"Нейроигра - эффективный инструмент в работе учителя-логопеда"
методическая разработка

Виноградова Оксана Сергеевна

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада поделиться с вами  опытом работы по теме «Нейроигра – эффективный инструмент в работе учителя-логопеда».

          Иван Петрович Павлов  сказал «Развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущество в интеллектуальном развитии».

Все мы знаем, что наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою работу. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, выполняет различные мыслительные операции. Что же делает правое полушарие? А правое полушарие – это наша интуиция, образное мышление, фантазия и творческие способности.

Мы наблюдаем, что у детей, имеющих НР, как правило, наблюдаются  нарушения высших психических функций, эмоционально-волевой  и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стороны центральной нервной системы в целом, либо незрелости определенных структур головного мозга.

         Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи. Поэтому использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность более эффективно вести коррекционную работу. 

Нейропсихологический подход предполагает коррекцию  нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение.

А сейчас мне бы хотелось поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и упражнениями, которые я использую во время логопедических занятий на всех этапах, от момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного звука на материале чистоговорок и  стихотворений.

На первом этапе для формирования необходимого артикуляционного уклада мы используем метод биоэнергопластики с дидактической куклой Кошкой-Болтушкой или помогаем рукой.

В своей работе я использую нейродорожки для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука.  А также дорожки, когда левая и правая рука выполняют одновременно разные движения, при этом мы развиваем межполушарные связи.

Применяем зеркальное рисование, когда ребенок рисует одновременно двумя руками произнося нужный нам  звук или слог. Начинаем с легких заданий и усложняем.

В своей работе мне нравиться использовать кинезиологические упражнения. Их  можно использовать в качестве динамических пауз. Мы с детьми отрабатываем слоговые цепочки (са-со-су сы) и чистоговорки (ла –ла- ла – прилетела к нам пчела)  в сочетании с движениями. Такие игры, как «Кулак, ребро, ладонь», «Дом- замок-ежик», «Колечко»

Белый снег, белый мел

Белый заяц тоже бел

Только белка не бела

Белой даже не была.

Для автоматизации поставленного звука в словах используем нейротаблицы. Ребенок одновременно двумя руками закрывает картинку и четко называет ее.

А также на автоматизацию звука в словах мы используем упражнение Веселые пальчики. Ребенку необходимо назвать картинку и поднять пальчик с нужным цветом на одновременное на обоих руках.

Нейроупражнение « Стрелочки»,  развивает умственную активность и межполушарное взаимдействие.

 

Следующая игра – прохлопывание ритмов по образцу. Является важным направлением коррекции в преодолении речевых нарушений. Развивает не только чувство ритма, но и умение повторять последовательность движения.

На занятиях по обучению грамоте я использую нейроупражнение «Конструктор букв». Когда дети с помощью счетных палочек (камней Марблс, пуговиц) выкладывают букву одновременно двумя руками. Развивается зрительно-моторная координация.

Следующие  игры, которая нравятся детям это игры с пинцетом  и разноцветные стаканчики.  Эти игры мы используем на автоматизацию звуков в словах, словосочетаниях.

А также во время дифференциации звуков. Например, если З- зеленый стаканчик Ж- оранжевый стаканчик.

На индивидуальных занятиях  я использую нейроскакалку.

Нейроскакалка - тренажер для развития межполушарного взаимодействия, общей моторики. Так же может использоваться для развития речи: прыгнуть столько раз сколько слогов в слове.

Ну и конечно же универсальный тренажер – мяч. Игры направлены на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, на развитие межполушарного взаимодействия. Игры: если услышишь звук ш - отбивай мяч правой рукой, з – левой. Мяч бросай – диких животных называй.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе нейропсихологических методов и приёмов для коррекции нарушений речи, которые вы тоже можете с успехом применять в своей работе.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_dlya_pedagogovo.docx915.7 КБ

Предварительный просмотр:

Нейроупражнение «Конструктор букв».

Дети с помощью счетных палочек выкладывают букву одновременно двумя руками.

https://sun9-80.userapi.com/impg/-0gO-gq760DINBvEBrYPuNEdh6MkhVc1fdVjeQ/FYTEwFiuJyk.jpg?size=1280x961&quality=96&sign=b75deb29db060d563f6c5256f230ff14&type=album

Нейроупражнение «Стрелочки»

https://sun9-71.userapi.com/impg/y_VPkCzx1yF0bbcTUxMV1MFWndWOOBqPFKWGQg/oiBDgbFlqdk.jpg?size=811x1080&quality=96&sign=b2f4a4125483ec15e83b51d94cabe75c&type=album

Нейроигра «Веселые пальчики»

C:\Users\Вадик\Desktop\Новая папка\OHaja6BIkQQ.jpg

C:\Users\Вадик\Desktop\Новая папка\73yfoe2j7hU.jpg

Нейроупражнение «Повтори ритм»

C:\Users\Вадик\Desktop\Новая папка\pawsj36bQ5g.jpg

Игры с пинцетом  и разноцветные стаканчики.

