Проект "Нетрадиционные техники рисования"
проект по рисованию (младшая группа)

Цель: познакомить детей с различными техниками рисования как средство развития творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx109.14 КБ

Предварительный просмотр:

9Автономное образовательное учреждение  Детский сад №10 «Лучик»

ПРОЕКТ

Тема:

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы»

 (сроки реализации 01.10.2019-28.02.2020гг)

https://i.pinimg.com/originals/b2/8d/d8/b28dd8f81030e0cb38109ea5c31e8818.jpg

Подготовила и провела:

Савочкина Елена  Сергеевна

г. Долгопрудный

2019г.

ПРОЕКТ

 Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы»

Автор проекта: Савочкина Елена Сергеевна

Место реализации проекта: II-младшая группа АОУ Детский сад №10 «Лучик» г. Долгопрудный  2019 г.

Пояснительная записка

Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. В проекте представлена разработанная и апробированная система работы по развитию у детей дошкольного возраста изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных техник и нетривиального изобразительного материала, является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Тип проекта: обучающий, творческий

Сроки реализации:

долгосрочный (октябрь 2019г. – февраль 2020г.)

Участники проекта:

  Дети II-ой младшей группы - 25 воспитанников

  Педагоги – 1 воспитатель

  Родители воспитанников – 13 родителей

Актуальность проекта

        Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, мы прививаем любовь к изобразительному искусству, вызываем интерес к рисованию, желанию творить самому. Развиваем в детях уверенность в своих изобразительных способностях. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д.,  Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия педагога  или родителя в процессе рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. . Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые разнообразные изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изобразительную деятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения. Учитывая вышесказанное, я решила организовать работу по ознакомлению детей с нетрадиционными изобразительными технологиями, т.к. в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Считаю, что детям следует предлагать, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п. Задумавшись над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге, решила попробовать в работе с детьми нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности, которые удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывают стремление заниматься таким интересным делом. Ведь оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Видя актуальность своего исследования в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка, определило тему творческого проекта: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста». Суть проекта заключается в моделировании системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала с целью формирования творческих способностей

 

Цель: Знакомство детей 2-ой младшей группы с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию.

Задачи

 

Для детей

·        Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.

·     Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

· Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования. Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках.

·     Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;

·        Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.

·     Формировать навыки контроля и самоконтроля.

 

Для родителей

·        Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;

·        Стимулировать их совместное творчество с детьми;

·        Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;

   Предполагаемый результат

Дети

        Сформированность у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;

        Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

        Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

        Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

        Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Родители

        повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники;

        Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.

        Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Формы работы с детьми:

 Создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием презентаций, чтение художественной литературы, совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей.

            

  Этапы реализации проекта

1 этап подготовительный

1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной теме; подбор программно-методического обеспечения по данной теме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

2. Разработка содержания проекта: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет».

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4.Социалогический опрос родителей.

5.Мониторинг.

2 этап основной 

1.  Отбор наиболее доступных нетрадиционных техник рисования. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.

2. Формирование навыков художественной деятельности детей 2 младшей группы, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

3 этап заключительный

1. Организация фото отчетов, открытое занятие.

2. Участие в конкурсах, фестивалях (районных, краевых, международных)

Продукты проектной деятельности: рисунки, выставки. Презентация о проделанной работе.

Мониторинг:

        Для выявления уровня развития художественного творчества и самостоятельной творческой активности в создании работы по заданной теме, с детьми II-ой младшей группе была проведена диагностика по пяти заданиям. Выполнение задания проходило в дневное время, с подгруппой детей. Задание предлагалось в виде творческой игры «Поднос с фруктами» Обследовалось 25 детей, было выявлено, что дети имеют минимальные навыки изображения, не уверены, самостоятельно не приступают к работе. Показатели дали нам возможность перейти к следующему этапу нашей работы.

Деятельность по осуществлению проекта:

Перспективный план совместной деятельности по рисованию с                использованием нетрадиционных техник

Месяц

Тема занятия

Образовательные задачи

Оборудование материалы, инструменты.

Октябрь

1

Рисование ладошками.

«Солнышко»

Вызвать интерес к рисованию гуашью. Формировать умение изображать круглые предметы используя 2 краски. Закреплять умение замыкать линию в кольцо, раскрашивать. Учить дополнять изображение деталями лучи используя технику рисования руками. Развивать глазомер, координацию рук, навыки работы с гуашью, аккуратность.

Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть, влажные салфетки.

Октябрь 2

Рисование пальчиками.

«Дерево»

Для развития мелкой моторики и подготовки ручки ребенка к "настоящему" рисованию - с помощью карандаша или кисточки. Учить дополнять изображение деталями дерево используя технику рисования пальчиками. Развивать глазомер, координацию рук, навыки работы с гуашью, аккуратность

Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть, влажные салфетки.

