ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

«Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир».

Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребёнка с окружающим миром и удивительным миром искусства.

Красота и доброта всегда идут рядом. Наша задача – опираясь на представления ребёнка, повысить уровень его восприятия, научить понимать истинную красоту, которая может быть разной: яркой и громкой, тихой и спокойной, скромной и неброской. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ»

Автор работы:

Белоусова Наталья Витальевна

Воспитатель ГБДОУ Детский сад №70

Невского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург – 2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ        5

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ        7

ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ “НАБРЫЗГ”        8

ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ЗУБНОЙ ЩЕТКОЙ КАК КИСТЬЮ        9

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ        10

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЗАЯЦ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ «НАБРЫЗГ» ЗУБНОЙ ЩЕТКОЙ        11

ВЫВОД        14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        15

ВВЕДЕНИЕ

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Всё нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

В. Берестов

«Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир», писала Давыдова Галина Николаевна в книге «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

Ребёнок растет в огромном мире, в котором многое для него пока ещё недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые, являемся посредниками между окружающим миром – миром природы, людей, вещей, искусства.

Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребёнка с окружающим миром и удивительным миром искусства. Красота и доброта всегда идут рядом. Наша задача – опираясь на представления ребёнка, повысить уровень его восприятия, научить понимать истинную красоту, которая может быть разной: яркой и громкой, тихой и спокойной, скромной и неброской. Понятие доброты необходимо наполнить многообразием её жизненных проявлений: учить, не только воспринимать прекрасное о доброе и любоваться красотой, но и беречь её, не только откликаться на доброту, но и самим творить добро.

Незаменимым средством духовного формирования является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно и близко ребёнку дошкольного возраста. Средствами искусства вокруг ребёнка формируется эстетическая среда, которую можно рассматривать как средство  формирования нравственно-духовных ценностей личности ребёнка. Именно эстетическая среда способна развить в ребёнке эстетические чувства и научить эмоционально, откликаться на искусство, как явления вызывающее чувства радости, возможно и грусти, вдохновения, наслаждения и желания созидать. Для ребёнка эстетическая среда – это эстетические отношения, которые он усваивает и выражает в результате приобщения к художественно – духовным ценностям человечества, и материально – художественная среда, которую он осваивает и преобразует в результате своей деятельности.

Чем раньше ребёнок начнёт осваивать эстетические отношения, тем глубже и ценнее будет его эстетический опыт, тем ярче у него будет развито эстетическое восприятие мира. Но формирование эстетических отношений невозможно без восприятия красоты окружающего мира, без формирования навыков и умений отражать эту красоту в предметной действительности. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого, к сложному.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них

наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным.

Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве, и

существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребёнка, его потребностями, способностями.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической

теории и практики на современном этапе. Решение её уже должно начаться в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность в дошкольном возрасте. Детское изобразительное творчество нередко поражает своей непосредственностью, буйством фантазии. Распространено мнение, что роль взрослого в

развитии изобразительной деятельности дошкольников должна сводиться лишь к невмешательству в процессе самовыражения ребёнка. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Что может выразить ребёнок, если его жизнь бедна чувствами и впечатлениями, если он не имеет необходимых материалов для творчества и не владеет элементарными изобразительными умениями? Безусловно, не следует навязывать ребёнку

своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия. В процессе рисования ребёнок  испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов,

запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно, использовать их. Ещё Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка.

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.

Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы.  Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.

Необходимо помнить, что каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, его рисунки. "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.

Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать их развитию, а также создать необходимые условия. Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие детской инициативы и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. Инициатива – один из компонентов развития активной личности ребенка. Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Потому что только активные, творческие личности будут успешными в жизни.

Нетрадиционные способы рисования позволяют детям быть раскрепощенными, здесь нет правильных или неправильных способов воплощения. Ребенок не стесняется в использовании нетрадиционной техникой.

В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальные способности детей в процессе изобразительной деятельности.

  • кляксография
  • ниткография
  • точечный рисунок
  • поролоновые рисунки
  • восковыми мелками
  • разрисовка камешков
  • метод пальцевой живописи
  • монотипия
  •  рисование на мокрой бумаге, коллаж и многое другое.

