Арт-терапия -эффективный инструмент в работе дошкольного педагога- психолога.
учебно-методический материал по рисованию

Стряпихина Ирина Владимировна.

В данной публикации вы познакомитесь с некоторыми видами арт-терапии. Будут предложены игры и упражнения для реализации данной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Арт-терапия. Игры и упражнения.35.45 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия – это исцеление творчеством. Это означает, что в психологии арт-терапия через творческую самореализацию позволяет человеку обрести гармонию с собой и с миром, сбросить психоэмоциональное напряжение. Этот метод психокоррекции позволяет установить связь между сознательной сферой человека и его подсознанием. Это своеобразный мост между бессознательной сферой и разумом.

Методы арт-терапии основаны на метафоре, которая вскрывает причины тех или иных негативных отклонений в поведении, сбоев в работе нервной системы. Человек с помощью различных материалов создает образ своей проблемы и под руководством психолога работает с ним. Кроме метафоры в арт-терапевтических техниках используется пантомима: посредством движений под музыку или во время прослушивания сказки происходит исцеление души. Различные направления творчества снимают блоки сознания с эмоциональной сферы, позволяя человеку проработать негативные переживания.

Арт-терапия в психологии используется также как диагностический метод. В силу индивидуальных особенностей, некоторым людям сложно вербализовать свою проблему. К примеру, дети вообще не осознают наличие проблем в своем эмоциональном состоянии. Понять психоэмоциональное состояние человека психологу помогают проективные методики, которые являются вариациями арт-терапевтических техник.

Цели и задачи арт-терапии:

Задачи арт-терапии определяются запросом клиента. Основные задачи, которые позволяет решить арт-терапия, это:

  • углубленная диагностика личности клиента;
  • помочь человеку осознать проблему и выразить свои переживания с помощью той или иной техники;
  • помочь справиться с фобиями и паническими атаками;
  • помочь клиенту узнать свои личностные особенности и научить их использовать;
  • совместно с пациентом определить причину подавленности, депрессии, личностной тревожности;
  • обучать клиентов навыкам самоанализа;
  • научить справляться с чувством вины, помочь отказаться от позиции жертвы;
  • повышать самооценку индивида;
  • научить человека прорабатывать негативные эмоции, формировать его стрессоустойчивость через освоение релаксационных техник;
  • формировать у клиента эффективные модели поведения;
  • способствовать гармонизации взаимоотношений пациента с окружающими, коллегами, членами семьи;
  • развивать социально полезные черты личности клиента;
  • развивать креативность и умение нестандартно мыслить;
  • формировать эстетический вкус.
  • снижение детской тревожности;
  • уменьшение уровня страхов;
  • принятие себя;
  • уменьшение агрессии в игровой ситуации;
  • формирование дифференциации своих чувств;
  • появление активности и самостоятельности у пассивных детей;
  • улучшение коммуникативных качеств личности;
  • приобретение навыков конструктивного общения

ВИДЫ АРТ-ТЕРАПИИ:

  • Глинотерапия. По определению психотерапевтов, глина – это лучший материал для арт-терапии, который открывает глубины бессознательной сферы психики. Когда человек лепит фигурки из глины, он прорабатывает свои проблемы. Лепка повышает уверенность в себе, развивает творческие способности, учит человека идти на компромисс в споре, помогает индивиду забыть обиды и наладить отношения с близкими.
  • Песочная арт-терапия как метод релаксации. Работа в песочнице проводится с использованием небольших фигурок людей или животных. Основная цель песочной арт-терапии заключается в организации общения детей с использованием игрушечных персонажей. В ходе занятий в песочнице дети учатся сотрудничать, общаться, открыто говорить о своих эмоциях, решать конфликтные ситуации. Популярное направление работы с песком – создание из него мандалы. Это помогает определиться с жизненными целями и ориентирами.
  • Бумагопластика, квилинг, оригами, аппликация. Эти виды творчества задействуют нервные окончания, находящиеся в кончиках пальцев. Такие занятия оказывают положительное действие на нервную систему, помогают нормализовать эмоциональный фон.

