Статья: Современные технологии развития художественной деятельности средней группы (из опыта работы воспитателя)
статья по рисованию (средняя группа)

Шапкина Наталья Викторовна

Создание условий для развития творческих способностей детей;

Формирование знаний, способы действия, позволяющие ребенку реализовывать свой творческий замысел;

Вовлекание родителей в совместную творческую деятельность, формирование их всихолого-педагогическую компитентность в области детского творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шапкина Н.В. воспитатель ГБДОУ центр       развития детский сад № 18 Колпинского района Санкт – Петербурга

        Статья                            

                                                         Тема выступления

Современные технологии развития художественной деятельности средней группы (из опыта работы воспитателя)

          Время меняет людей в той же степени, в какой люди меняют само время, наполняя его новым содержанием и смыслом. Попробуем удивить ребенка , совместно устроив своеобразно художественно-игровую деятельность. Она своим же игровым началом будет постоянно притягивать к себе ребенка . Игра с детства является для  него не только самым привлекательным, но и немного таинственным и завораживающим действием. Ребёнок ещё не умеет читать, не понимает по существу ни живописи, ни музыки, но уже играет, создаёт мир своим магическим «как будто». Играя, ребёнок стремится найти сюжет, то есть выбрать одно из событий  окружающей жизни, вообразить себе, что именно он хочет передать. Воспитатель должен в свое время быть готовым помочь ребёнку в приобщении к искусству Этот процесс приобщения к искусству, требует большой предварительной работы

Необходимо четко видеть перед собой задачи по достижению цели развития творческих способностей детей. Их можно выделить три:

  • создать условия для развития творческих способностей детей.
  • сформировать знания, способы действия, позволяющие ребенку реализовать свой творческий замысел.
  • вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, сформировать их психолого-педагогическую компетентность в области детского творчества.

Решение задачи по созданию условий для развития творческих способностей детей реализуем через:

  • создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии со стандартами дошкольного образования, так как именно среда играет огромную роль в развитии творческих способностей ребенка.
  • Среда, стимулирующая развитие, являющаяся его движущей силой, дает возможность ребенку испытывать, использовать и развивать свои способности, проявлять самостоятельность и утверждать себя как активного деятеля. Поэтому при организации предметно-развивающей среды своей группы главным для нас это предоставление детям свободы выбора деятельности. Работая над развивающей средой в своей группе, мы старались учитывать ее принципы построения: гибкого зонирования, индивидуальной комфортности эстетической организации среды с учетом «гендерного подхода».
  • Активно развиваются творческие способности в художественных видах  деятельности: музыкально ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно речевой. Ребёнку необходимо помочь  развивать ту деятельность, которой он начинает заниматься.
  • Работа по развитию творческих способностей детей в группе проводим в образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей.

             Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. В своей работе использую нетрадиционные техники рисования и лепки, так как дети с большим любопытством и интересом используют необычные материалы.              Красивые цветы необычной формы получаются при рисовании мятым кусочком бумаги, штампом, необыкновенные картинки получаются при рисовании ладошкой. Большой восторг вызывает рисование пальчиком, палочкой  по песку. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок? Используя разные крупы, зёрна, пуговицы вместе создаем картинки. Создание коллективных композиций «Вот и осень наступила», «Веселый снеговик», «Подарок для мамы», «Цветочек радуется солнышку» и др. вызывает интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми. В средней группе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка. Например, с детьми средней группы можно нарисовать «Цыпленка», «Пушистого мишку».

Лепка также необходима для развития способности фантазировать, представлять, воображать. Для развития детского творчества в лепке мы учитываем интересы детей, используем разнообразные темы и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). 

