Самообразование воспитателя "Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста"
материал по рисованию (младшая группа)

Головачева  Елена Олеговна

Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за движения пальцев рук и речи, расположены близко и поэтому речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. В то же время, речь способствует социализации детей, помогает найти оптимальные связи с окружающими, выстроить взаимоотношения в мире.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobraz._golovacheva.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 п.г.т.  Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Янтарик»

План работы по самообразованию

Тема: "Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста"

Воспитатель:

Головачева Елена Олеговна

Смышляевка 2020г.

Тема: "Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста"

Группа: Первая младшая

Воспитатель: Головачева Елена Олеговна

Начало работы над темой: Сентябрь 2019г.

Окончание работы над темой: Апрель 2020г.

Цель самообразования по теме:

-Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у младших дошкольников через нетрадиционную технику рисования.

-Развитие у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

-Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

-Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи самообразования:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

2. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

3.Развивать чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия.

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Ожидаемые результаты:

  • Динамика развития мелкой моторики.
  • Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
  • Пополнение различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

 Форма самообразования: индивидуальная.

 Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

 Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме

 Посещение НОД у воспитателей своего ДОУ

 Самоанализ и самооценка НОД в своей группе

 Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию

1.Создание игровой ситуации.

2.Показ воспитателя.

3.Использование движения руки.

4.Сравнение двух техник.

5.Проговаривание последовательности работы.

При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.

 

 Формы проведения:

рисование пальчиками;

рисование губкой:

рисование ладошками;

рисование ватными палочками.

         Изучение методической литературы по теме:

  1. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.
  2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010 г.
  3. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
  4. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
  5. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

Актуальность .

Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за движения пальцев рук и речи, расположены близко и поэтому речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. В то же время, речь способствует социализации детей, помогает найти оптимальные связи с окружающими, выстроить взаимоотношения в мире.

 Всем хорошо известно высказывание В.А. Сухомлинского о том, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев, в актуальности проблемы развития мелкой моторики у детей можно не сомневаться. Следует отметить, что ,несмотря на разработанность темы, она относится к разряду вечных, так как каждый ребенок требует своего подхода,  и каждый педагог ищет собственные пути решения поставленных перед ним задач. 

Содержание и виды работы педагогов по развитию мелкой моторики зависят и от возраста ребенка, от его подготовленности к освоению видов деятельности.

Развитие ребенка младшего дошкольного возраста является основой формирования основных функций и систем, так как на этот период приходятся важнейшие сензитивные периоды. Крайне важно подобрать именно такие способы развития мелкой моторики, которые интересны и доступны.

В современной литературе описываются различные средства, техники, формы, направления развития мелкой моторики, но мы считаем, что важнейшим среди них выступает изобразительная деятельность ребенка, дающая возможность экспериментировать с цветом, формой с помощью неожиданных материалов и  позволяющая детям раннего и младшего дошкольного возраста быть по-своему успешными.

План работы  на 2019 - 2020 учебный год.

МЕСЯЦ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Форма отчетности

СЕНТЯБРЬ

Изучение научной и учебно-методической литературы. Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразования, подбор материала, учитывая возрастные особенности детей.

Консультация о значении развития мелкой моторики в раннем возрасте. Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в раннем возрасте.

ОКТЯБРЬ

Рисование губкой:

"Осенние листочки"

"Грибочки"

"Репка"

Подбор буклетов о развитии мелкой моторики с помощью нетрадиционных методах рисования.

Выставка рисунков

НОЯБРЬ

Рисование ладошками

Коллективная работа "Дерево Дружбы"

Оформление папки-передвижки «Развитие мелкой моторики через нетрадиционную технику рисования»

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

Текстовый материал.

ДЕКАБРЬ

Рисование ватными палочками

"Первый снежок"

"Веселый снеговик"

"Новогодняя ёлка"

Подборка буклетов с примерами, заданиями рисования с помощью ватных палочек.

Презентация на тему

«Развитие мелкой моторики через нетрадиционную технику рисования».

ЯНВАРЬ

Рисование ватными палочками (Тычок)

Снег идет

Бусы для Кати

Зима кругом

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

Выставка рисунков

ФЕВРАЛЬ

Рисование пальчиками

"Машины"

"Кораблик для папы"

"Чашечка для мишки"

Изготовление папки-передвижки "Творчество для детей младшего возраста"

Текстовый материал.

МАРТ

Рисование ладошками:

"Цветы для мамы"

"Птички"

Коллективная работа "Солнышко"

Творческая выставка «Руки мамы и мои ручонки» Совместная деятельность родитель – ребёнок.

Творческая выставка

АПРЕЛЬ

Рисование по трафарету "Животные"

"Первые листочки"

"Овощи и фрукты"

Изготовление буклета: «Игры -рисование  для малышей».

Фотовыставка «Маленькие художники"

МАЙ

Рисование губкой

"Салют"

"Цветы"

"Корзинка для ягод"

"Цыплятки"

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

Презентация по проекту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Таким образом, при изучении опыта работы была сделана попытка найти возможные пути развития и совершенствования координации движений рук, зрительно - двигательной координации и развития мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Из проведенной исследовательской работы можно сделать вывод, что использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствовало развитию у детей мелкой моторики рук.

Считаю наиболее приемлемым использование в работе нетрадиционных техник изображения, т.к. дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно - моторной координации. Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками: ладошкой, пальцами. Кроме того, внедрение в практику нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

В рамках занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия  не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация . Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы. Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установле...

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

В статье рассказывается о развитии мелкой моторики рук, как средстве развития речи детей младшего дошкольного возраста....

Педагогический проект Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

План по самообразованию. «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста».

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой не...

Самообразование "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Самообразование на тему: "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"...

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через игры и специальные упражнения.( самообразование)

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через игры и специальные упражнения....