Эксперименты для детей дошкольного возраста. Опыты с цветом.
опыты и эксперименты по рисованию (младшая группа)

Бранькова Анна Александровна

Эксперименты для детей дошкольного возраста. Опыты с цветом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyty_s_tsvetom.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эксперименты для детей дошкольного возраста. Опыты с цветом.

Апаназова Марина Николаевна, педагог-психолог

Скалон Татьяна Андреевна, ПДО эколог

МБДОУ № 236 «Детский сад комбинированного вида»,

г. Кемерово

Дошкольное детство – начальный этап становления мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования определенного отношения ко всему, что окружает ребенка.

Истоки подобной значимости, как считают специалисты, кроются в психофизических особенностях детей дошкольного возраста – в их особой чувствительности, эмоциональности, любознательности, целостном, нерасчленённом мировосприятии.

В этот период становления личности занимательные опыты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества. Кроме того, исследовательская деятельность обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности и активности, стимулируемой взрослым (Поддьяков, 2000).

Особое значение для развития личности ребенка имеет усвоение представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Как указывают специалисты (Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., 2001) существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявления их скрытых существенных связей с явлениями природы.

Занимательные опыты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне сделать самому – и я пойму» усваивается все крепко и надолго, когда ребенок делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования через собственную практическую деятельность предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «почему» и «как» (Малыхина, 2007).

ОПЫТ № 1. Получение  нового цвета

Цель: пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании двух цветов: желтого и синего.

Оборудование: три стакана, пищевые красители, две салфетки.

Ход опыта.

Возьмите три стакана: в первый налейте воду и добавьте синий краситель, во второй – воду и желтый краситель. Третий стакан поставьте между стаканами с красителями. Возьмите две салфетки, сверните и опустите в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с красителем, а второй – в пустом стакане. Начинаем следить, как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться.

Результат: по истечении определенного времени можно заметить, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет.

        Затем  можно предложить детям провести подобный опыт с красным и синим цветом. Далее дети смешивают воду в разных стаканов для получения нового цвета.

ОПЫТ № 2. Крашеные цветы

Цель: демонстрация процесса всасывания и передвижения воды в растениях.

Оборудование: цветы с белыми лепестками, емкости для воды, нож, вода, пищевые красители.

Ход опыта.

Наполнить емкости водой и в каждую добавить определенный краситель.

Один цветок нужно отложить в сторону, а остальным подрезать стебли острым ножом. Сделать это нужно в теплой воде наискосок под углом 45 градусов длиной в 2 см. При перемещении цветов в емкости с красителями, нужно зажать срез пальцем, чтобы не образовались воздушные пробки. Поставив цветы в емкости с красителями, нужно взять отложенный цветок. Разрежьте его стебель  вдоль на две части до центра. Одну часть стебля поместите в емкость красного цвета, а вторую – в емкость синего цвета.

Результат: вода поднимается по стеблям и окрашивает лепестки в разные цвета. Произойдет это примерно через сутки.

Дошкольникам предлагают осмотреть цветы. Окрасились ли стебли и листья? Долго ли сохраняется цвет? Детям объяснить, что внутри стеблей и цветов есть тоненькие трубочки, по которым вода поднимается вверх.

ОПЫТ № 3. Хроматография цвета

Цель: демонстрация процесса разделения цвета на составляющие.

Оборудование: салфетка, фломастеры разных оттенков, стакан с водой.

Ход опыта.

В 2-х см от края на салфетке рисуем фломастером полоску. Опускаем край салфетки на 1 см в воду, чтобы вода непосредственно не намочила след от фломастера.  Затем салфетку подвешиваем вертикально.

Результат: вода, поднимаясь по бумаге, увлекает за собой краску. Но частицы разных красок двигаются с различной скоростью. Поэтому визуально краска раскладывается на составляющие ее компоненты. Таким образом, можно узнать, с помощью каких цветов получен данный оттенок.

Этот метод называется хроматографией, которая широко используется в науке и промышленности для разложения веществ на составляющие. Воспользовавшись данным методом, можно посмотреть, из каких цветов состоят черный, фиолетовый, коричневый и другие сложные цвета.