Показания для проведения терапии искусством

Считается, что такое направление психокоррекции как арт-терапия эффективно при решении следующих проблем:

  • возрастные кризисы;
  • отставание ребенка в психическом или речевом развитии;
  • депрессия, преобладание пониженного тонуса и плохого настроения;
  • эмоциональное выгорание, стресспсихотравма;
  • синдром хронической усталости;
  • низкая самооценка, наличие внутриличностных комплексов, негативное самовосприятие;
  • повышенная тревожность;
  • неустойчивость психики;
  • психоэмоциональные проблемы;
  • различные фобии, панические атаки;
  • трудности в общении с членами семьи, друзьями, коллегами, конфликтность, раздражительность, импульсивность;
  • патологическая ревность;
  • вынужденное одиночество, длительная социальная изоляция;
  • трудности социализации.

Арт-терапия для разных возрастов:

Для дошкольников

Выбирая методы арт-терапии в работе с детьми, психологу следует учитывать особенности психологии дошкольников. Простыми словами можно сказать, что арт-терапия с дошкольниками – это такой вид деятельности, в котором ребенок проявляется себя и свои способности.

Психокоррекционные задачи с этой возрастной категорией клиентов успешно решаются в ходе изобразительной деятельности, в процессе организации работы детей с песком или глиной, а также средствами сказкотерапии.

В период дошкольного детства арт-терапия – это инновационный метод развития мышления, воображения и эмоционально-волевой сферы. В ходе таких занятий у детей формируются коммуникативные навыки и умение сотрудничать.

В психологических центрах и студиях детского развития арт-технологии применяются при организации курсов подготовки старших дошкольников к школьному обучению. Эта методика эффективна при работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

Для младших школьников

Поступление в школу связано с глобальной перестройкой всего организма. Первоклашкам трудно адаптироваться к смене ведущего вида деятельности, выдерживать большие интеллектуальные нагрузки. Избежать стресса в период адаптации первоклассникам помогает такая техника арт-терапии, как раскраски-антистресс.

Занимаясь раскрашиванием, ребенок не только дает волю эмоциям, но и получает эстетическое удовольствие. Кроме того, раскрашивание мелких деталей – это прекрасная тренировка для мышц руки, произвольности и мелкой моторики. Если тематика рисунка подобрана с учетом интересов ребенка, то при работе с ним у ребенка формируется мотивация достижения: он старается выполнить работу аккуратно, потому что ему важен не только процесс, но и результат.

На протяжении всего обучения в начальных классах арт-терапия для детей может применяться как метод профилактики девиантного поведения. Для школьных психологов эта технология является экспресс-диагностикой детско-родительских отношений, психоэмоционального состояния ребенка, а также социально-психологического климата детского коллектива.

Для подростковhttps://yandex.ru/turbo/lifemotivation.online/s/razvitie-lichnosti/samorazvitie/art-terapiya

Термин «арт-терапия» впервые был использован в статьях о коррекции девиантного поведения. Сегодня эта методика, позволяющая самореализоваться, активно используется специалистами кризисных центров при работе с трудными подростками. Посещение курсов арт-терапии приносит пользу юношам и девушкам:

  • определить жизненные цели и приоритеты;
  • победить застенчивость;
  • повысить самооценку;
  • научиться общаться с противоположным полом.

Для взрослых

Как метод психологической коррекции арт-терапия используется в работе и со взрослыми. Этой категории клиентов методика помогает:

  • выйти из состояния затянувшейся грусти;
  • простить близкого человека;
  • проработать негативные эмоции (страх, гнев, стыд);
  • вылечить невроз;
  • победить зависимости;
  • повысить самооценку;
  • научиться принимать судьбоносные решения;
  • улучшить отношения с сексуальным партнером;
  • предупредить возникновение эмоционального выгорания.

Арт-терапия для взрослых организуется в кризисных и психологических центрах.

