Проект "Дымкова"
проект по рисованию (средняя группа)

Медведева Елена Брониславовна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dymkovo.docx147.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №67»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Образовательный проект

«Дымковская игрушка»

https://www.present.ru/upload/iblock/f58/f58e977a1294f8a9a53c52f70ae17df6.jpg

                                            Подготовила  и реализовала            

                                                                  Медведева Е.Б. – воспитатель

                                                                  Сроки проведения: 05.04. – 09.04.21

                                                                 

                                                                 

Г. Энгельс

Тип проекта: познавательно –творческий.

Вид проекта: групповой

Время реализации проекта: краткосрочный  

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.

Актуальность проекта: Дымковская игрушка - русская народная игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Более "детскую" игрушку трудно вообразить. Дымковские игрушки привлекают детей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Декоративное рисование дымковской игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Декоративное рисование дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника - декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование красоты окружающего мира, природы.

Цель: развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству

Задачи:

  • познакомить детей с дымковской игрушкой;
  • формировать умение видеть красоту и своеобразие элементов дымковской  росписи;
  • побуждать детей составлять узоры по мотивам народных росписей;
  • воспитывать любовь к народному творчеству;
  • развивать чувство цвета и композиционные умения;
  • воспитывать уважение к работе народных мастеров

 Предполагаемый результат:        

  • формирование интереса к дымковской игрушке;
  • умение составлять узоры по мотивам данной росписи;
  • воспитание уважения к искусству народных мастеров

Основные этапы  реализации проекта:

Подготовительный: .

  • Постановка цели и задач.
  • Изучение методической литературы по теме.
  • Подбор дидактического материала, наглядных пособий
  • Подобрать материал для творческой и продуктивной деятельности.

Основной: Реализация проекта:

Образовательные области

Виды совместной деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Народные мастера», «Знакомство с дымковской игрушкой»

Рассматривание иллюстраций из альбома «Дымковская игрушка».

Познавательное развитие

Беседа: «История возникновения дымковской игрушки»

Дидактические игры: «Назови элемент», «Найди пару», «Собери  целое»,

Речевое развитие

Чтение стихотворений, отгадывание загадок о дымковской игрушке.

Беседа «Особенности росписи дымковских игрушек»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Узоры дымковской игрушки», «Украшение платья по мотивам дымковской росписи».

Раскрашивание трафаретов дымковских игрушек.

Слушание музыкальных произведений: Л. Волокитина «Ярмарка».
Русская народная песня «Ягодка». Русская народная песня «Барыня».

Дидактические игры: «Дорисуй рисунок», «Составь узор»

Физическое развитие

Подвижные игры: «Ручеек». «Горелки». «Перетягивание каната». «Золотые ворота».

Работа с родителями: Консультация «В гостях у дымковских мастериц»         

Заключительный: 

- выставка детских работ «Яркая дымка»;

- участие в конкурсе декоративно-прикладного детского творчества «Волшебство своими руками» на уровне ДОУ.

        

Дидактические игры.

Разрезные картинки на тему «Дымковские игрушки»

Цель: учить собирать картинку из 4-6 частей, развивать эстетическое восприятие.

        

Игра «Найди такой же узор»

Цель: развитие зрительного внимания, памяти, мышления, обучение рассматриванию узоров и их описанию.

Игра «Сложи узор»

Цель: развивать умение различать геометрические фигуры, определять их  цвет, анализировать положение предметов в пространстве; закреплять знание основных цветов, умение сравнивать геометрические фигуры по размеру;  развивать внимание, мыслительные операции.

Игра «Составь узор»

Цель: формировать представление о дымковской росписи, развитие сенсорного восприятия, развитие мелкой моторики.

Игровой материал: силуэты дымковских игрушек (лошадка, петух), силуэты с контурными изображениями узоров, вырезанные элементы узоров.

Игра «Собери целое»

Цель: развивать целостное восприятие, мышление, внимание, память. Закрепить знания о дымковских игрушках, расширять социально-бытовую ориентировку.

Подвижные игры

«Золотые ворота»

Цель: Создание радостного настроения, доброжелательной атмосферы. Воспитание организаторских умений детей. Учить детей соблюдать правила игры.
Описание: Выбирают двух игроков (лучше, если это будут папы). Они отходят в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной». Затем они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». Затем в «ворота» проходят игроки, а сами «ворота» говорят: «золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается, второй – запрещается, а на третий раз не пропустим вас!». «Ворота» закрываются при последних словах и ловят того, кто оказывается в них. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: «луны» или «солнца». Ребенок делает выбор и встает позади соответствующего игрока. Когда все играющие разделились на две группы, устраивается перетягивание, каждый участник кладет руки на пояс стоящего впереди.

«Ручеек»

Цель игры: развитие ловкости, гибкости, подвижности, коммуникативных способностей, образного мышления, фантазии. 

Описание: В игре может участвовать неограниченное количество человек, взятое произвольно, главное, чтобы их число было нечетным (например, от 11 до 21). Все ребятишки, разобравшись по парам, строятся в одну колонну, повернувшись в затылок друг другу, взявшись за руки и подняв их высоко у себя над головами, образуя тем самым как бы импровизированную арку. Один оставшийся игрок и будет ручейком. Он встает, повернувшись лицом к колонне, а затем, наклонившись немного, идет вперед внутри так называемой арки и выбирает одного из участников, взяв за руку и уводя за собой.Новая игровая пара встает позади колонны, становясь последней, а игрок, оставшийся при этом без пары, идет к самому началу шеренги и проделывает тот же самый путь, что и предыдущий участник, выбирая себе пару и уводя ее бегом вслед за собой. Игра может продолжаться бесконечно долго до тех пор, пока не надоест ребятам.

