Художественное эстетическое развитие детей средствами нетрадиционных техник рисования
учебно-методический материал по рисованию

Даминова Гульнур Фасхутдиновна

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором  гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.

  «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

 «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

 Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz._23-24.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида

Ново-Савиновского района г. Казань

                   Индивидуальная траектория развития  

                       профессиональной компетенции

 на 2023-2024 г.

        Тема: «Художественное эстетическое развитие

  детей средствами нетрадиционных техник рисования».

                                                                                           Составила:

                                                                                           воспитатель Iквал. категории

                                                                                           Даминова Г.Ф.

2023 год

Тема: «Художественное эстетическое развитие детей средствами нетрадиционных техник рисования».

Учебный год: 2023-2024

Составила: Даминова Гульнур  Фасхутдиновна

Направление: художестенно-эстетическое развитие

Дата начала работы над темой: сентябрь

Окончание работы: август

Срок реализации: 1 год

Актуальность темы:

       

 Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором  гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.

  «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

 «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

 Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Цель: развивать у детей, творческие способности, фантазию, воображение средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

Обучающие:

- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

Развивающие:

- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

Воспитывающие:

- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Предполагаемый результат

формирование у детей  дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

Форма отчета по проделанной работе

Открытое занятие, Совместное творчество детей и родителей.

Этапы создания системы работы

Предлагаемая система занятий для детей  рассчитана на период сентябрь – май, предложена в рамках планирования работы в детском дошкольном учреждении и содержит задачи учебно-воспитательной деятельности в направлении «Искусство». В системе предлагается использовать как традиционные, так и нетрадиционные техники. После использования традиционных техник дошкольники применяют полученные знания и умения, используя новые способы изобразительной деятельности. Применение традиционных техник изобразительной деятельности является своего рода подготовительным этапом для использования нетрадиционных техник. В течение первых двух недель каждого месяца используются традиционные техники, в течение двух последующих – нетрадиционные. Чтобы ребенок без труда мог изобразить какой-либо предмет, ему нужно знать традиционные техники, а также приемы изобразительной деятельности. Если дошкольник не освоит эти техники, он не сможет нарисовать задуманное, а будет рисовать только то, что получается. На уроках изобразительной деятельности с использованием традиционных техник ребенок будет рассматривать, трогать объект, учиться располагать предмет на плоскости, изменять величину объекта, учиться составлять композицию, пользоваться ножницами, карандашами, использовать пластилин. Это будет служить подготовительным этапом при переходе к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности. Зная, как изобразить объект, его пропорции, форму, цвет, движение, ребенок может фантазировать, комбинировать и создавать любые образы. Развитие творческого воображения происходит посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности. В предложенном методическом пособии использованы следующие нетрадиционные техники: рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск поролоном, рисование свечой, объемные и обрывные аппликации, кляксография обычная, кляксография трубочкой, рисование салфеткой, монотипия предметная, аппликация из крышек и пуговиц, лепка с использованием салфетки, батик. Данные техники отбирались по принципу доступности материалов и соответствия возрасту ребенка. Знакомство детей с техниками происходит по принципу от самых простых к более сложным. В предлагаемой системе работы используются следующие способы развития творческого воображения: агглютинация, схематизация, типизация как доступные для детей данного возраста.

Форма работы с детьми:

совместная работа с детьми;

выставка детских работ.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Принципы:   

От простого  к  сложному,  где  предусмотрен  переход  от  простых  занятий  к сложным.

Принципы наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принципы индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка  в воспитательный процесс.

Принципы развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей  решения  задач;  стимулируют  к  творческим  поискам  и  находкам,  развивают наблюдательность.

Форма самообразования

1. Изучение литературы по данной теме.

Подбор нетрадиционных методов рисования для развития мелкой моторики

2.Обзор в Интернете информации по теме: «Нетрадиционная техника рисования»

3.Мини - проект «Создание в группе художественно-эстетической предметно-развивающей среды»

4.Участие в конкурсах и выставках различного уровня

Изучение учебно- методической литературы

 Изучение методической литературы.