Творческие способности мы развиваем с помощью дидактические игр:                             Речевые игры («Что изображено», «Волшебные предметы», «Как сказать правильно?», «Найди дорогу к домику» и т.д.)                                                                                      Сюжетно – ролевые игры (по сюжетам прочитанных сказок, произведений)

Конкурсы, досуги, развлечения                                                                                     --Изобразительная деятельность                                                                                  -Театрализованная деятельность

В группе есть отдельный уголок различных видов строительного материала, где дети каждый день строят, изобретают, возводят новые дворцы и замки. Также имеются различные конструкторы ( крупный и мелкий) игры, способствующие развитию детской фантазии и творчества. Каждый ребенок может выбрать игру по интересам, дидактические и настольно – печатные игры.

Уголок творчества – это бесспорно, самое творческое место в нашей группы. В нем представлено все разнообразие материалов для самостоятельного творчества детей (карандаши, бумага, мелки, краски, доски, раскраски, контурные шаблоны для изображения зверей, природный бросовый материал, пластилин, стеки).

Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества, она понятна и близка ребёнку. Участвуя в ней, дети знакомятся через музыку, образы, звуки с окружающим миром. В нашем репертуаре в основном русские народные известные сказки, знакомые с младшей группы и сказки для среднего возраста, где роли играют сами дети («Волк и семеро козлят», «Рукавичка», «Три поросенка», «Волк и лиса», «Лиса и журавль», и т.д.). Элементы театрализованной деятельности мы используем в разных видах деятельности:

• в режимных моментах;

• в сюрпризных моментах во время образовательной деятельности;

• для организации сюжетно-ролевых, подвижных игр.

Поэтому в зоне театрализованной деятельности предлагаю детям различные виды театров (пальчиковый, настольный и др.) дети используют различные костюмы, а также разнообразные материалы для изготовления атрибутов к играм драматизации.

Мы включаем их в образовательную деятельность, в самостоятельную деятельность детей и используем при индивидуальной работе с детьми. Очень популярны в нашей группе такие игры, как «Собери картинку», «Цвет и форма», «Третий лишний» «Что изменилось», «Собери по образцу», «Часть и целое», «Мир растений», «Дорожные знаки», «Что за чем», «Лото – сравни и подбери», «Домашние животные», «Геометрическое лото», «Что где растет», «Чей малыш», «Что к чему», «Игра ассоциации», «Фигуры и формы», детское домино, мозаики и т. д. В них мы закрепляем знания основных форм, цветов, величины; внимания, логическое и творческое мышление.

Привлекаю родителей к изготовлению игр и пособий по развитию изобразительной деятельности. Организую выставки детских работ. Для формирования представлений у родителей о развитии творческих способностей детей мы проводим через папки-передвижки, консультации, оформляем выставки детского творчества («Как развивать воображение ребенка», «Театр-это увлекательно», «Нетрадиционные техники рисования,  как средство развития творческих способностей детей») «Вместе развиваем детское художественное творчество» и др. Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы. В беседах родители более откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, об успехах ребенка.

Литература.

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:
Просвещение, 1967.                                                                                                                
2.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий
с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.1.                                                  
3.Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное
обучение. – М.: Академия, 2012.                                                                                          
4.Пантелеев Г.Н. Детский дизайн: Художественное творчество в детском
саду, начальной школе и семье. – М.: Карапуз-Дидактика, 2006. – 350 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)

Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)Одна из основных задач обучения детей – воспитание умения пр...

Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)

На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности. В этот период развиваются все общ...

Статья "Современная технология развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО ( из опыта работы воспитателя)

Выступление на конференции на тему :"Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста....

Современные технологии развития художественной деятельности детей средней группы (из опыта работы воспитателя).

Детское творчество - это одна из форм, самостоятельной деятельности ребенка, в которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто н...

Современные технологии развития художественной деятельности детей средней группы (из опыта работы воспитателя)

Здесь представленна статья для выступления. В ней можно найти современные технологии развития художественной деятельности детей средней группы....

Статья: "Современные технологии развития речи детей средней группы ДОУ "

  В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. В настоящее время разви...

Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область.В настоящее время развитие речи детей остаё...