Мастер - класс для педагогов "Нейроигры - эффективный инструмент в работе учителя - логопеда"
методическая разработка по логопедии

Никулина Людмила Васильевна

Познакомить участников мастер-класса с эффективными нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников. Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного. Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к занятию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 «Алиса» Левокумского муниципального округа Ставропольского края

        

Мастер-класс для педагогов

C:\Users\ЛЕНОВО\Desktop\01008t2f-e167.jpg

 

 Подготовлен

 учителем - логопедом

                                                                      МКДОУ «Детский сад№14 «Алиса»

                                                                                                         Никулиной Л.В.

                                                                                                                        357973

                                                                                               Ставропольский край,

                                                                                                   Левокумский округ,

                                                                                  с. Урожайное, ул. Гулая, 89

lyuda.nikulina.79@list.ru

89097650981                                                                                               

с. Урожайное, 2022г

Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию нейроигр, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.

Задачи:  

- познакомить участников мастер-класса с эффективными нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.

- вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме;

- активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;

- побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к занятию.

Практическая значимость: данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста для развития речевых навыков.

Прогнозируемый результат мастер – класса: 

*получение педагогами представления о методике выполнения кинезиологических упражнений ;

*внедрение в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов нейроигр для активации речевых способностей детей..

Методы и приёмы: упражнения, воспроизведение действий по показу логопеда, слайдовые презентации, игровой метод.

Оснащение: ТСО: экран, проектор; презентация «Нейроигры – эффективный инструмент в работе учителя – логопеда.

Раздаточные материалы: чистые листы бумаги, карандаши, фломастеры, игровые поля, карты – схемы, разноцветные камни, мелкие шарики, карточки с позами рук и картинок.

                                       План проведения мастер – класса

I этап. Приветствие. Вводное слово педагога – мастера. Вхождение в тему.

II этап. Практический.

Задание 1 – Упражнение «Попробуй повтори».

Задание 2- Упражнение «Конструктор букв».

Задание 3- Упражнение «Зеркальное рисование».

Задание 4 – Упражнение «Нейропризнаки».

III этап. Подведение итогов. Рефлексия.

I этап. Приветствие. Вводное слово педагога – мастера. Вхождение в тему.

Слайд-1

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я буду рада поделиться с вами своим опытом работы и проведу небольшой логопедический мастер-класс по теме «Нейроигра – эффективный инструмент в работе учителя-логопеда».

Слайд-2

Слайд-3

Начну своё выступление со слов заслуженного учителя, отличника народного просвещения, логопеда высшей квалификации Т. А. Ткаченко «Запасы профессиональных умений и секретов, имеющиеся у специалистов, должны стать достоянием коллег по работе. Тогда лучшее в опыте одного может принести десятикратную пользу».

Мы наблюдаем, что у детей, имеющих НР, как правило, наблюдаются  нарушения высших психических функций, эмоционально-волевой  и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стороны центральной нервной системы в целом, либо незрелости определенных структур головного мозга.

Все эти трудности у детей с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами логопедии, поэтому использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность более эффективно вести коррекционную работу.  

Слайд-4

Нейроигры− это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений.

Нейропсихологический подход предполагает коррекцию  нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение.

Систему упражнений с нейрокоррекционным воздействием я использую во время логопедических занятий на всех этапах, от момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного звука на материале чистоговорок и  стихотворений.

Слайд -5

На первом этапе для формирования необходимого артикуляционного уклада мы используем метод биоэнергопластики с дидактической куклой Лягушкой-Болтушкой, тактильно-кинестетическую стимуляцию с массажными ковриками.

Слайд- 6

Применяем зеркальное рисование, когда ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный нам звук.

Слайд-7

Используем кинезиологические дорожки для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука. Направлены на развитие координации, формирование содружественных движений двумя руками. Когда левая и правая рука выполняют одновременно разные движения.

Слайд-8

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия позволяют создать новые нейронные связи в коре головного мозга. У детей при этом наблюдается положительная динамика в коррекционном процессе, повышается мотивация и работоспособность,  формируется самоконтроль за речью, звуки быстрее автоматизируются. Такие игры, как «Кулак, ребро, ладонь», «Лезгинка», «Стул» «Стол», «Оладушки» очень любят дети, их можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

Гимнастику мозга можно использовать в качестве динамических пауз или как организационный момент перед началом занятия. Мы с детьми отрабатываем слоговые цепочки и чистоговорки в сочетании с движениями.