Но здесь мы рассмотрим нетрадиционную технику рисования с помощью зубной щетки.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Цель:

оказание методической помощи  педагогам в выборе нетрадиционных, доступных и эффективных техник рисования, способствующих творческому развитию детей.

Задачи:

  • выделить и дать описание возможным видам  рисования   зубной   щеткой;
  • определить различные варианты применения данных техник рисования;
  • выработать  методические  советы  и  рекомендации  по  использованию предлагаемых изобразительных техник.

Материалы и оборудование:

гуашевые краски, бумага, палитра, вода, зубные щетки,  стеки,  плоские  палочки, палочки для суши,  карандаши, пластиковые  линейки или расчески;

засушенные листочки, цветы и травинки, трафареты, шаблоны;  клеенка, газета, фартук, нарукавники.

Существует много разнообразных нетрадиционных изобразительных техник. Их  необычность состоит в том, что они позволяют педагогам вывести учащихся за  привычные рамки рисования, а детям быстро достичь желаемого результата.

Использование  нетрадиционных  техник  при  обучении  детей  рисованию

способствует развитию:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной  ориентировки  на  листе  бумаги,  
  • глазомера  и  зрительного восприятия;
  • изобразительных навыков и умений;
  • наблюдательности, внимания и усидчивости;
  • эстетического восприятия
  • эмоциональной отзывчивости.

Преимущества нетрадиционных техник  рисования   зубной   щеткой:

  • техники просты для освоения;
  • позволяют достичь положительных результатов при рисовании;
  • способствуют развитию творческого потенциала учащихся;
  • для рисования используются доступные подручные материалы;

Техники  рисования  при помощи  зубной   щетки  можно объединять с любой  другой изобразительной техникой.

При рисовании в нетрадиционных техниках используют разнообразные предметы  вместо кисти. Рисовать красками можно не только кисточкой, но и с помощью зубной  щетки.  

Зубная   щетка  – один из замечательных нетрадиционных

инструментов для  рисования, использование которого при рисовании помогает  вызвать  у  детей  интерес  к  творческой  деятельности,  экспериментам  при рисовании,  достичь  “ситуации  успеха”,  т.к.  хорошие  результаты  получатся  у каждого ребенка, даже если он умеет рисовать не достаточно хорошо.

Можно выделить две техники  рисования  при помощи  зубной   щетки:

  • Техника рисования “набрызгом”.
  • Техника  рисования   зубной   щеткой  как кистью.

ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ “НАБРЫЗГ”

Достаточно простой в применении является техника “набрызг”. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. У маленьких детей она может получиться не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение. Для  рисования  в технике  “набрызг” требуются акварельные краски или

гуашь,  зубная   щетка  и стека, плоская палочка, карандаш, пластиковая линейка или расческа (по выбору).

Этапы работы в технике “набрызг”:

Смочить щетку водой.

Стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс.

Набрать немного краски на  зубную   щетку .

Взять щетку в левую руку, а стеку в правую.

Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги полетят на бумагу. Постараться направить брызги в нужном направлении и затонировать ими весь рисунок или конкретный его участок, в зависимости от замысла.

При набрызгивании можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от листа бумаги. Можно использовать краски разного цвета и  разной густоты. Применение одновременно нескольких красок помогает создать

многоцветный  рисунок.  В  зависимости  количества  цветов  и  от интенсивности  напыления каждый раз будет получаться новая, отличная от предыдущих картин работа.

Техника  рисования  “набрызгом”  позволяет  добиться  различных  эффектов  в зависимости  от  поставленной  задачи.  Например,  при  помощи  набрызгивания красок можно создать плавный переход от одного оттенка цвета к другому.

Варианты применения техники рисования “набрызгом”:

  • при рисовании с использованием трафаретов, шаблонов, листьев и

других предметов;

  • при изображении в пейзажах дождя, снега, звездного неба для изображения листьев, кроны деревьев, цветов;
  • для доработки, дополнения рисунков;
  • при создании украшений, открыток, декоративных работ и поделок

в качестве фона рисунка;

  • при тонировке бумаги для аппликативных работ;
  • при изготовлении паспарту и др.

