Рисование в технике монотипии с помощью зеркал
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Галкина Елена Михайловна

Задачи:

  1. Продолжать развивать наблюдательность, зрительное восприятие, наглядно-образное мышление.
  2. Вызывать желание восхищаться красотой природы.
  3. Формировать умения вступать в диалог, уметь отвечать на вопросы героя сказки.
  4. Воспитывать интерес к творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie_v_tehnike_monotipii_s_pomoshchyu_zerkal.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская экологическая сказка в формировании осознанного отношения дошкольников в природе.

Рисование в технике монотипии с помощью зеркал

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. В природе все тесно связано между собой, и человек, который сам часть природы, тоже связан с окружающей средой: землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг организмами. Если  вредные технологические выбросы засоряют воздух, а сточные воды загрязняют реки – в результате болеет и страдает человек. То, что мы называем охраной природы, в конечном счете,- охрана самого человека, его будущего, той жизни, которая продолжится на Земле после нас или же прекратится по нашей вине.

Дети ближе взрослых к земле, к природе, в переносном и в прямом смысле этого выражения – хотя бы потому, что малы ростом: трава им действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым глазам. Но и клубы выхлопных газов плывут им прямо в лицо, а груды мусора из контейнеров угрожающе нависают над головой.

Чтобы избежать неблагоприятного влияния и самому не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни окружающих, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.

Основы мировоззрения закладываются в дошкольном возрасте. На этом этапе ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни – у них формируются первоосновы экологического сознания, элементы экологической культуры.

Как сделать процесс формирования эколого-осознанного отношения дошкольников к окружающему миру мотивированным, эмоционально окрашенным, интересным и занимательным? Чтобы ответить на этот вопрос, разберемся, что ближе всего дошкольнику – конечно же, сказка! Незатейливые сюжеты, повторы действий и слов вызывают у них интерес – сказка привлекает детей своей динамичностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования. Характерная особенность экологических сказок заключается в том, что экологическое содержание всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной.

Научные аспекты

Научные аспекты использования авторской экологической сказки совпадают с принципами ФГОС ДО.

Философский аспект экосказки заключается в житейской мудрости: в жизни нет неразрешимых ситуаций; в жизни всегда есть помощники и единомышленники; добро всегда побеждает зло.

Педагогический аспект – в формировании нравственных, эстетических, этических общечеловеческих, познавательных ценностей.

Технологический аспект – в особом способе подачи содержания на основе технологии продуктивного диалога, позволяющего ребенку погрузиться в сказку в качестве советчика, помощника, друга. Технология продуктивного слушания сказки О.В. Чиндиловой [2] позволяет включать детей в деятельность сюжетной линии, не нарушая ее логичности; что делает содержание сказки действенным: дети высказывают свои соображения, обосновывают собственную позицию, изготавливают необходимые поделки – таким образом сказка становится интересной, что способствует воспитательному воздействию без напряжения для них.

Психологический аспект основывается на краеведческом подходе к отбору содержания и персонажей экосказок, на материале природы, доступной и понятной ребенку, что обеспечивает формирование эколого-осознанного отношения к окружающему миру – этот аспект подтверждает положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка [1]

Особенности экологических сказок

Авторские экологические сказки  разнообразны по тематике. Сказка может иметь конкретную цель и быть сочинена для какого-то отдельного случая или мероприятия. А иногда она возникает спонтанно, из народных сказок, преданий, поверий, даже из пословицы и детской песенки. Но всегда и обязательно такая сказка включает в себя персонажей – представителей животного и растительного мира, от имени которых ведется продуктивный диалог.

В ходе взаимодействия героя сказки со слушателями реализуется познавательная часть содержания: герой вовлекает  их в обсуждение проблемы, дети выдвигают собственные версии, предположения.

Деятельностная часть содержания осуществляется во время моделирования и разыгрывания сказки. Дети вместе с главным персонажем исследуют конкретные ситуации в поведении животных, состоянии растений. Под руководством героя сказки дают им правильную оценку. Осознанный характер отношений при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или, зная потребности живого существа, вместе со взрослыми выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Аксиологическая часть содержания экосказки направлена на присвоение социально-значимых ценностей: «проживая» сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное словесное и телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, любоваться красотой родной природы в разные времена года, приобщаются к событиям своего края, города.

Осознанно-правильное отношение детей  к природе строится на чувственном восприятии, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Таким знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание.