« Горелки»

Цель: закрепить умение действовать по сигналу. Развивать ловкость.

Описание:

Играющие становятся парами. Впереди колонны на

расстоянии 2-3 шагов проводится линия. Один из играющих – ловящий становится на эту линию. Все

стоящие в колонне говорят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут

вдоль колонны (один справа, другой слева), стремясь встретиться, и берутся за руки. Ловящий старается

поймать одного из пары раньше, чем дети успеют

соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то

он, образует с пойманным новую пару, и становится

впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим. Если же ловящему не удаётся

никого поймать, он остаётся в той же роли. Игра

заканчивается, когда все играющие пробегут по одному

разу.

Игра «Викторина»

Воспитатель: Один, два, три – кружок собери (дети строятся в круг) . Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч – отвечай.

  1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)
  2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)
  3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)
  4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)
  5. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (красный, синий, желтый, зеленый)
  6. Где обжигают игрушки? (в печи)

Физкультминутка.

Воспитатель: А теперь представьте, что мы с вами мастера.

Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе, повороты с пружинкой)
Ну-ка, за работу, чудо-мастера!
(руки вперед, в стороны)
Слепим, высушим – и в печь!
(лепят «ладошками» )
А потом распишем
(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают) .
А в печи не калачи, не ватрушки
(машут указательным пальцем)
А в печи – игрушки
(руки вперед) !
(Дети садятся на свои места)

Консультация для родителей

«В гостях у дымковских мастериц»

Самое страшное в ребенке это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам. Одним из самых эффективных способов устранения безразличия является воспитания у ребенка способности к эстетической восприимчивости. Эстетические чувства, восприимчивость к красивому, не только обогащают жизнь ребенка, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.

В русской народной игрушке отражен разнообразный круг детский интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведет ребенка в мир животных, людей, в мир фантазий.

У младших дошкольников неустойчивая память, им сложно воспринимать и запоминать витиеватые формы и узоры. Но дети по своей природе эмоционально отзывчивы к цвету, они неравнодушны к прекрасным сочетаниям, от нежных, мягких до ярких, звучных, радующих глаз красок.

Дымковская глиняная игрушка привлекает детей именно своей яркостью и оригинальностью. Дымковские игрушки, или как любовно называют их – дымка, просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Занятия по декоративному рисованию, лепке, аппликации по мотивам дымки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувство окружающего мира. Ведь основная задача воспитателя, на мой взгляд, привлечь внимание детей к народной игрушке, сформировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с яркой нарядной игрушкой.

Знакомство детей с дымковской игрушкой мы начинаем с рассматривания дымковских игрушек их изображений, рассказываем об особенностях дымковской росписи, обращаем внимание детей на контрастные сочетания, яркие цвета, нанесенные по белому фону. Мы знакомим детей с образами, характерными для русской игрушки: птицей, собачкой, конем, барышней. Важно научить ребенка узнавать знакомую игрушку, видеть ее красоту.

Дымковская слобода издавна славиться своими мастерицами. На всю Русь известны их игрушки и свистульки из глины. В старину занимались лепкой игрушек исключительно женщины и дети до десяти лет. Изготовление игрушек было изначально семейным делом. Секреты лепки и росписи передавались по женской линии: от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется все просто. Вот она отщипнула от глины кусочек, раскатала его колбаской, вот взяла глины побольше, расшлепала в лепешку, вот свернула лепешку воронкой или лопаточкой сделала «ступку» – оказалась юбочка, сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, вылепила ведерки. На голову налепила высокий кокошник, крохотный носик приделала – отличительную особенность Дымковской игрушки – и поставила фигурку сушиться. Стоит водоноска сохнет, а мастерица уже другую фигурку лепит. потом фигурки обжигают в печах, из печи они выходят закаленные, крепкие, звонкие. Разводят на молоке мел и белят фигурки – игрушки.

И тут-то наступает пора их расписывать. В давние времена краски разводили на яичном желтке, что придавало краскам особый блеск. После росписи на игрушки «сажали золото». Листочки настолько тонки, что легче пуха. Мастерицы даже все окна закрывали, чтобы не было сквозняков, и листочки не улетели.

И вот игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными, смотришь, и наглядеться не можешь.

Первоначально мастерицы лепили только свистульки для праздника «Свистопляски» или как его еще называют «Свистунья». Первое место по количеству среди свистулек занимают фигурки уточек или уточек – «крылаток». Уточки – крылатки отличаются рядами оборок крыльев, как будто одеты они в два передника с лепной оборкой – спереди и сзади. Лишь две разновидности дымковских свистулек представляют собой человеческие образы – это всадник на одноголовом или двухголовом коне и «гуляющий кавалер». Сюжет всадника-свистульки типичен почти для всех центров народной глиняной игрушки 19 века, то «гуляющий кавалер» и появившаяся позднее «гуляющая барышня» – дело рук и фантазии только дымковских мастериц. Каждая мастерица лепила их в большом количестве, варьируя положение рук, цвет одежды, узору, высоту и форму шляпы.

Например, наличие свистка у «гуляющего кавалера» удлиняет фигуру, придает ей устойчивость, а небольшой наклон назад создает впечатление мерного движения и «барской» важности персонажа.

Как сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».