 1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

 2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

 3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

 4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"

 5. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

 6. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

Изучение интернет – ресурсов.(Maam.ru›…netradicionnye-tehniki-risovaniya, kidsmoy.su›…netradicionnye_tekhniki_risovanija…44,triz plus.ru›…netradicionnye-texniki-risovaniya, doshvozrast.ru›

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Работа с детьми

Октябрь

Развивать творческое воображение, мелкую моторику

Занятие игра «Составь букет».

Январь

познакомить с новым методом – рисование свечой. Такая техника дает уверенность в работе с краской, развивает воображение, мелкую моторику, что очень важно для детей дошкольного  возраста.

Квест-игра  

«Осень в красках»

Апрель

Игровые практические упражнения в технике граттаж (процарапывание)

Игровые упражнения с трафаретом.

Изготовление коллажа: «Космическое путешествие»

Июнь

Нетрадиционное техника рисования Эстамп из капустных листьев.

 Квест технология «Летний лес».

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами. Рисование воздушными шарами.

Альбом с работами, выполненными в нетрадиционной технике.

Декабрь

Круглый стол на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Конкурс

«Красота божьего мира».

Март

Картотека творческих игр на развитие воображения по изобразительной деятельности

Выставка совместных работ «Творим вместе»

Май

Мастер класс для родителей. Рисуем на пене для бритья

Презентация авторской работы. Цель: Развивать творческие способности.

Самореализация

Сентябрь- Август

Участие в конкурсах в Интернете. 

Издательская деятельность (размещение материалов на образовательных сайтах, помещение  своих разработок  на сайтах в Интернете). 

Печатные работы

Отчет по теме самообразования.

Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества.

Статьи по теме самообразования, мастер- класс.

Презентация «Вот как мы рисуем!»

Пополнение предметно- пространствен-ной развиваю-

щей среды.

Заготовки шаблонов.

Карточка-образец «Техника нетрадиционного рисования пластилинография», Изготовление карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования крупой, солью, сахаром, солью, манкой

Дидактические игры

«Наряжаем ёлочку»; «Дорисуй предмет»; «Какого цвета предмет?;«Составь узор»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме "Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник рисования в соответствии с требованиями ФГОС"

С введением ФГОС ДО одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое развитие (художественно-эстетическая область), как одно из средств духовно-нрав...

Конспект занятии в средней группы по художественно-эстетическому развитию, с применение нетрадиционных техник рисования Тема: «Храбрый Петушок» (рисование ладошкой)

Цели:    1.Учить детей создавать образ петушка приемами оттиска разных сторон ладони. Учить наносить оттиски используя контраст размера и цвета. Познакомить детей о предметах быта, украшенны...

КОНСПЕКТ НОД по художественно-эстетическому развитию изобразительной деятельности – нетрадиционные техники рисования (игры и рисование песком) для детей старшей группы

КОНСПЕКТ НОДпо художественно-эстетическому развитиюизобразительной деятельности – нетрадиционные техники рисования(игры и рисование песком) для детей старшей группы...

Консультация для родителей: «Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник рисования в соответствии с требованиями ФГОС»

С введением ФГОС ДО одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое развитие (художественно-эстетическая область), как одно из средств духовно-нрав...

Презентация «Художественно - эстетическое воспитание детей средствами нетрадиционных техник рисования»

Рисование нетрадиционными техниками открывает широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразит...

24.06.2021г Конспект ООД по ОО «Художественно – эстетическое развитие» ( использование средств нетрадиционной техники изображения) «Космос» (техника граттаж)

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения ...

Выступление на заседании РМО для воспитателей «Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник рисования в соответствии с требованиями ФГОС»

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Основной принцип работы "Учение через увлечение" .Первоначально необходим...