ОПЫТ №4. Хроматография на ткани

Цель: создание узоров на ткани.

Оборудование: стакан, шприц с водой, фломастеры, кусочки белой  ткани, резиночки.

Ход опыта.

На стакан положите ткань, закрепите ее резиночками. Нарисуйте узоры из точек разноцветными фломастерами. В центр рисунка капните несколько капель воды из шприца или из пипетки. Наблюдаем, как цвета «взрываются»  на наших глазах. Происходят замечательные превращения.

Результат: спустя несколько минут можно снять и просушить ткань. Любуемся и наслаждаемся разноцветьем узоров.

ОПЫТ № 5. Лава

Цель: демонстрация взаимодействия растворов различной плотности.

Оборудование: два фужера, две таблетки шипучего аспирина, подсолнечное масло, два вида сока.

Ход опыта: стаканы заполняются соком примерно на 2/3. Затем добавляется подсолнечное масло так, чтобы до края стакана осталось сантиметра три. В каждый стакан бросается таблетка аспирина.

Результат: содержимое стаканов начинает шипеть, бурлить, поднимается пена.

Какую реакцию вызывает аспирин? Почему? Смешиваются ли слои сока и масла?

ОПЫТ № 6. Волны в бутылке.

Цель: демонстрация  взаимодействия растворов различной плотности.

Оборудование: подсолнечное масло, вода, бутылка, пищевой краситель.

Ход опыта.

В бутылку наливается вода (чуть больше половины) и смешивается с красителем. Затем добавляется ¼ стакана растительного масла. Бутылка тщательно закручивается крышкой и кладется набок, чтобы масло поднялось на поверхность. Начинаем раскачивать бутылку вперед и назад, образуя тем самым волны.

Результат: на маслянистой поверхности образуются волны, как на море.

Плотность масла меньше, чем плотность воды. Поэтому оно находится на поверхности. Волны - это верхний слой воды, движущийся из-за направления ветра. Ни жние слои остаются неподвижными.

ОПЫТ №7. Цветной лед.

Цель: демонстрация  взаимодействия растворов различной плотности и в разном агрегатном состоянии.

Оборудование: цветные кубики льда, стакан, растительное масло.

Ход опыта.

Несколько кубиков цветного льда опустить в баночку с растительным или детским маслом. По мере того, как лед будет таять, его цветные капельки будут опускаться на дно банки. Опыт получается очень зрелищным.

ОПЫТ № 8. Цвет в молоке.

Цель: демонстрация  взаимодействия растворов различной плотности.

Оборудование: тарелка, молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход опыта.

В тарелку с молоком насыпается немного пищевого красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры. Полоски, закрученные линии. Можно добавить другой цвет. Подуть на молоко. Затем ватная палочка обмакивается в средство для мытья посуды и опускается в центр тарелки. Красители  начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги.

Результат. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна. Почему? Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что при водит к их быстрому движению. Поэтому красители перемешиваются.

Используемая литература

  1. Дыбина, О. В., Рахманова, Н. П., Щетинина, В. В. Неизведанное рядом: Опыты для дошкольников. [Текст]/О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

  1. Малыхина И.В.  Хочу все знать. [Текст]/ И.В.Малыхина. – Кемерово.: ДПО «НМЦ», (2007). – 82 с.

  1. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А.Н. Поддьяков. - М., 2000. -  18 с.

  1. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/01/02/kartoteka-eksperimentov-s-tsvetom 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. Экспериментальная и опытническая деятельность детей.

Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.Экспериментальная и опытническая деятельность детей. Цель:1. помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.2. Создат...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, ...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста "Опыты с водой"

Через игры и опыты научить  детей исследовать воду в разных состояниях....

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...

Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. Экспериментальная и опытническая деятельность детей.

Детское экспериментирование играет огромную роль в период дошкольного развития ребёнка. Главное его достоинство состоит в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изуч...

Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. Экспериментальная и опытническая деятельность детей.

Цель:1. помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процесс...