«Все, что я воображаю, на листе изображаю», или Изо-терапия в работе с детьми.
статья по рисованию

Ташимова Наталия Александровна

Сегодня у многих дошкольников отмечается повышенная эмоциональная неустойчивость и неуверенность в себе. В сочетании с неудовлетворенностью ребенка в общении со сверстниками и близкими взрослыми эти особенности могут способствовать эмоциональным нарушениям. А современная жизнь сейчас диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным.

Поэтому все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей.

Использование арт-технологий в детском саду – это путь для развития творческих способностей ребёнка, а также к его эмоциональному и психологическому здоровью.  В чем же ценность арт-терапии? В том, что процесс творчества, дает возможность каждому ребёнку свободно выразить свои чувства и фантазии, которые, очень сложно рассказать, тем более маленькому ребенку. Рисование позволяет безопасно разрядить напряжение, которое проявляет малыш. Оно дает возможность заново пережить внутренние обиды прошлого, но в условиях безопасного окружения и безусловной поддержке со стороны воспитателя. Это позволяет развивать чувство внутреннего контроля и порядка, так как творчество приводит к необходимости организовать окружающее пространство вокруг себя. И именно это умение, нужно будет будущему ученику.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_izo-terapiya.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Все, что я воображаю, на листе изображаю», или

Изо-терапия в работе с детьми.

Сегодня у многих дошкольников отмечается повышенная эмоциональная неустойчивость и неуверенность в себе. В сочетании с неудовлетворенностью ребенка в общении со сверстниками и близкими взрослыми эти особенности могут способствовать эмоциональным нарушениям. А современная жизнь сейчас диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным.

Поэтому все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей.

Использование арт-технологий в детском саду – это путь для развития творческих способностей ребёнка, а также к его эмоциональному и психологическому здоровью.  В чем же ценность арт-терапии? В том, что процесс творчества, дает возможность каждому ребёнку свободно выразить свои чувства и фантазии, которые, очень сложно рассказать, тем более маленькому ребенку. Рисование позволяет безопасно разрядить напряжение, которое проявляет малыш. Оно дает возможность заново пережить внутренние обиды прошлого, но в условиях безопасного окружения и безусловной поддержке со стороны воспитателя. Это позволяет развивать чувство внутреннего контроля и порядка, так как творчество приводит к необходимости организовать окружающее пространство вокруг себя. И именно это умение, нужно будет будущему ученику.

Существуют разные виды арт-технологий. Для своей работы я взяла то, что мне ближе всего – это изо-терапия.

Эффективность применения этого метода основывается на том, что позволяет детям выражать свои чувства на символическом уровне. При этом:

  • скрытые переживания выражаются спокойней, свободнее и легче;
  • неприятные или тяжелые волнения не воспринимаются близко к сердцу, а преобразовываются в творчество;
  • появляется возможность отстраниться от тревог и страхов, именно это является первым шагом на пути к освобождению от них.

Дети живут эмоциями и их основное занятие — игра. Именно через игру вместе с творчеством проще всего решать различные проблемы в поведении дошкольников: страхи, капризы и неуверенность в себе, проявлять свои переживания.

Самое главное понять отличие занятий, с использованием нетрадиционных техник рисования от изо-терапии: изо-терапия направлена на сам процесс творения, а не на конечный результат, в ней нет цели, поставленной педагогом. Нельзя высказывать сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику. Таким образом, изо-терапия позволяет каждому ребёнку оставаться самим собой, не испытывать неловкости и обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми.

Поли функциональность изо-терапии поможет решить такие задачи развития как:

  • Коммуникативные: изо – терапии предполагает межличностное общение. Дети в ходе занятий передают свое отношение к окружающим людям, происходит усвоение общечеловеческих и социально-культурных ценностей.
  • Регулятивные: поможет снижению утомления, причем не только актуального, связанного с выполнением образовательных функций, но и общего утомления, связанного, например, с хронической усталостью.
  • Когнитивные: изо-терапии включает у ребёнка осознание себя, своих поступков. Открывается возможность реализации творческих способностей, происходит развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер личности.
  • Развивающие: изо-терапия помогает развивать индивидуальность, способствует личностному росту, усилению саморегуляции чувств и поведения в целом. Повышают открытость в общении и, в конечном счете, создают благоприятный климат в коллективе.