При помощи набрызгивания  зубной   щеткой можно рисовать рисунки при помощи  шаблона  или  трафарета.  Трафарет  (шаблон)  выкладывается  на  лист бумаги и сверху наносится “набрызгом” краска. После этого следует аккуратно убрать трафарет. На листе бумаге останется четкая тень. Используя трафареты, можно  выполнить  изображения  деревьев,  самых  разнообразных  животных  и нарисовать рисунки на темы “Зимний лес”, “Африканские жители”, “Зоопарк”, “Животные на ферме” и т.д.

Можно  применять  многослойный  “набрызг”  с  использованием  нескольких трафаретов.  Трафареты лучше  делать  из  плотного  картона.  Сначала выкладываются на лист те элементы, которые должны остаться белыми (их не убирают до конца рисования). Затем при помощи  зубной   щетки  и стеки наносят самый светлый слой краски. Поверх первого трафарета выкладывают второй и наносят  второй  слой  краски,  более  темной.  Поверх  второго  трафарета выкладывают третий и т.д. Последний слой краски должен быть самый темный. В конце убираются все трафареты.

На бумаге можно красиво расположить несколько сорванных перед

рисованием или засушенных листьев, цветов или какой – нибудь  другой предмет. Желательно, чтобы он имел характерную форму и не был очень большим по размеру (монеты, старые ключи и т.п.) и применить набрызгивание.

Применяя технику “набрызга” можно заготовить тонированную бумагу интересных расцветок. Такую бумагу используют при выполнении тематических аппликаций для вырезания различных деталей.

В качестве заготовок под будущие работы можно использовать рисунки, которые нуждаются  в  доработке.  Техника  набрызгивания  красок  помогает  преобразить рисунок,  который  получился  не  совсем  удачным  или  выглядит  не  интересно.

Например,  добавить  снег  в  зимнем  пейзаже  или  кружащиеся  разноцветные листочки при изображении осени. Работы сразу преображаются.

ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ЗУБНОЙ ЩЕТКОЙ КАК КИСТЬЮ  

При  рисовании  вместо кисти можно воспользоваться  зубной   щеткой. Благодаря жестковатым, густым, ровно расположенным щетинкам она позволяет быстро и легко тонировать бумагу, сочетать более светлые и темные оттенки, наносить элементы рисунка с разной плотностью густоты краски. Тем самым создается эффект  объемности  изображения.  При  помощи  техники  рисования зубной   щеткой  можно передать колючую или пушистую фактуру предмета. Для  рисования   зубной   щеткой  как кистью используется гуашь. Важно угадать с консистенцией краски. Если добавить много воды, она будет ложиться сплошным  слоем, что не даст нужного эффекта. Но если краска будет слишком сухая, рисунок  вообще  не  получится.  Рисунок,  выполненный  зубной  щеткой,  выйдет  не идеальным, поэтому в конце можно подправить его кисточкой.

Варианты применения техники  рисования   зубной   щеткой:

  • для рисования фона рисунка;
  • для рисования животных, деревьев, цветов, травы,

При рисовании земли, воды, неба, облаков, дождя, снежных сугробов; для рисования двойным мазком. Зубной   щеткой  можно передать фактуру многих предметов (листву деревьев, облака, шерсть животных). Изображения, сделанные  зубной   щеткой, отличаются своеобразной пушистостью и объемностью. Можно изобразить всем ворсом  зубной   щетки  густую траву, цветы, елочки, крону дерева, песок в пустыне, сугробы, дождь, облака, волны, море. А также же различных животных: кошку, белку, ежика, льва, плюшевые игрушки.

Если  зубную щетку  окунуть в две разные краски, то это позволит получить в работе технику “двойного мазка”. Спектр полутонов и оттенков расширяется, и простой детский рисунок выглядит как картина художника. Такая техника подходит для рисования натюрмортов, пейзажей (цветов, травы, деревьев, морских волн).