Становление осознанно-правильного отношения детей к природе сопровождается определенными формами поведения. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.

 Путешествия с героями авторских экологических сказок пробуждают у детей фантазию и образное мышление, освобождают их от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

В качестве примера использования авторской экологической сказки в образовательной деятельности можно предложить небольшое занятие по рисованию в технике монотипии в старшей группе детского сада.

Конспект образовательной деятельности «Путешествие солнечного лучика»

Задачи:

  1. Продолжать развивать наблюдательность, зрительное восприятие, наглядно-образное мышление.
  2. Вызывать желание восхищаться красотой природы.
  3. Формировать умения вступать в диалог, уметь отвечать на вопросы героя сказки.
  4. Воспитывать интерес к творчеству.

Материал: небольшие зеркала (10-12см), гуашь, кисти, листы А4, непроливайки.

Ход образовательной деятельности

Педагог. Жило на небе прекрасное яркое Солнце и было у него много-много маленьких детишек – солнечных Лучиков. Они несли тепло от Солнца к нашей Земле, всегда были очень веселые и подвижные: то в прятки друг с другом играли – спрячутся за тучку, и как-то темно и уныло становилось на Земле; то, наоборот, соберутся все вместе, спустятся на Землю и подарят ей летний зной.

И был среди них один самый непоседливый и любознательный Лучик. Од нажды, в ясный погожий денек, Солнце отпустило его погулять. Забежал Лучик в лес, огляделся. Как вы думаете, ребята, что он там увидел?

Ответы детей.

Лучик. «Как же тут красиво, - сказал Лучик, - травка, деревья и кусты растут, птички поют, звери резвятся на солнышке».

Педагог. Побежал Лучик по реке, отражаясь в волнах и играя с рыбками. Затем его внимание привлек большой луг. Сколько там было цветов! И какие разные бабочки там летали! А как вам кажется, бабочки каких цветов повстречались Лучику?

Ответы детей.

Педагог. Заглянул наш Лучик и в большой город. Как вы думаете, как назывался этот город?

Ответы детей.

Педагог. В нем тоже было все прекрасно: многочисленные цветные дома стояли и блестели стеклами окон, машины ездили туда – сюда, взрослые спешили по делам, малыши радостно играли на детских площадках.

Внимание Лучика привлекло одно окошко в детском саду – за ним в просторной игровой комнате сидели самые лучшие детки и о чем-то беседовали. Лучику захотелось рассказать деткам обо всем, что он увидел в лесу, на лугу в городе!.. Но как же это сделать, как рассказать обо всем? Лучик увидел зеркало в руках воспитателя и с радостью прыгнул в него. А рассказать обо всех красотах леса, рек, луга и города он попытался с помощью красок и зеркала.

Ребята, помогите Лучику нарисовать картину – передать все его впечатления, радужные чувства, эмоции.

У вас на столах находятся маленькие зеркала без ободков. Нужно взять в руки зеркало, посмотреть в него, поулыбаться своему отражению. Попробуйте поймать солнечный лучик и пустить из него солнечного зайчика. Затем положите зеркало на стол. Покройте его красками, которые, на ваш взгляд, соответствуют рисунку солнечного лучика.

Далее возьмите листочек бумаги и, как одеяльцем, накройте зеркало. Нужно слегка прижать листочек пальцами, чтобы краска с зеркала отпечаталась на нем. Снимать его модно двумя способами: взять за уголок и осторожно поднять листок вверх; слегка протянуть листок по зеркалу – отпечатки на листах будут разными. Подсушим их.

Теперь оформляем работу. Поместите ее в заранее подготовленную рамку. Окантовка рамки должна быть черной. Придумайте рисунку название.

Кстати, можно слегка дорисовать его тонкой кисточкой, обозначая некоторые детали.

Ну вот, солнечный Лучик рассказал обо всем, что увидел. А мы попытались вплести свои эмоции и чувства и нарисовать солнечные картинки. И у нас неплохо получилось!

Вывод: авторские экологические сказки позволяют разнообразить и дополнить образовательную деятельность в детском саду, способствуют формированию осознанного и правильного экологического отношения к окружающему миру.

Как вы видите, сочинять сказку несложно, и только она может в доступной форме объяснить детям многие явления в окружающей их жизни. Дерзайте!

Литература.

  1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М., 2004г.
  2. Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100». М., 2010г.