НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
консультация по рисованию (старшая группа)

Галкина Татьяна Алексеевна

Рисование одно из самых любимых занятий детей. Рисование необычными способами вызывает у детей еще больше положительных эмоций. Но увлеченность и интерес сами по себе не рождаются. Они воспитываются педагогом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Галкина Т.А.

МДОУ «Детский сад «Березка»

Консультация для воспитателей:  

НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. [5]

Как говорил выдающийся ученый-педагог Л.С.Выготский «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению».

Рисование одно из самых любимых занятий детей. Рисование необычными способами вызывает у детей еще больше положительных эмоций. Но увлеченность и интерес сами по себе не рождаются. Они воспитываются педагогом. «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерстве» - писал французский просветитель Д. Дидро. [2] Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Используя нетрадиционные техники рисования, у детей развивается мышление, воображение, фантазия, творческие способности. У ребенка появляется интерес к рисованию, как следствие желание творить. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, позволяет раскрывать новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение.

Задача педагога - пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить такие методы и техники, как:

- тычок жесткой полусухой кистью.

- печать поролоном;

- печать пробками;

- восковые мелки + акварель;

- свеча + акварель;

- отпечатки листьев;

- рисование ладошками;

- рисование на песке;

- рисование ватными палочками;

- с помощью ватных дисков;

- кляксография с трубочкой;

- рисование песком;

- рисование мыльными пузырями;

- рисование мятой бумагой;

- монотипия пейзажная;

- печать по трафарету;

- монотипия предметная;

- батик;

- пластилинография.


Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Остановимся на некоторых видах нетрадиционного рисования более подробно.

Батик

Батик – вид декоративно-прикладного искусства, который дарит людям радость и веру в волшебную силу искусства. Недаром тех, кто расписывает ткань, называют настоящими волшебниками. [2]

Конечно, прежде, чем приступить к работе в материале, ребенок должен получить специальные навыки: работать с жидкими красками и уметь составить нужный цвет, вести линию.

Педагог начинает знакомство с батиком с простого: ставит с ребенком точки на ткани и смотрят, как перемешиваются цвета. Рисуя по ткани, дети могут не бояться, что краски смешаются, перетекая одна в другую, на ткани появляется неповторимый узор. Конечно, в основном дети работают с простой тканью.

На начальном этапе используют одну из многочисленных техник – «узелки». Результат заранее не известен, тем он интереснее и неожиданней. Нужно взять платочек, связанный в узелки, и просто раскрашивать его разными красками. Когда работа высохнет, узелки будут развязаны, платочек разглажен, мы увидим результат творчества.

От работы с цветом педагог постепенно переходит на работу с контуром, т.е. создание рисунка. На обычном листе мы создаются эскизы будущих картин, затем переносят их на ткань. И только после этого можно приступать к работе с красками.

Батик позволяет детям потренироваться в смешении красок, не боясь при этом испортить рисунок, дает возможность увидеть наиболее удачные, выигрышные сочетания цвета, что в свою очередь способствует развитию чувства цвета, эстетического вкуса, творчества, воображения. А еще батик поможет развитию мелкой моторики, аккуратности, усидчивости.

Одни из основных видов батика – горячий и холодный. Они отличаются способом резервирования ткани. В практике работы с детьми более распространен холодный батик. В отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани.

Здесь роль резерва выполняет специальный материал. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами – стеклянными трубочками с резервуаром, либо используются резервы в тюбиках, которые оснащены удлиненным носиком. Для росписи наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри резервной линии. В результате рисунок приобретает графическую четкость. Холодный батик – очень кропотливая техника, но изделия, изготовленные таким способом, очень красивы.

Таким образом, перенеся эскиз на ткань, дети приступают к его резервированию, и после того, как резерв полностью высохнет, картину можно раскрашивать красками. Поверьте это не очень просто! Но когда дети видят свою работу в рамке на выставке работ, слышат слова восхищения, все трудности забываются!

Рисование песком

Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки.

Необычность данной техники рисования состоит в том, что она позволяет детям быстро достичь желаемого результата, не требует специальной подготовки, используется только рука и песок.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она должна найти применение в развивающей и обучающей работе педагога в условиях реализации требований ФГОС ДО.

Приёмы рисования песком:

Существует несколько способов рисования на песочном столе.

Самый простой: светлым по тёмному. Сначала готовим фон: тонкий, равномерный слой песка.

- Техника засыпания - используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте;

- Техника насыпания - взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти они напоминают штрихование карандашом;

- Техника отпечатка - помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать все отпечатки - ладони, пальцев, ребра ладони (например: прыгают зайчики, идут медвежата, бегут жуки).

Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, формочками для пластилина, наборы для песочницы, использование шаблонов и контуров, резиновые мячи с шипами и т. д.

Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции. Способ тёмным по светлому (насыпание). Он немного сложнее. На чистый «световой» лист можно сыпать песок любым образом: линиями тонкими, толстыми, фигурными.

Начинать ознакомление детей с песком можно с несложных приёмов: поздороваться с песочком, погладить его (какой песок — тёплый, сухой, согреть в кулачке, пропустить его между ладонями, послушать, как он с вами разговаривает, шепчет. Детям нравится веселить песок: пощекотать его сначала одним пальчиком, потом всеми, двумя руками — песочек смеётся. Поскользить ладонями по песку, рисуя, как проехал бульдозер, двумя пальцами - машина.

Рисование песком способствует развитию творческих способностей: мышления, воображения, речи, мелкой моторики рук.

Таким образом, нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Библиографический список:

  1. Белоусова, О. А. «Обучение дошкольников рисованию песком»Текст/ О. А. Белоусова. Журнал «Старший воспитатель» №5/ 2012г. -76с. ;
  2. Ковалицкая Л.М. Батик. Методика занятий с детьми 5-6 лет/ Лариса Ковалицкая. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 112 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа/ И.А.Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. – 208 с., 16 л. вкл.
  4. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗО-студии/И.А.Лыкова. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2009. – 192 с., илл.
  5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7лет «Цветные ладошки»/ И.А.Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. -144 с., 8 л.вкл.
  6. Песочное рисование [Текст] / Алёна Войнова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 109, [3] с. : цв. ил. - (Город мастеров). - 6+. - ISBN 978-5-222-21911-9 : Б. ц.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды нетрадиционного рисования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Нетрадиционная техника рисования с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мыльных пузырей.

Данный методический материал будет полезен воспитателям детских садов и педагогам дошкольного образования. Этот материал поможет познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования - рисование...

Перспективный план по изодеятельности с использованием нетрадиционных способов рисования с детьми старшего дошкольного возраста

план работы по рисованию для старших дошкольников с использованием нетрадиционных способов рисования...

Методическая разработка по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста

Описание некоторых техник нетрадиционного рисования, конспект занятия по раздуванию краски с детьми старшего дошкольного возраста...

Беседа с родителями "Нетрадиционное рисование с детьми старшего дошкольного возраста"

Описывается значение нетрадиционных техник рисования для развития воображения и мелкой моторики детей. Приведены примеры некоторых нетрадиционных техник рисования для родителей (рисование в домаш...

Календарно-тематическое планирование по нетрадиционному рисованию с детьми старшего дошкольного возраста

Современному обществу нужны люди, умеющие мыслить творчески, не шаблонно.    Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность.Все дети любят рисов...

Нетрадиционное рисование с детьми старшего дошкольного возраста

Рисовани с помощию простого карандаша и ластика....