Слайд-9

Корректурные пробы применяем для автоматизации звуков

 Слайд-10

Игры с тактильными мешочками, массажными мячиками, орешками. 1. перекладывание из правой руки в левую и наоборот 2. передача соседу и наоборот. 3. по кругу 4. перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая).

Слайд -11

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. А нейроигры являются доступным средством позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Слайд-12

Если обратиться к строению головного мозга мы видим, что правое полушарие мозга человека отвечает за творческое мышление. Эти люди более чувствительны, а также склонны полагаться на свою интуицию в принятии решений.

Левое полушарие отвечает за логическое мышление. Ведущая его роль означает наличия у человека более сильных аналитических способностей, а также лингвистических наклонностей.

А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие?

Слайд-13

Для этого я предлагаю вам пройти 4 легких теста, для которых вам понадобиться только ваша память, чтобы запомнить последовательность букв.

Слайд -14

Для начала предлагают вам сцепить (сплетем) руки в замок, посмотреть большой палец какой из рук оказался сверху. Если сверху оказался палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой, то П;

Слайд -15

Давайте представим себя, что мы целимся в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И соответственно, если при закрытом левом глазе запоминаем букву Л, если при закрытом правом глазе, то букву П;

Слайд -16

Теперь предлагаю вам сложить руки на груди, так называемой позе «Наполеона». Какая же рука оказалась сверху? Запоминаем!

Слайд-17

И предлагаю Вам поаплодировать друг другу. Вы молодцы. Но какая, же рука была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву.

И, что же в итоги у нас получилось? Если больше букв П, то правое, если Л, то левое.

Ну, а для того, чтобы наши полушария работали в полной объеме, предлагаю вам поиграть в нейроигры.

Слайд -18

II этап. Практический.

Слайд-19

Задание 1 – Упражнение «Попробуй повтори».

Суть игры –   воспроизвести положение рук  которое  видиту на карточке, и одновременно произнести название картинки, которая расположена над этой позой руки. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей.

Игру «Попробуй повтори»  рекомендую воспитателям включать  на занятиях, как физминутку, или в совместную деятельность.

Слайд -20

Задание 2- Упражнение «Конструктор букв».

«Конструктор букв» (двуручная деятельность). На выкладывание одновременно двумя руками букв по образцу из камней, пуговиц, шариков и т.д.

Слайд -21

Задание 3- упражнние «Нейропризнаки»

   Перед вами лежит лист  на котором нарисованы картинки, красного и зелёного цвета. Ваша задача левой рукой все большие, красные предметы нужно обвести в кружок. Правой рукой все маленькие, зелёные предметы нужно зачеркнуть. Задание выполняется обеими руками одновременно.

Слайд-22

Задание 4 – Упражнение «Зеркальное рисование».

«Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Уважаемые коллеги, предлагаю на листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры и т.д.

III этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе нейропсихологических методов и приёмов для коррекции нарушений речи, которые вы тоже можете с успехом применять в своей работе.

Слайд-23

   Поднимите вверх большой палец (класс) – если вам было интересно и вы будете применять в своей практике.

  Жест «Виват» (указательный и средний палец руки направлены вверх). Если вы уже используете продемонстрированные методы.

Жест сжатых в кулак пальцев – для вас было не достаточно информативно.

   В завершении я хочу вам пожелать, чтобы самым лучшим отдыхом для вас была работа, лучшим днем был день –«сегодня», самым большим даром-любовь, а самым большим богатством здоровье!

 Слайд- 24

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

C:\Users\ЛЕНОВО\Desktop\i (3).jpgРебро – кулак – ладонь. Нейропсихологическое упражнение. Ребенку нужно запомнить три положения: ребро, кулак, ладонь. Если ребенок может быстро сделать одной рукой, то нужно подключать вторую руку.

C:\Users\ЛЕНОВО\Desktop\img6.jpgРисование двумя руками «Треугольники, круги». За минуту ребенок рисует максимальное количество красивых кругов и треугольников. Можно усложнить одна рука рисует круги, другая – треугольники.

https://i.ytimg.com/vi/ykmQryze_Xc/maxresdefault.jpg

«Молчу — шепчу — кричу». Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом. Подобные нейропсихологические игры и упражнения развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.

Упражнение «лиса и заяц». Показываем пальчиками разных рук лису и зайчика, но показать нужно так, чтобы лиса и заяц не встречались.

