Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Русская матрешка"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Партина Елена Николаевна

Цель: приобщение детей к декоративно - прикладному искусству России через знакомство с игрушкой - матрешкой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_matreshka.docx339.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Русская матрешка»

Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой.

Задачи:

- познакомить детей с историей создания русской матрешки;

- вызвать желание стать художниками мастерами и разукрасить силуэт матрёшки;

- развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны;

- развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки;

- воспитывать любовь к народному искусству.

Оборудование и материалы:  белые силуэты матрёшек с альбомный лист, акварель, стаканы с водой, восковые мелки, влажные салфетки, бумажные салфетки,  стаканчики с кисточками, деревянные матрешки,  презентация «Русские матрешки».

Ход занятия:

Воспитатель:

Пять девчонок деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах здесь, на выставке живут,

Всех матрешками зовут.

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается на две половинки, (показ)

В ней живет еще одна куколка в серединке.

Эту куколку открой – будет третья во второй. (Показ)

Половинку отвинти, плотную, притертую

И сумеешь ты найти куколку четвертую. (Показ)

Вынь ее, да посмотри, кто в ней прячется внутри? (Показ)

Прячется в ней пятая, куколка пузатая.

Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд, сестры-куколки стоят.

Воспитатель:  Нравятся вам матрешки? А хотите узнать, как матрешки появились в России?

 А теперь я расскажу вам откуда же пришла наша русская матрёшка, а вы смотрите, и слушайте (показ слайдов презентации «Русская матрёшка). Появилась первая матрёшка в России 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка - розовощекая девочка с льняными волосами, в простой крестьянской одежде - в сарафане, переднике, с петухом. Матрешку сразу очень полюбили взрослые и дети. А вы знаете, почему игрушку назвали - матрешкой?

Дети. (Ответы)

Воспитатель: Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!», так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой. Воспитатель: Сегодня появились самые разнообразные матрешки- персонажи из русских народных сказок, стали появляться матрешки- мужчины. Матрешки стали отличаться по росписи, размерам, количеством вкладышей (от 8 до 60 шт.). Производством матрешек занимаются во многих городах и селах нашей страны: в г. Семенове, в селе Полхов – Майдан, в г. Сергиевом Посаде (Загорске), Твери и других городах. Наиболее известны три вида матрёшек, слушайте и смотрите:

Семёновская матрёшка.

-Мы из тихого, зеленого городка Семёнова!

Мы в гости к вам пришли,

И букет цветов садовых

Вам в подарок принесли.

Воспитатель: в городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название - Семёновская матрёшка. Расписывают ее следующим образом. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают «наводку» черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губы, очеркивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке. Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Когда наводка готова, роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И лакируют. И вот перед нами яркая матрешка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. А на голове у матрешки что?

Дети: Платок.

Воспитатель: посмотрите, как платок завязан?

Дети: на узелок.

Воспитатель: дети, посмотрите и скажите - какие цвета в росписи используют художники?

Дети: жёлтый, зелёный, малиновый, красный.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас вы все вставайте, и с матрёшкой поиграйте!

Физкультминутка "Нарядные Матрешки"

Хлопают в ладошки дружные матрешки (хлопают в ладоши).

На ногах сапожки, (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) топают матрешки (топают ногами).

Влево, вправо наклонись (наклоны телом влево – вправо),

Всем знакомым поклонись (наклоны головой влево - вправо).

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых, вы похожи словно сестры (руки к плечам, повороты туловища направо – налево).

Ладушки, ладушки, веселые матрешки (хлопают в ладоши).

Сергиев – Посадская матрешка.

«Я из Сергиева – Посада!

Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор

На переднике узор.

Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой».

Воспитатель: Сергиев – Посадские матрешки одеты в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан. Они всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.

Воспитатель: дети, посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена матрёшка?

Дети: желтый, красный, синий.

Полхов - Майданская матрёшка.