Для пожилых людей

Определение возрастных границ в арт-терапии не требуется. Это направление в психологии также используется при работе с различными категориями клиентов, в том числе с пожилыми людьми. Данной категории клиентов арт-терапия помогает решить социальные проблемы, устранить дефицит общения. Занимаясь в группе творчеством, пожилые люди обмениваются друг с другом своими мыслями, чувствами, переживаниями. Бабушкам и дедушкам творческие занятия дарят желание жить, с пользой проводить время.

Если человек болен неизлечимой болезнью, творчество помогает ему психологически подготовиться к смерти.

Практические игры и упражнения:

  • Изотерапия: рисуем «Приветик».
  • Ребята, как вы здороваетесь со своими друзьями? Говорите им привет? А вы когда-нибудь видели приветик? Сегодня мы попробуем нарисовать приветики. Каждый ребенок на отдельном листе обводит свою ладонь по контуру. В центре ладони рисуем смешную рожицу. Договариваемся, что приветик нужно будет подарить кому-нибудь по желанию: маме, папе, другу…чтобы порадовать.
  • Изотерапия: рисунки из отпечатков пальцев.
  • Макая пальцы в блюдце с водой, а затем – в краску, оставляем на листе отпечатки пальцев – разными цветами. Затем с помощью фломастеров или карандашей «превращаем» отпечаток в какой-нибудь предмет, живое существо и т.д.
  • Изотерапия: рисуем сказки-загадки.
  • Каждый ребенок загадывает какую-либо известную сказку. Затем пробует ее схематично изобразить. После того как все нарисуют, по очереди угадываем сказки друг друга.
  • Изотерапия: рисуем кляксы.
  • Цель:         стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников. Развивать воображение и фантазию
  • На одной половине листа А4 с помощью красок, кисти и воды ставим кляксы. Затем сгибаем лист пополам, проглаживаем, разворачиваем. Даем немного подсохнуть. Ищем в получившихся пятнах какое-либо изображение, придаем ему законченный вид фломастером.

Изотерапия: обрывная аппликация «Золотая рыбка».

Цель: Профилактика тревожности и страхов.

На шаблоны золотой рыбке с помощью клея ПВА прикрепляем кусочки цветной бумаги, которые отрываем постепенно от большого листа. На другой стороне рыбки пишем три желания.

Изотерапия: аппликация из геометрических фигур «Моя семья»

Цель:         помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.

Из предложенных цветных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) разного размера, предлагается выложить свою семью, приклеить получившихся человечков на лист.

Изотерапия: создаем коллаж на тему «Цветочный сад»

Вырезаем из журналов картинки, делаем коллаж на предложенную тему.

Цель:         развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов

Изотерапия: рисование мыльными пузырями.

Цель:         способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений. Способствовать расширению эмоционального опыта.  

- сделать цветную воду для рисования пузырями (вода+краска+средство);

- выдувая мыльные пузыри на бумаге, рисуем цветы;

- пока цветы сохнут, из цветной бумаги вырезаем для них листья;

Техника «Рисование клубком»

Данная техника может использоваться для повышения самооценки детей с симптомом «не умею рисовать», развитие креативности, диагностика. В ходе работы психолог должен размотать клубок ниток и показать детям, как создать на полу или столе узоры или картины. Затем клубок берет по очереди каждый ребенок и, разматывая его, создает композицию, после чего проводится обсуждение.

 Вопросы для обсуждения: —какие буквы ты здесь видишь; —какие фигуры ты здесь видишь; —можешь ли ты здесь разобрать какиелибо цифры; —какое блюдо здесь нарисовано; —что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие-нибудь события.

В индивидуальном режиме эта техника может быть использована с агрессивными детьми, гиперактивными, легко отвлекаемыми и замкнутыми.

