СООБЩЕНИЕ Тема: Нейродинамические игры – эффективный инструмент в работе учителя-логопеда (практическое занятие)
методическая разработка по логопедии

Гадеева Гульнара Васильевна

Практическое занятие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_neyrodinamicheskie_igry_v_rabote_uchitelya-logopeda.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ЛОГОПЕДОВ И ДЕФЕКТОЛОГОВ

СООБЩЕНИЕ

Тема: Нейродинамические игры –

эффективный инструмент в работе учителя-логопеда

(практическое занятие)

Подготовила: Гадеева Г.В.

учитель-логопед МБДОУ д/сад №3

29.11.2022

г. Чебаркуль

НЕЙРОРОДИНАМИЧЕСКИЕ ИГРЫ –

эффективный инструмент в работе учителя-логопеда

Уважаемые коллеги!

Начну своё выступление со слов заслуженного учителя, отличника народного просвещения, логопеда высшей квалификации Татьяны Александровны Ткаченко «Запасы профессиональных умений и секретов, имеющиеся у специалистов, должны стать достоянием коллег по работе. Тогда лучшее в опыте одного может принести десятикратную пользу».

Почему именно нейропсихология?

Нейропсихология - наука на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

• Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой.

• Он является здоровьесберегающей и игровой технологией.

• Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

А именно движение является ведущей деятельностью дошкольника и младшего школьника. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка.

Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.

Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.

Построение коррекционной работы идет в соответствии с развитием и формированием основных психических функций в онтогенезе.

Как диагностическая, так и коррекционная модели представляют собой трёхуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А. Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга.

1-й блок – регуляции тонуса и бодрствования.

2-й блок – приема, переработки и хранения информации.

3-й блок – программирования, регуляции и контроля.

Мы работаем на основе базового алгоритма «Метода замещающего онтогенеза» и преимущественно ориентированы на коррекцию и абилитацию 1-го функционального блока, где происходит оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга и базиса для формирования подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий.

Коррекция ведется совместными усилиями логопеда и психолога. И сегодня я хочу вас познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование базовых психофизических процессов, которые в свою очередь дают толчок к формированию ВПФ.

Мы привыкли, что можно тренировать тело – выполнять физические упражнения, или хотя бы делать зарядку по утрам. Но давно доказано, что мозг тоже поддается тренировке. Что самое интересное, тренировать его можно выполняя специальные физические упражнения. Звучит фантастически? Сегодня я буду рада поделиться с вами своим опытом работы, который посвящен нейродинамическим играм.

Все игры хороши, но у нейроигры есть своя изюминка, потому что направлена на развитие у детей возможностей контролировать свои действия через движение, а для интеллектуального и речевого развития на первом месте стоит двигательное развитие. Двигательное развитие составляет основу для становления – ВПФ. В онтогенезе ребенка двигательное развитие значительно опережает формирование речи и мышления. Вот почему коррекционная работа сначала должна быть направлена на формирование моторики (общей, ручной, пальцевой, мимической и артикуляционной), а потом направлена на формирование мышления и речи, но не наоборот.

Нашу встречу предлагаю начать с нейродинамической гимнастики.

Колокольчик мой дружок, собери друзей в кружок.

  1. Потягушки;
  2. Дыхательная (кулаки сжимаем, плечи мы не поднимаем, носом вдыхаем, пальцами играем звук [З]);
  3. «Козелок» (поочередно руки в стороны на козелок 1-6);
  4. «Ладони растираем»;
  5. «Ладони мы вращаем»;
  6. «Здравствуй палец».

Нейродинамические игры я использую на всех этапах занятия, например, - Гласная распевка (метод биоэнергопластики с руками) – для детей это подготовительный этап перед выполнением артикуляционной гимнастики, а взрослым помогает подготовить речевой аппарат перед выступлением, а если ее выполнять перед зеркалом, так еще и настроение поднимается.

Графомоторные дорожки – помогают автоматизировать поставленный звук изолированно, в слогах, словах, стихотворениях.

Зеркальные картинки - применяем зеркальное рисование, когда ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный нам звук.

Нейрокарточки – различаем звуки с переключением позы рук.

Колокольчик мой дружок, собирай друзей в кружок.

Нейроигры можно использовать в качестве динамических пауз.

  1. Кулак, ребро, ладонь очень любят дети, их можно усложнить, добавив между движениями хлопок, локоть и т.д.
  2. Стул, Лезгинка + усложнение.

- Подвязала Лиза розы, засадила две занозы.
- Загрузили в кузов, семь возов арбузов.

Игры с шариками «Су-джок».

  1. Перекладывание из правой руки в левую и наоборот;
  2. Перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая).
  3. Передача себе – соседу;
  4. По кругу.

Приглашаются 2 участника для выполнения игры «Кинезиологические таблицы» на дифференциацию оппозиционных звуков [С;Ш], [Р;Л] со стрелками.

         Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе нейрофизиологических методов и приёмов для коррекции нарушений речи, Нейроигры очень просты и доступны – упражнения можно выполнять в любое время, выделите на это хотя бы несколько минут для себя. И вы сохраните ясность ума и молодость мозга на долгие годы, Здоровья Вам! Благодарю Вас за активное участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: "Нейроигры – эффективный инструмент в работе учителя-логопеда"

На мастер-классе представлена  система упражнений с нейрокоррекционным воздействием, которые включаются в структуру логопедического занятия для коррекции нарушений речевых и психических процессов...

Арт-терапия -эффективный инструмент в работе дошкольного педагога- психолога.

В данной публикации вы познакомитесь с некоторыми видами арт-терапии. Будут предложены игры и упражнения для реализации данной технологии....

Мастер - класс для педагогов "Нейроигры - эффективный инструмент в работе учителя - логопеда"

Познакомить участников мастер-класса с эффективными нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников. Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к...

Логопедические сказки, как эффективный инструмент в работе с детьми с нарушениями речи.

Приёмы работы с логопедическими сказками. Практическая деятельность на базе пальчиковаго театра....

Методическая разработка учителя-логопеда: «Практические упражнения при использовании песочной терапии в коррекции речи детей с ОВЗ»

В данной разработке описаны упражнения, игры, которые положительно влияют на развитие речи  детей с ОВЗ...