Развитие художественной деятельности детей средней группы: приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)
материал по рисованию

Палий Марина Николаевна

Предварительный просмотр:

Палий Марина Николаевна

 воспитатель ОДОД ГБОУ лицея №329

                                             Невского района г. Санкт-Петербурга

Развитие художественной деятельности детей средней группы: приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)

Внутренние резервы детей пятого года жизни раскрываются в разных видах- предпочитаемой ими деятельности: игровой, музыкальной, литературной, художественной. В отличие от детей младшей группы они увереннее комбинируют их, объединяют между собой, потому что им так комфортнее и все можно успеть. Ребенок пятого года жизни органично вплетает свои представления об окружающем мире в разные сферы деятельности.

 В это время у детей появляется - ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном и творческом развитии. Новые черты проявляются в общении средних дошкольников со взрослыми. Они активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в процессе создания коллективной работы (сотворчество), все более активно стремятся к познавательному общению. Дети среднего возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства. Взрослый пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.

      Взрослый развивает эстетические чувства детей. Очень важно обращать их внимание на красоту природы, звучание музыки, яркость изобразительных средств.

      Средний дошкольный возраст называют еще возрастом «почемучек». Это проявляется в многочисленных вопросах детей к педагогу: «Почему?», «За- чем?», «Для чего?» У детей развиваются эстетические чувства: они обращают внимание на красоту природы, разнообразие изобразительных средств. В этом возрасте дети уверенно держат в руках карандаш, рисуют людей, животных, окружающие предметы, с удовольствием лепят, конструируют, занимаются аппликацией. Дети на пятом году жизни знакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства, средствами их выразительности, различают некоторые жанры искусства на конкретных примерах.

       Дошкольники проявляют интерес к предметам народных промыслов, знакомятся с трудом художников-иллюстраторов, архитекторов и скульпторов, проявляют интерес к детским книгам, скульптуре малых форм, необычным архитектурным постройкам.

       Дети интересуются свойствами изобразительных материалов и правилами пользования инструментами, знакомятся с ножницами, правилами пользования ими, овладевают способами и приемами вырезывания.

  В своей работе я использую следующие методы и приемы:

- словесные беседа и указания я провожу начале и в процессе деятельности.  Например, в рисование кошки во вступительной части, чтобы заинтересовать детей можно загадать загадку о кошке. далее провести беседы о животном

 -наглядные использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. например во время беседы предложить  детям посетить выставку кошек и рассмотреть их поближе.  (показ изображения кошек)

-игровые Возрастные особенности детей 3—7 лет и специфика изобразительной деятельности требуют выделения игровых приемов обучения, которые применяются во всех группах. Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра.

Игровые приемы на занятиях повышают интерес детей к изобразительной деятельности, создают положительный эмоциональный настрой и вызывают желание рисовать, лепить, вырезывать и наклеивать, повышают эффективность процесса обучения, способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения. Игровые приемы могут быть различного характера, и применяют их для разных целей. В младших группах для привлечения внимания, повышения интереса к деятельности: кукла, игрушечное животное как бы оживают, разговаривают с детьми, через них воспитатель передает свои указания.

-творческая активность детей: групповая индивидуальная

-приём сотворчества дети выполняют рисунок на подготовленном педагогам силуэте дорисовывать элементы создание коллективных композиций

Важно организовывать творческое развитие детей с помощью интеграции с другим образовательными областями. Уделять внимание предварительной работе с детьми: наблюдения, беседа, знакомство с новой игрушкой, чтение рассказа. Чтоб уточнить представления детей проводятся специальные экскурсии с целью наблюдения объектов изображения, игры в процессе которых ребенок знакомится с цветом, формой, объемом.

В младших группах материал раскладывает воспитатель, иногда он просит детей отнести на стол карандаши, кисти, доски для лепки, тряпочки и т. п. Такая помощь создает у них определенный настрой, интерес к занятию. В средней и старшей группах воспитатель выставляет необходимый материал на отдельном столике, и дети четырех лет самостоятельно берут каждый для себя, а в группе, где дети пяти лет, это выполняют дежурные. Воспитатель учит детей, как рационально и красиво можно расставить принадлежности для работы на столе.

Часть материала не следует выставлять сразу, чтобы не загромождать столы и не отвлекать внимание ребят. Например, клей при аппликационных работах в младшей группе ставится на столы после того, как дети разложат формы на листах, и воспитатель проверил правильность выполнения задания. Иногда не сразу раздается бумага для рисования, а лишь после объяснения приемов работы.

Обычно листы бумаги с подписанными именами детей заранее раскладываются на столах на постоянные места. Таблички с именами для обозначения работ по лепке или конструированию раздаются в конце работы. Одной из главных задач воспитателя является создание творческой атмосферы и охранение у детей до конца занятия интереса к работе.

Изобразительная деятельность является художественно-творческой, поэтому обстановка, в которой она протекает, должна быть эстетически организована.

Все эти методы и приемы помогают мне в развитии художественной деятельности у детей.

Список литературы

Колдина Д: Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий- Мозаика-Синтез, 2010 г.

Леонова Н: Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирование. - Детство-Пресс, 2020 г.

Лыкова И: Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, метод. Рекомендации- Издательство: Карапуз, 2009 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:Развитие художественной деятельности детей младшей группы:приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)

Какие есть методы и приемы в художественно-эстетической деятельности в второй младшей группе...

Развитие художественной деятельности детей подготовительной группы: приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)

Статья о развитии художественной деятельности  детей в подготовительной группе (Из опыта работы)...

Развитие художественной деятельности детей средней группы приемы и методы работы

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везд...

Развитие художественной деятельности детей подготовительной группы: приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)

Развитие художественной деятельности детей подготовительной группы:приемы и методы работы (из опыта работы воспитателя)...

Развитие художественной деятельности детей старшей группы: приёмы и методы работы (из опыта работы воспитателя)

Основная цель моей  работы в рамках художественной деятельности детей старшей группы– это развитие творческих способностей каждого воспитанника, с учетом их индивидуальных особенностей....