Техника «Ниткография»

 Если нитку (30–50см) опустить в краску, затем выложить на листе по собственному усмотрению, оставив вне листа лишь кончик, а затем накрыть сверху другим листом, и придавив его рукой, вытянуть нитку из пространства между листами, то на обоих примыкавших к окрашенной нити поверхности останутся необычные отпечатки. Если предложенный ребенком сюжет носит проблемный характер, ему предлагается нарисовать рисунок на тему, например, «Если бы эта история продолжилась, то, как бы развивались события?» или «Что бы ты изменил в этой истории к лучшему?» и т.п.

Техника «Рисование истории»

Задачами данной техники являются диагностика, коррекция неадекватных моделей поведения, разрешение внутренних конфликтов, снятие эмоционального напряжения.

 В ходе работы ребенку предлагается нарисовать иллюстрацию к какой-либо истории. Затем психолог проводит с ребенком обсуждение. Если предложенный ребенком сюжет носит проблемный характер, ему предлагается нарисовать рисунок на тему, например, «Если бы эта история продолжилась, то, как бы развивались события?» или «Что бы ты изменил в этой истории к лучшему?» и т.п. Следующие рисунки создаются по принципу комиксов, пока проблемная ситуация не разрешится. После каждого рисунка педагог проводит обсуждение. Техника «Рисунок по кругу» Данная техника используется при групповой работе, способствует сплочению группы, вовлечению в процесс даже самых неактивных участников, развитию креативности, повышению самооценки. Ход работы: ребята рассаживаются по кругу, у каждого в руках карандаш и подготовленный заранее лист бумаги. Расположенный вертикально лист делится на 3 части, и затем 1 и 3 части заворачиваются вовнутрь, подобно конверту. Далее следует инструкция: «Сейчас мы с вами вместе создадим фантастическое существо. Первый человек рисует голову, передает лист другому участнику, а тот рисует тело, не глядя на голову. Затем лист отдается третьему человеку, который рисует ноги. Следующий разворачивает лист, придумывает имя существу и небольшую историю о нем».

 

Техника «Каракули или штриховка»

 Задачи, решаемые в ходе выполнения данной техники: развитие воображения, фантазии, работа с синдромом «не умею рисовать», сплочение группы, снятие эмоционального напряжения. Штриховка и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим мелка или карандаша, могут использоваться в начале занятия. Сам процесс выполнения происходит в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка. В ходе работы, детям предлагается свободно водить карандашом или мелками по листу бумаги без цели. Краски не используются. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, четкими и точными. Могут быть прямыми, изогнутыми, ломаными, закругленными, спиралеобразными, иметь вид галочек, пунктира. В итоге получается сложный «клубок» линий, в котором можно увидеть какой-либо образ либо абстракцию. Получившийся образ можно развить, дополнить, дорисовать, а также выразить свои чувства и ассоциации в связи с этим образом, сочинить историю о нем и т.п. Разновидностью штриховки является метод «фроттаж», когда заштриховывается поверхность листа, под которую подложен плоский предмет или заготовленный силуэт (наверняка каждый пробовал так «проявить» монетку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

Мастер - класс для педагогов "Нейроигры - эффективный инструмент в работе учителя - логопеда"

Познакомить участников мастер-класса с эффективными нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников. Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к...

Здоровьесберегающие технологии в работе дошкольного педагога-психолога с детьми ОВЗ

Здоровьесберегющие технологии очень важны для укрепления здоровья как здоровых детей, так и с ОВЗ. В статье рассматриваются различные подходы к определению данного понятия. Представлена следующая клас...

Нейроигры – эффективный инструмент в работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР

Работая в детском саду и проводя развивающие и коррекционные занятия с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, мы постоянно ищем как традиционные, так и нетрадиционные игры, приемы и средства для работы с...

Наставничество как эффективный инструмент в работе педагога» МОДЕЛЬ «ПЕДАГОГ- РОДИТЕЛЬ»

Наставничество, как эффективный инструмент в работе педагога, многократно доказал свою ценность и эффективность в процессе обучения и воспитания детей. Эта модель взаимодействия, известная также как м...