Упражнение «Цветочки». Кисти рук – цветочки (сложены бутончиком), пальцы – лепесточки. Лепесточки раскрываются в определенной последовательности. На правой руке – средний и безымянный палец, на левой – указательный и мизинец. Далее меняются положения пальцев.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 «Алиса»

C:\Users\ЛЕНОВО\Desktop\i (2).jpg

C:\Users\ЛЕНОВО\Desktop\Презентация2.jpg

Подготовила:

Никулина Л.В.

учитель –логопед

МКДОУ «Детский сад №14 «Алиса»

                              с. Урожайное, 2022г.

Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи.

Как понять, что у ребёнка есть проблемы:

  • Ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный.
  • Испытывает трудности в усвоении учебной программы. Долго выполняет задания педагога, невнимателен.
  • Заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения.
  • Есть синдром дефицита внимания.
  • Постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память.
  • Плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения.
  • Быстро переключается с одного действия на другое.
  • Присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т.д.).
  • Быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт.
  • Есть проблемы с речью разной сложности.
  • Наблюдается слабая познавательная деятельность.
  • Плохо развита мелкая и общая моторика и т.д.

Часто родители прибегают к помощи педагогов, полагая, что ребёнок не понимает какой-то предмет. Но, порой, причина неусидчивости кроется именно в нарушении работы полушарий. Здесь нужно обращаться к специалисту. Он проведёт диагностику и расскажет подробно о программе коррекции.

На что направлены нейропсихологические упражнения:

  • развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
  • развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
  • работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
  • активизация речи;
  • работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д.

Игры на мозжечковую стимуляцию.

Мозжечковая стимуляция - система упражнений, направленная на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребенка.

Основные виды движений с одним мячом:

- броски вниз двумя руками, вверх двумя руками;

- броски вниз правой, левой рукой, используя разные виды захвата при броске ловле мяча; с хлопками.

Использую эти упражнения на автоматизацию звуков, живое-неживое, летает - не летает и т.д. Например: на звук Ш отбивать правой рукой мячик, на звук Ж левой.

Балансир

Это специальный тренажёр. Задача ребёнка – удержать равновесие. Сопровождайте это упражнение потешками или музыкой. Дети 6-7 лет могут самостоятельно заниматься с балансиром. Такая игра направлена на концентрацию и удерживание равновесия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Нейроигры – эффективный инструмент в работе учителя – логопеда» Подготовила: Никулина Людмила Васильевна учитель – логопед МКДОУ «Детский сад №14 «Алиса»

Слайд 2

План проведения мастер – класса I этап. Приветствие. Вводное слово педагога – мастера. Вхождение в тему. II этап. Практический. Задание 1 – Упражнение «Попробуй повтори». Задание 2 - Упражнение «Конструктор букв ». Задание 3 - Упражнение «Зеркальное рисование». Задание 4 – Упражнение « Нейропризнаки ». III этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд 3

Ткаченко Татьяна Александровна «Запасы профессиональных умений и секретов, имеющиеся у специалистов, должны стать достоянием коллег по работе. Тогда лучшее в опыте одного может принести десятикратную пользу».

Слайд 4

Нейроигры − это эффективная методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений.

Слайд 12

Л П

Слайд 13

Задание 1 – Упражнение «Попробуй повтори».

Слайд 14

Задание 2- Упражнение «Конструктор букв».

Слайд 15

Задание 3- упражнние « Нейропризнаки »

Слайд 16

Задание 4 – Упражнение «Зеркальное рисование».

Слайд 17

Рефлексия вам было интересно и вы будете применять в своей практике. вы уже используете продемонстрированные методы . для вас было не достаточно информативно.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА УСПЕШНУЮ И ПЛОДОТВОРНУЮ РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Роль интерактивных технологий Mimio в работе учителя-логопеда"

Современное образование невозможно без использования интнрактивных технологий. В своей работе учителя-логопеды также успешно применяют интерактивные технологии Mimio в тои числе и для повышения мотива...

Мастер-класс: "Нейроигры – эффективный инструмент в работе учителя-логопеда"

На мастер-классе представлена  система упражнений с нейрокоррекционным воздействием, которые включаются в структуру логопедического занятия для коррекции нарушений речевых и психических процессов...

Нейроигры — эффективный инструмент в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

Существенно увеличилось количество детей, посещающих детский сад с ОВЗ, а также детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). В связи с тем, что процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, з...

"Нейроигра - эффективный инструмент в работе учителя-логопеда"

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада поделиться с вами  опытом работы по теме «Нейроигра – эффективный инструмент в работе учителя-логопеда»....