Ноябрь

3

Рисование ладошками.

«Угадай что это?»

Вызвать интерес к рисованию гуашью. Формировать умение изображать круглые предметы используя 2 краски. Закреплять умение замыкать линию в кольцо, раскрашивать. Учить дополнять изображение деталями лучи используя технику рисования руками. Развивать глазомер, координацию рук, навыки работы с гуашью, аккуратность.

Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть, влажные салфетки.

Ноябрь

4

Рисование гуашью.

«Монотипия»

Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, рисовать в технике монотипия, правильно держать карандаш, видеть в рисунке образ явления. Развивать желание рисовать. Суть метода: рисунок наносят на гладкую поверхность, переносят его на чистый лист бумаги, надавливают руками или валиком. Получается оттиск, напоминающий очертания облаков, холмов, ветвей деревьев, водорослей. Разная густота красок создает разный эффект.

Лист А3 светлый тон.

Гуашь, кисть №4, тряпочка, 2 банки с водой, кисточки, подставка под кисть.

Декабрь

5

Набрызг.

«Волшебные капельки»

Совершенствовать приёмы рисования в технике «Набрызг». Формировать  умение работать с трафаретом.... Познакомить детей с новым способом рисования.

Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8,4, тряпочка, 2 банки с водой. Трубочки и кисточки на каждого ребенка.

Декабрь

6

Рисование мятой бумагой 

«Ваза с цветами»

Учить детей рисовать мятой бумагой, стараться создать визуальную композицию цветов. Учить набирать краску на бумагу. Закреплять алгоритм действия с гуашевыми красками. Продолжать знакомить с цветами. Развивать эстетическое восприятие.

Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть. Бумага на каждого ребенка.

Январь

7

Рисование с использованием каменной соли, манки, цветного песка.

Учить изображать элементы узора, чередовать их. Самостоятельно подбирать цвет для своего объекта. Учить использовать в своей работе песок, соль, манку для придания образу выразительности и реальности.

Воспитывать аккуратность в работе.

Лист А3 тонированный светлым цветом.

Гуашь, ватные палочки,кисть 4, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть.  Изображение ведра, клей карандаш, песок.

Январь

8

Кляксография

Закрепления умений рисовать в технике кляксографии.

Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);

Закреплять признаки и свойства предметов: цвет, форма, размер. Воспитывать аккуратность в дорисовывание мелких деталей кистью №4.

ЛистА3тонированный.Гуашь, кисть №8,4, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть.

Трубочки.

Февраль

9

Рисование свечой

Помочь детям освоить новый способ рисования свечой. Развивать творческие способности детей в дополнение своего рисунка деталями, развивать мелкую моторику рук.

ЛистА4 тонированный. Гуашь. Кисть №4, 2 банки с водой. Тряпочка. Свечи.

Февраль 10

Рисование

мыльными пузырями»

Развивать навыки работы с мыльными пузырями.

Воспитывать аккуратнось в работе. Развивать познавательный интерес, желание рисовать.

Лист А3 белый.

Мыльные пузыри,  2банки с водой, кист№4.

Родителям была предложена консультация:

  • «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».  

Оформление уголка для детей вместе с родителями:

  • нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, ватные диски, коктейльные трубочки, нитки, свечи, пробки)                                        

Мониторинг

При проведении мониторинга в заключении проекта с детьми II-ой младшей группе, обследовалось 25 детей, был отмечен рост творческого развития каждого ребенка, уверенные действия в изображение фруктов, самостоятельно брали материал. Уже не ждали помощи, советовались при затруднениях. Диагностика также проводилась в виде творческой игры «Поднос с фруктами». Задания проходило в дневное время, с подгруппой детей. Показатели дали нам возможность наметить работу на следующий год.

Заключение

 Работа, проведённая по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов показала, что каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью открывающего для себя незнакомый и удивительный мир творчества.

  Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление младших дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения, уверенности в своих способностях.

   Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

 Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников.  Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).

 Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.

 Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)

 Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);

 Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. 

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: рисование пальчиками, ладошками, печатками из овощей, рисование штампом, картонным тубусом, вилками и т.д. Малышам очень нравится разнообразие техник. Работы стали более интересными, разнообразными содержательные, замысел богаче, украшают не только наш детский сад, но и радуют родителей.

                                   Список литературы:

 

1. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.

2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,    планирование, конспекты занятий.  Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

3. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998. 

4. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая    группа. – М., 2010.

6. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

7. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

8. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.  Под ред. Р. Г. Казаковой. – М.  ТЦ Сфера, 2005.

                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Мастер-класс. Художественно – эстетическое развитие «Нетрадиционные техники рисования». Техника « Рисование клеем, солью и красками»

Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи:• Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – рисование солью и клеем.• Повы...