Тема занятия « Морозный узор» - рисование свечой.
план-конспект занятия по рисованию

  1. Формировать умение рисовать по представлению, используя смешанные техники.
  2. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
  3. Вызвать интерес к зимним явлениям природы.
  4. Совершенствовать умение и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования.
  5. Развивать воображение, творчество, координацию тонких движений пальцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_risovaniyu.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия « Морозный узор» - рисование свечой.

Программное содержание:

  1. Совершенствовать умение и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования.
  2. Формировать умение рисовать по представлению, используя смешанные техники.
  3. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
  4. Вызвать интерес к зимним явлениям природы.
  5. Развивать воображение, творчество, координацию тонких движений пальцев.

Оборудование:

- альбомный лист;

- дополнительный лист;

- кусочек свечки или мыла;

- акварельные краски;

- кисть с широким ворсом;

- стаканчик с водой.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Педагог предлагает детям отгадать загадки:

С неба звезды падают, лягут на поля.

Пусть под ними скроется черная земля.

Много – много звездочек, тонких, как стекло.

Звездочки холодные, а земле тепло. (Снежинки).

Морозно в белом январе, деревья тонут в серебре.

Кусты, березы и осины украсил блеском светлый….(иней).

Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз. (Мороз).

Случается и с неба камешки летят.

Прячутся прохожие, а всего – то….(град).

Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. ( Метель).

Педагог: Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки. Скажите, а когда бывают эти явления природы, в какое время года? (Зимой).

А кто зиме верный и незаменимый помощник? (Мороз).

  1. Основная часть занятия.

Педагог: Наступает зима, приходят холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается он по лесам, по полям, городам и селам. Приходил он и в наш дом. Постучался в окошко, а мы в это время спали и ничего не слышали. Оставил нам мороз письмо. Проснулись мы утром, посмотрели в окошко. Какое красивое! Расписное! Все в кружевах и узорах! Это Мороз нарисовал: веточки – травинки белые, снежинки, цветы ледяные, листочки пальм, перышки диковинных птиц, завитушки и крючочки студеные…

Волшебник.

Мороз – волшебник – это видно сразу:

Я свой альбом еще не открывал,

А он уже без кисточек и красок

Все окна за ночь нам разрисовал.

Д.Чуяко.

Педагог: Ребята, как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?

Мнения детей: Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.

Педагог: На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки. За холодную ночь они как – бы наращиваются друг на друга. И в итоге получается узор. Ребята, как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза?

Дети: Нет.

Педагог: А на самом деле можно: есть такие материалы, рисуя которыми мы сначала получаем невидимые узоры, но если сверху их покрыть акварельными красками, узоры проявятся.

Свечка состоит из вещества – воска, который отталкивает воду, она как бы скатывается с его поверхности. Поэтому рисунок проявляется после покрытия акварельными красками. Сегодня мы попробуем сотворить волшебство – нарисуем морозный узор, только при помощи свечи. Но вначале нужно произнести зимнее заклинание, чтобы у нас получилось не хуже, чем у Мороза:

Динамическая пауза.

Физминутка «Заклинание Зимы».

Лягте мягкие снега, на леса и на луга, Стоя в кругу, поднять руки над головой, опустить их.

Тропы застелите, ветви опушите. Руки перед собой, покачать вверх и вниз.

На окошках Дед Мороз, Имитировать движения рисования кистью поочередно

Разбросай хрустальных роз правой и левой руками.

Легкие виденья, хитрые сплетенья.

Зачаруй сердца людей Поднять руки над головой, плавно опустить их через

Стороны вниз.

Красотой своих затей:

Пусть вникают взоры

В светлые узоры.

Ты, Метелица , чуди, Присесть, встать, поднять руки вверх, покружиться

Хороводы заводи, вокруг себя.

Взвейся вихрем белым

В поле поседелом.

Педагог:

  1. Продумайте содержание будущего узора, представьте его.
  2. Выполните рисунок при помощи свечи, соблюдая правило заполнения листа узором.
  3. Готовый рисунок покройте акварельными красками оттенками голубого или фиолетового цвета, во избежание размокания листа не наносите краску многократно на одно и то же место, покройте равномерно, не оставляя пустых мест.

Самостоятельная работа детей.

Педагог следит за тем, чтобы дети соблюдали технологию изображения, рисовали аккуратно,

Напоминает о последовательности создания рисунка.

Итог занятия.

Молодцы, ребята! Теперь мы можем полюбоваться вашими «морозными узорами».У нас получилось не хуже, чем у деда Мороза, а даже намного лучше.

На стекле морозный иней.

Сколько черточек и линий!