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Перед рисованием надеть фартук или старую рубашку, халат, чтобы не испачкать одежду. Накрыть стол газетой или клеенкой. Во время работы брызги будут лететь во все стороны, поэтому не забывайте застилать стол и убирать с него все лишнее перед началом работы. При  рисовании  в данных техниках удобнее пользоваться несколькими  зубными   щетками, но можно и одной. В этом случае следует тщательно смывать краску перед тем, как нанести другую. При  рисовании  в  технике  “набрызг”  важно  не  ошибиться  с  направлением движения стеки (палочки, линейки), иначе все капли полетят не на бумагу, а на художника. Желательно освоить легкое напыление брызгами на отдельном листе бумаги, а затем приступать к рисованию. При  рисовании   зубной   щеткой  как кистью нужно соблюдать одно простое правило: щетку нельзя сильно мочить, то есть полусухую  зубную   щетку  окунуть в гуашь, консистенции кашицы, и можно приступать к работе. Краски лучше выбирать ярких цветов. Для того, чтобы рисунки, имеющие цветовой фон, не выглядели тусклыми, следует подмешивать к цветной краске белую. Когда в изображении присутствует белый цвет, картины выглядят яркими, красочными и привлекательными.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЗАЯЦ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ «НАБРЫЗГ» ЗУБНОЙ ЩЕТКОЙ

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие

Задачи:

  • Закрепить полученные знания об образе жизни и повадках зайца.
  • Формировать умение рисовать зайца, передавая особенности внешнего вида.
  • Выполнять рисунок тела без предварительной прорисовки карандашом.
  • Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг зубной щеткой».

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук и пальцев, через рисование способом тычка.
  • Обогащать словарный запас детей используя прилагательные: шубка белая, пушистая, теплая, мягкая, уши длинные, хвост короткий, глаза черные, черный нос.
  • Умение пользоваться кисточкой, рисовать способам тычка, держа кисточку вертикально, делать тычки внутри контура.
  • Расширять знания о диких животных, прививать любовь к ним.
  • Развивать творческое воображение детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброе отношение к лесным жителям.
  • Способствовать проявлению самостоятельности.
  • Воспитывать чувство радости к результату своего труда.
  • Воспитывать аккуратность в работе с гуашью, любознательность, интерес к творчеству.

Предварительная работа:

  • Обсуждения картин «Как звери готовятся к зиме».
  • Рассматривание с детьми картинок с изображением зайца
  • Чтение художественных произведений.
  • Загадки и стихи о зайце

Оборудование:

  • картины «Заяц в разное время года»
  • силуэтные изображения деревьев и зайцев из бумаги серого цвета
  • гуашь белого цвета
  • кисть для рисования из натуральной щетины;
  • баночки с водой, салфетки, подставки для кисти.
  • Зубная щетка

Ход занятия:

Воспитатель: Дети я хочу загадать вам загадку, отгадайте, кто это?

Любит красную морковку,

Грызет капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По лесам и по полям,

Серый, белый и косой,

Кто скажите он такой?

Ответы детей – заяц.

Дети вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации.

Вспоминают об образе жизни и повадках зайца: где живет, чем питается, что делает зимой, кто его заяц боится.

Воспитатель предлагает детям ответить на поисковые вопросы:

- Зачем заяц меняет зимой шубку?

- Как вы думаете, что произошло бы, если бы заяц шубку зимой не менял?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

Вывод: густая белая шубка зайцу помогает не только от лисы спрятаться, но и от холода спасает.

Воспитатель: А это кто? (волк и лиса). Что они делают? Смотрят, ищут кого- то? Кого они ищут?

Правильно, ребята, заяц не дружит с лисой и волком.

Зайца от врагов спасают длинные ноги и белый мех.

Ребята, кто это к нам скачет? Что случилось у зайца? Беда! Некоторые зайцы не успели приготовиться к зиме. Не успели поменять шубки на белую, зимнюю. Где же они давайте поищем на опушке леса.

Вот они! Какого цвета зайцы?