Используем на автоматизации звуков в словах, словосочетаниях. А также во время дифференциации звуков. Например, если З- синий шарик Ж- красный шарик.

https://sun9-51.userapi.com/impg/VcbQyGVlLfufefvYZyx-bRVhVobAkL3Iw-Jd2Q/FyJxSfF7ipQ.jpg?size=1280x961&quality=96&sign=ed351892e5b58367d0bca964431825b6&type=album

Нейроскакалка

Нейроскакалка - тренажер для развития межполушарного взаимодействия, общей моторики. Так же может использоваться для развития речи.

     

Ну и конечно же универсальный тренажер – мяч.(1. перекладывание из правой руки в левую и наоборот 2. передача соседу и наоборот. 3. по кругу 4. перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая).

https://i.pinimg.com/originals/43/a6/e9/43a6e92e10526bf3906360dd5268d9dc.png

Таким образом,  активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей не только психические процессы, но и речевые недостатки.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 комбинированного вида»

C:\Users\ЛЕНОВО\Desktop\i (2).jpg

Подготовила:

Виноградова О.С.

учитель – логопед

МДОУ «Детский сад №14 комбинированного вида»

                       г. Шуя

– это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи.

Ребёнок гиперактивный или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный.

  • Испытывает трудности в усвоении учебной программы. Долго выполняет задания педагога, невнимателен.
  • Заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения.
  • Есть синдром дефицита внимания.
  • Постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память.
  • Плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения.
  • Быстро переключается с одного действия на другое.
  • Присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т.д.).
  • Быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт.
  • Есть проблемы с речью разной сложности.
  • Наблюдается слабая познавательная деятельность.
  • Плохо развита мелкая и общая моторика и т.д.

развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;

  • развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
  • работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
  • активизация речи;
  • работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д.

Метод биоэнергопластики 

https://sun9-36.userapi.com/impg/ky186_8S23mv9Gu-9u7GJsCix67CZsRcaSsAaQ/AJFv6LJ_yQY.jpg?size=811x1080&quality=96&sign=da41d95c698991eb574d6707ee507359&type=album

Применяем зеркальное рисование когда ребенок рисует одновременно двумя руками произнося нужный нам  звук или слоги.

https://i.pinimg.com/originals/b8/bc/e3/b8bce3f73a5b3cd6a862a7b72f9ed6a0.jpg

Нейродорожки для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука.  А также дорожки, когда левая и правая рука выполняют одновременно разные движения.

 https://sun9-19.userapi.com/impg/3BNsjYbEHTHQadRd5hqeAnWNW7glLw-Sg1JUhw/49_0wc3Fjqk.jpg?size=1280x961&quality=96&sign=a8b9e4c2818db1033cc23ad97e46df1f&type=album

Кинезиологические упражнения.

Такие игры, как «Кулак, ребро, ладонь», «Дом- замок-ежик», «Колечко» очень любят дети, их можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

Упражнения можно использовать в качестве динамических пауз или отрабатываем слоговые цепочки (са-со-су сы) и чистоговорки (ла –ла- ла – прилетела к нам пчела)  в сочетании с движениями.

https://sun9-8.userapi.com/impg/F4gthJPCfhtxeUanzdpUfEGTIXb6_sbCX2jmog/EAgOhXodjfk.jpg?size=441x228&quality=96&sign=58d6316b6c6cb0528b1775df8f43dbb1&type=album

Для автоматизации поставленного звука в словах используем нейротаблицы. 

Ребенок одновременно двумя руками закрывает картинку и четко называет ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: "Нейроигры – эффективный инструмент в работе учителя-логопеда"

На мастер-классе представлена  система упражнений с нейрокоррекционным воздействием, которые включаются в структуру логопедического занятия для коррекции нарушений речевых и психических процессов...

Мастер - класс для педагогов "Нейроигры - эффективный инструмент в работе учителя - логопеда"

Познакомить участников мастер-класса с эффективными нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников. Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к...

Нейроигры – эффективный инструмент в работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР

Работая в детском саду и проводя развивающие и коррекционные занятия с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, мы постоянно ищем как традиционные, так и нетрадиционные игры, приемы и средства для работы с...

Нейроигры — эффективный инструмент в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

Существенно увеличилось количество детей, посещающих детский сад с ОВЗ, а также детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). В связи с тем, что процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, з...