Знаю только я одна,

Кто стоит там у окна…..

Н. Френкель.

4 Конспект занятия на 4 этапе: в подготовительной группе детского сада.

Деятельность на данном этапе:

- совершенствование умения осознанно планировать действия;

- самостоятельное регулирование и контролирование собственных действий;

- создание условий для реализации полученных умений;

- развитие связного речевого высказывания;

- развитие тонких движений пальцев.

Тема занятия «Космический пейзаж» - граттаж.

Программное содержание:

  1. Формировать умение получать изображение новым способом – граттаж.
  2. Учить детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтении литературы о космосе.
  3. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника.
  4. Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира.

Оборудование:

альбомный лист с готовой основой под граттаж;

- заостренная палочка (или ручка с пером).

Ход занятия.

  1. Организационный момент:

Педагог предлагает детям отправиться в космическое путешествие, но сначала просит ответить, кто может полететь в космос, какими качествами и знаниями должен обладать космонавт.

Дети: Космонавты должны быть смелыми, выносливыми, спортивными, уметь управлять ракетой и т. д.

Педагог: Чтобы полететь в космос, будущий космонавт должен знать, как устроена ракета и работают приборы, изучить звездное небо, чтобы ориентироваться в космическом пространстве.

Космонавт должен обладать крепким здоровьем, обязательно быть спортсменом. Но и этого мало.

На земле летчиков готовят на специальных тренажерах ко всем трудностям полета.

  1. Основная часть занятия:

Игра «Космическое путешествие».

Педагог: Представьте, что вы превратились в космонавтов, а ваши стульчики в ракету. Вам предстоит отправиться в путешествие на другую планету. Наденьте скафандры.

- Скафандры надеты. Экипаж делает круг почета перед посадкой в ракету.

- Космонавты занимают места в ракете ( дети садятся на стульчики).

- Внимание, до старта осталось 5 секунд (дети имитируют звук двигателей).

Педагог: Внимание, посмотрите в иллюминаторы корабля, что интересного вы там видите?

Ответы детей: Нашу планету, звезды, луну, спутники, комету, солнце и другие объекты.

- Внимание! Говорит командный пункт. Скоро вы будете выходить на связь с землей!

Педагог: Земля на связи. Вам предстоит ответить на вопросы журналистов. Отвечайте хором, но помните, что Земля находится очень далеко, звук будет доходить не сразу. Все готовы? Начали!

- Космонавты здоровы? Раз, два, три!

- Люди на чужой планета есть?

- Небо какого цвета?

- Вода есть?

- Животные есть? Какие?

- Есть ли там растительность? Какая?

Педагог: Молодцы, справились с ответами. Путешествуя в космическом пространстве, вы увидели много интересного, вам будет о чем рассказать землянам, а еще лучше будет, если вы нарисуете космический пейзаж. Рисовать мы будем необычным космическим способом на специальных листах острыми палочками. Называется этот способ – граттаж, или по – другому – царапины. Придется приложить усилия, чтобы процарапать рисунок и изобразить то, что вы увидели, путешествуя на корабле.

Динамическая пауза.

Физминутка « Ракета».

Раз – два – стоит ракета, Проверить осанку.

Три – четыре – самолет. Руки в стороны.

Раз, два – хлопок в ладоши Хлопки в ладоши над головой.

А потом на каждый счет. Четыре хлопка перед собой.

Раз, два, три, четыре - Руки вверх, потянуться.

Руки выше, плечи шире. Руки в стороны, предплечья вверх.

Раз, два, три, четыре –

И на месте походили. Ходьба на месте.

А сейчас мы с вами дети Руки вверх, ладони соединить – «купол ракеты».

Улетаем на ракете .

На носочки поднялись, Встать на носочки.

Быстро, быстро руки вниз Правую руку вниз, левую руку вниз.

Раз, два, три, четыре - Потянуть голову вверх, плечи вниз.

Вот летит ракета ввысь!

В ясном небе солнце светит, Потягивания – руки вверх.

Космонавт летит в ракете.

А внизу леса, поля - Низкий наклон вперед, руки развести в стороны.

Расстилается земля.

Педагог:

  1. Продумайте композицию рисунка и его содержание.
  2. Выделите главные элементы рисунка и второстепенные.
  3. Нажимайте с усилием на палочку, так, чтобы проявилось изображение, контурно наметьте

Объекты.

  1. Для того, чтобы объекты (ракета, солнце, планета) казались объемными, полностью процарапайте всю поверхность внутри контура.

Самостоятельная работа детей.

Педагог следит за тем, чтобы дети регулировали самостоятельно нажим, старались четко обозначать контур рисунка.