Методы изо-терапии используемые мной в работе.

«Страшилки»

Побороть детский страх можно с помощью рисования. Рисуем с ребёнком "Рогатую Буку», а потом рвём её на мелкие клочки. Лишняя агрессия и напряжение ребёнка выплеснутся красками на бумагу.

«Лепилки»

Хорошо успокаивает и расслабляет лепка из глины или пластилина. Вылепите с ребёнком «Плаксу-Вредину», а потом разделите ее на мелкие кусочки, из которых сразу же можно сделать цветы.

«Догонялки»

 Направленна на снятие агрессии и напряжения, гармонизацию эмоционального состояния. Ребенок в разном темпе (медленно – быстро) делает двумя руками штрихи мелками на листе.

«Разноцветные ракушки»

Помогает снять напряжение, способствует развитию творческого воображения. Попросить ребенка раскрасить морские ракушки (камушки) так, как он захочет.

«Мой страх»

Направлен на снятие напряжения, развитие творческого воображения.

Вариант No1: детям предлагается нарисовать свой страх (на что он похож), рассказать о своём рисунке и спрятать в сундучок.

Вариант No2: разорвать рисунок и выбросить в мусорное ведро.

Вариант No3: превратить рисунок в смешной, пририсовав смешные детали.

«Цветные пальчики»

Помогает снять напряжение и развивать воображение. Предложите ребенку окунуть пальчики в глину (пальчиковые краски) и рисовать по бумаге (оргстеклу). Тема рисунка может меняться.

«Пройди тропинкой к другу»

 Этот метод способствует развитию коммуникации и направлен на объединение. Детям предлагается по очереди рисовать красками друг к другу дороги в круге (большой лист бумаги в виде круга).

«Водные узоры»

Помогает, избавится от страхов, снимает напряжения, развивает воображение. Попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры.

Творчество для детей служит средством, которое помогает разобраться в себе и в своих чувствах, особенно если они просто не могут сами рассказать о своих переживаниях. Используя изо-терапию, педагог может помочь малышу обрести гармонию с окружающим миром и самим собой. Занимаясь рисованием, они станут более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и нахождению собственных оригинальных ответов. У них снизится страх перед неудачей и возможным критическим замечаниям. Возрастёт уверенность в себе и в своих возможностях. Сформируется привычка к свободному самовыражению. Можно смело сказать, что, развивая воображение и творческий потенциал ребёнка, у него так же развиваются личностные и индивидуальные особенности, которые способствуют сохранению психологического, и физического здоровья. Если составить обобщенный «портрет» психологически здорового ребенка, то можно увидеть следующее.

Психологически здоровый ребенок – это ребенок творческий, эмоционально отзывчивый, любознательный и активный, познающий окружающий мир, овладевший необходимыми средствами и способами для общения со сверстниками и взрослыми. Умеющий управлять своим поведением, способный сам решать различные проблемы адекватные своему возрасту. В целом можно сделать следующий вывод, что оптимизация развития психологического здоровья позитивно сказывается на физическом здоровье детей и этому способствуют арт – терапевтические методы и техники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Все, что я воображаю, на листе изображаю», или Изотерапия в помощь родителям

Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием, а также неудовлетворенностью общени...

Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе сдетьми старшего дошкольного возраста»...

из опыта работы «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Новизна опыта по применению арт-терапии заключается в подборе нетрадиционных методов и технологий рисования, активизирующих творческое воображение и мышление дошкольников и гармонизирующих эмоциональн...

Чек-лист для воспитателей "Как подготовиться к работе с детьми в летний период"

Подготовить документацию, оформить группу, подобрать дидактические материалы, материалы для родителей, оформить участок группы....

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми .

У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и веселые, и грустные моменты. Есть и такие ситуации, которые очень хочется вспомнить, заново пережить, быть может, по-новому осмыслить, но до...