пузырями, разбрызгиванием т.д. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?

Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на газете… Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё!».

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

Овладевание различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения.

Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении.

Любят дети рисовать и…мыльными пузырями.

А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, и пальцем, ладонью, тампоном, мятой бумагой, трубочкой, по листу бумаги, печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, помадой, ступнями…

Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.

Рисовальное искусство обладает многообразием техник и их нужно использовать в работе с детьми. Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка.

Список детей на кружок «Чудесные пальчики»

1.Абоимова Милана

2.Бодина Виктория

3.Гафурова Амина

4.Калачин Макар

5.Милешин Иван

6.Овчинникова Алина

7.Паксяйкина Валерия

8.Цыганова Елизовета

9.Чернышов Илья

10.Юзефяк Полина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...