«Мы матрешки из Полхов – Майдана!

Можем стать звездой экрана.

Украшен наш наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными».

Воспитатель: Вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа - грунтовка клейстером и наводка – выполняются так же, как и у Семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами и фартука. Вместо этого – условный овал, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.  Пышные розы, георгины, колокольчики, розаны, ягодки украшают эту матрешку. Форма данной матрешки более вытянутая, голова небольшая.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки?

Дети: веселые, озорные, игривые, радостные, праздничные, добрые, ласковые.

Воспитатель: У каждой матрешки есть автор и живут они в разных городах. И матрешек они расписывают разных и даже на мотив русских народных сказок. Дети, посмотрите и назовите: на мотив каких сказок расписаны эти матрешки?

Дети: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».

Воспитатель: Сегодня матрешку знают во всем мире. Дарят ее на память о нашей стране. Она стала русским сувениром. Посмотрите, какие они нарядные и красивые. (Показ). Как вы думаете, из чего сделаны матрешки?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Да, они деревянные. Их сначала вытачивают на станке, затем грунтуют крахмалом, расписывают и покрывают лаком. (Показ иллюстраций). Вот как получаются эти яркие и веселые игрушки.

Воспитатель: Посмотрите, у меня есть силуэты матрешек. Они не раскрашены, поэтому выглядят не нарядно, не ярко. Хотите сегодня стать мастерами – матрешечниками и украсить силуэты красивым узором?

Дети(Ответы)

Воспитатель: Сейчас мы с вами как настоящие мастера будем создавать своих матрешек, и я приглашаю вас на фабрику по росписи матрешек. Для этого уже все готово. Проходите на свои места, садитесь правильно: спинка ровная, коленки под столом дружат, рукава засучены и приступайте к работе (поощрять детей за проявление творческой активности, напоминать про осанку и по правила работы с кистью).

Воспитатель: Перед началом работы проведем пальчиковую гимнастику:

Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни.

Раз, два, три, четыре, пять –

Не сидится им опять. Постучали, повертели,

И работать захотели.

Воспитатель:

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Показ с объяснением.

Выполнение работы

Воспитатель: Очень любят все матрешки разноцветные одежки! (Приглашаются дети рассмотреть работы).

Кем вы были сегодня на занятии? Какую матрешку мы рассматривали? О каких матрешках вы узнали сегодня на занятии? Как называются матрешки, которых мы рассматривали? Чему вы сегодня научились? Какая матрешка получилась самая веселая? Какая матрешка получилась самая нарядная? У какой матрешки самый яркий сарафан? У какой матрешки самый красивый платочек?

Дети (Ответы)

Молодцы! Очень красиво расписали матрешек, каждая Матрёшка хороша по-своему и они символизируют любовь и дружбу. Вы настоящие мастера!

Воспитатель: Мы узнали сегодня много интересного: познакомились с историей, видами и особенностями росписей матрешек и вы расписали шаблоны матрешек. Мне очень понравилось, вы были активными, и хочу сказать спасибо вам, ребята!              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию "Украсим платочек для матрешки"

Занятие предназначено для детей младшей группы....

Конспект занятия по рисованию в старшей группе Тема: «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»

Программные задачи: Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги). Закрепить умение детей создавать декоративную композици...

Конспект занятие по рисованию в старшей группе. Рисование с элементами аппликации. «Нежные подснежники»

Задачи:Научить детей воплощать в художественной форме свои представления о первоцветах (подснежники, пролески). Совершенствовать аппликативную технику. Формировать композиционные умения. Развивать чув...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования

Рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции, они с огромным желанием рисуют, творят и соч...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему "Матрешки".

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему "Матрешки". ...

Конспект занятия по рисованию в средней группе "Матрешка"

Конспект занятия по рисованию в средней группе "Матрешка"...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное развитие дошкольников.Задачи занятия: Образовательная: познакомить детей со способами изображения весны в творчестве ...