Итог занятия:

После того, как дети справятся с работой, педагог предлагает вернуться на Землю:

- Пришло время отправляться в обратный путь. Домой хотите? ( Да).

Педагог: Ну, тогда полетели!

Дети имитируют звук двигателей.

Педагог: Вот, наконец – то мы с вами вернулись на свою родную планету. Путешествуя по космическому пространству, вы увидели много интересного, вам будет о чем рассказать своим близким и друзьям, а еще вы покажете свои рисунки им.

Космонавт.

Я ракету выстрою, в дальний путь уйду.

Самую лучистую выберу звезду.

И в пути, конечно я вспомню милый дом

И пятиконечные звезды над Кремлем.

Где планеты кружатся, мой корабль пройдет.

Там со мной подружится солнечный народ.

Литература.

  1. Волосовец Т.В., Сазонова С. И.Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 232с.
  2. Горичева В. С., Филиппова Т. В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. Художники М. В. Душин, В. И. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000. – 96с.:ил. – (Серия: «Лучшие поделки»).
  3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. Пед. Учеб. Заведений. – 2 – е изд., испр., - М: Издательский центр «Академия», 1998. – 272 с. ISBN 5 – 7695 – 0211 – 8.
  4. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. Училищ по спец. №2002

«Дошкольное воспитание» и №2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – 3 – е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 128с.: ил.

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I – II.
  2. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. – СПб.: «Детство – пресс», 2004. – 128с. ISBN 5 – 898 – 14 – 144 – 8.
  3. Долженко Г.И.100 поделок из бумаги. Художники А.И.Долбишева, В,И.Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000. – 96с.: ил. – (Серия:

«Лучшие поделки»).

  1. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М, Рисование с детьми дошкольного возраста:

Нетрадиционные техники , планирование, конспекты занятий. Под. Ред. Р.Г.Казаковой,

М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. (Серия «Вместе с детьми».) ISBN 5 – 89144 – 365 – 1.

9. Кобитина И.И. Работа с бумагой : поделки и игры (занятия с детьми старшего дошкольного

возраста). – М.: ТЦ. «Сфера», 2001. – 128с.(Серия «Вместе с детьми».) ISBN 5 – 89144 – 063

- 6.

10. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя

детского сада: Из опыта работы. – М. – Просвещение, 1990. – 158 с.

11. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада. – М.:

Просвещение, 1981. – 159 с., - (Библиотека воспитателя детского сада).

12. Малышева А.Н. Работа с тканью. Старшая и подготовительная группы. Художники

Н.И.Витковская, В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия К.Академия

Холдинг, 2001. – 96 с., - (Серия «Детский сад день за днем»).

13. Методические рекомендации к « Программе воспитания и обучения в детском саду»

Сост.Л.В.Русскова. – М.: Просвещение, 1986. – 400с.

14. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и

педагогов. Художники М. В. Душин, В. И. Куров. – Ярославль: « Академия развития»,

1998. – 208 с., ил. – (Серия « Вместе учимся мастерить»).

15. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2006. – 62, [2]с.:ил.

ISBN 5 – 17 – 037902 – 1/

16. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Популярное пособие для

родителей и педагогов. Гаврина С.Е., Кутявина И.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.

Художники Г.В.Соколов, В.И.Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 192 с., ил.

– (Серия «Игры, обучение, развитие, развлечение»).

17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного

возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 224.с. – (Библиотека

логопеда – практика).

18. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа:

Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит.

Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с.

19. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.

Просвещение, 1973.

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Морозный узор"

Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе детского сада. Материал включает в себя текстовый документ и скрины презентации "Морозные узоры"...

Комплексное игровое занятие для детей старшей группы «Морозные узоры» (рисование, ознакомление с природой)

Природа - неиссякаемый источник творческих идей. Нам, педагогам, нужно только научить детей видеть красоту в окружающем мире....

План - конспект занятия по нетрадиционному рисованию свечой "Морозные узоры"

План - конспект занятия по нетрадиционному рисованию свечой "Морозные узоры"...

Конспект интегрированного занятия "Морозный узор".

Конспект интегрированного занятия "Морозный узор"....

Конспект открытого занятия «Морозные узоры» старшая группа

Конспект открытого занятия  «Морозные узоры»старшая группа...

Конспект занятия "Морозные узоры".

Конспект занятия по рисованию в средней группе....

Занятие по нетрадиционному рисованию свечой и восковым карандашом "Морозные узоры"

В процессе занятия у детей развиваются творческие способности. Дети знакомятся с новой техникой рисования свечой и восковым карандашом....