Зайцы успели поменять шубки?

Поможем зайцам подготовиться к зиме?

Сначала поможем им согреться.

Физкультминутка «Зайка серенький сидит».

(Выскочили «маленькие зайчики». Лапки поджали к груди. Им весело, они скачут.)

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит. (Дети показывают.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть, (Дети показывают.)

Раз-два, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (Дети скачут.)

Кто-то зайку напугал —

Зайка — прыг — и убежал. (Дети садятся.)

Ребята, нам надо скорее помочь зайцам сменить летнюю шубу на зимнюю, иначе их может поймать лиса или волк. Садитесь у мольберта, я вам покажу, как можно помочь зайцам. Приглашаю пройти к мольберту. Рассматривание образца, предлагаю пальцем обвести контур рисунка.

Воспитатель: А кто знает, как нарисовать пушистого зайчика?

Каким, приёмом будем пользоваться?

- Правильно. Тычком.

Давайте я вам покажу, как надо рисовать. А вот и кисточка, которая нам поможет сегодня нарисовать пушистую шубку.

Эта кисточка не любит воду, но зато эта кисточка поможет нарисовать пушистую шубку.

Воспитатель: – Возьмём кисточку, наберём краски чуть – чуть и начнём рисовать. Сначала прорисовываем  зайчика – голова, туловище, хвост, лапки, а затем внутри. Тычки ставим близко- близко к друг другу, чтобы шубка получилась густая, тёплая.

Самостоятельная работа детей. Воспитатель поправляет детям осанку, помогает правильно работать кисточкой.

Наши зайчики сменили шубки. Теперь они белые. Дети на выбор самостоятельно дорисовывают рядом снеговика, елочку.

Воспитатель: - А теперь мы украсим наши рисунки снегом.

Рисовать снег мы будем не кисточкой, а зубной щеткой. Будем использовать её не вместо кисти, как мы делали ранее, а будем работать «набрызг»

Ведь зимой часто идет снег? А в лесу?

Сейчас нам надо намочить щетку водой. Стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс. Набрать немного белой краски на зубную щетку. Взять щетку в левую руку, а стеку в правую. Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги полетят на бумагу.

Нужно постараться направлять брызги в нужном направлении и затонировать ими весь рисунок.

Заключительная часть (анализ и оценка работ).

Воспитатель: - Что мы сегодня рисовали?

- Как называлась техника рисования?

- Ребята, молодцы, все справились. Зайцы получились на славу. У каждого из них свой характер, свой внешний вид и настроение.

ВЫВОД

Опыты с краской, водой, бумагой, подручными материалами развивают у детей неординарное мышление и воображение, воспитывают потребность принимать самостоятельное решение. Поэтому вовлечение малыша в экспериментирование –главное условие успеха.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

При организации образовательного процесса, в контексте современных государственных требований, на базе дошкольного учреждения выяснилось, что методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана во всех образовательных направлениях. Направление «Художественно – эстетического развития» наиболее эффективно интегрируется со следующими образовательными областями:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие;

Таким образом, ребёнок на таких занятиях развивается комплексно.

 Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Рисования разными способами с детьми»- СПб Издательство Детство-Пресс 2017. Разработано в соответствии с ФГОС;
  2. Давыдова Г. И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва Издательство Скрипторий, 2008.
  3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб.: КАРО, 2010 г.
  4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  5.  Лыкова, И. А. Проектирование целей и содержания эстетического воспитания дошкольников в культуросообразном образовании [Текст] / И. А. Лыкова // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http: // www. art – education. ru / AE-magazine. – 2011. – № 2.
  6. Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения/ Т. Н. Доронова. 2–е изд. М.: Просвещение, 2008.
  7. Выготский, Л. С. Психология развития ребёнка [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Эксмо, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей

"Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей"...

Консультация для родителей «Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей»

Консультация для родителей«Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей»...

"Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стенеИ в трамвае на окне…Э. Успенский...

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации пр...

Проект по теме «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшей группы».

Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов изобразительной деятельности, их особенностями, многообразием материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы....