Консультация для родителей «Рисование в жизни дошколят»
консультация по рисованию

Куликова Татьяна Николаевна

Консультация для родителей «Рисование в жизни дошколят»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_polezno_znat_o_risovanii.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

                        «Рисование в жизни дошколят»

Рисование связано с важнейшими психическими функциями ребенка — восприятием, моторной координацией, речью и мышлением. Оно развивает эти функции и соотносит их между собой, помогая ребенку упорядочить представления о мире. В рисовании используется опыт, приобретенный в любой другой деятельности. Содержание рисунков отражает ценности семьи, социальный и культурный опыт детей. Оно говорит о степени умственной активности ребенка, особенностях его развития, о его внутренней позиции и представлениях о себе. Детский рисунок изменяется с возрастом, проходя несколько стадий. И только на последней из них — правдоподобной — ребенок действительно изображает предметы и явления. До этого в рисунке он транслирует собственное представление об этих вещах и отношение к ним. Детские картинки непосредственны и эмоциональны.

Несмотря на   свою   самобытность, детские   рисунки   подчиняются

«внутренним канонам». Часто встречаются общие для разных детей графические образы или шаблоны. Многие узнают то, что пытались изобразить сверстники, без внятных внешних признаков предмета.

Девочки и мальчики рисуют по-разному: девочки изображают собственно предметы, мальчики — отношения и связи между ними, динамику. Девочки более эмоциональны, внимательны к деталям, чаще украшают объекты; мальчики предпочитают находить принципиальные решения, строить композицию, изменять общую форму. Девочки лучше используют цветовую гамму, мальчики — перспективу.

Влияние рисования на развитие ребенка:

         Интеллект

В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Чем больше новых образов он создает, тем лучше в дальнейшем развиваются интеллектуальные способности и мыслительные операции. Сильнейшим стимулом развития в это время является творчество, но, к большому сожалению, родители часто считают игры и творческие занятия неважными, заменяя их бессмысленной зубрежкой и развитием механической памяти. Сейчас довольно популярны различные методики, опирающиеся на преждевременное формирование логического мышления. Этот подход к обучению противоречит естественному процессу развития психики. От того, как мышление развивалось в период оперирования образами, зависит его готовность к следующему, логическому, этапу. Уникальное свойство человеческого мышления — креативность — развивается в детстве, в творческой деятельности. Рисование позволяет ребенку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Поиск ассоциаций и генерация образов — отличная тренировка ума, с успехом заменяющая любые методики раннего интеллектуального развития.

Фантазия и воображение

Рисование развивает воображение — способность мысленно представлять зрительные картины. Благодаря этому человек может перерабатывать прошлый опыт и создавать новые связи между полученными образами. Чем больше таких связей образуется в мозгу, тем лучше развивается мышление. Фантазия нужна будущему взрослому — она позволяет человеку делать смелые предположения, изобретать и создавать принципиально новое. В рисовании она развивается очень хорошо, поскольку ребенку нужно детально продумывать образ до того, как он сможет его изобразить. То, что ребенок способен перенести на бумагу, не передает всего воображаемого им мира. Именно поэтому дети часто видят в своих рисунках больше, чем нарисовано, — они фантазируют, придумывая различные истории о своих картинках. Родителей не должно раздражать такое «фантазерство»! Эту способность нужно поддерживать, не становясь скучным занудой, указывающим ребенку на несоответствия между выдуманным образом и неумелым рисунком. Наоборот, лучше включиться в игру и попытаться «увидеть» превращения образа.

Развитие речи

Еще до того, как ребенок начнет изображать что-то конкретное, он уже

«рассказывает» о своих каракулях и видит в них знакомые образы. Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой — драмой, персонажи которой разыгрывают представление. Родителям стоит внимательно слушать рассказы ребенка и задавать наводящие вопросы, интересоваться героями, сюжетом, деталями. Проговаривание во время рисования («сейчас я возьму белый, потом розовый, добавлю водички») помогает ребенку осознавать свои действия и лучше их координировать. В свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества утверждают, что «молчаливое» рисование развивается менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь. Развитие восприятия Восприятие в детском возрасте еще несовершенно, и рисование стимулирует его развитие, заставляя малыша изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Во время рисования тренируется умение наблюдать и анализировать объект, очень полезное для развития мышления.

Рисование — не просто популярный вид детского творчества, хотя оно ценно и в таком качестве. Это способ самовыражения без слов, рассказ о переживаниях, которые еще сложно осознать, непосредственная передача своего состояния с помощью художественных средств. На протяжении всего дошкольного детства — с рождения и до шести-семи лет — речь развита не настолько хорошо, чтобы ребенок мог сформулировать и внятно выразить то, что он чувствует. Рисование дает детям шанс изобразить свое состояние, отношение к чему-либо, вновь пережить приятное событие или избавиться от негативных эмоций.

      Рисование для ребенка важно прежде всего с психологической точки зрения, поэтому нельзя выкидывать при нем его рисунки. Все без исключения работы хранить невозможно, но организовать все нужно так, чтобы не уничтожать результаты творчества на глазах у автора. Дарите детские картины окружающим, сортируйте работы вместе с ребенком – то, что ему нравится, стоит оставить. Нелюбимые рисунки нужно отложить и выбросить без ребенка через некоторое время. Хороший способ сохранить детский рисунок или превратить его в оригинальный подарок – напечатать его на футболке, кружке или другом предмете. Эту услугу предлагают почти все фотоателье. Полезно давать ребенку задания, направленные на окружающих, а не только на личное использование. Например, сделать что-то в подарок одинокой пожилой соседке, встретить гостей небольшими самодельными сувенирами. Это создает у ребенка ощущение собственной нужности миру, служит профилактикой многих подростковых поведенческих проблем.

В дошкольном детстве ребенок движется к большому перелому – кризису социализации семи лет. Он нацелен на общение и взаимодействие с другими людьми и рисует их огромными и значительными. В то же время собачка может быть крохотной, потому что ребенок старается уменьшить ее от страха, а цветок - большой, потому что он красивый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Рисование в жизни ребенка"

Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия...

Консультация для родителей "Рисование в жизни детей"

Особое место в жизни ребенка занимает рисование.Рисование – вид изобразительной деятельности, которое способствует развитию эстетического восприятия – восприятие того, что красиво....

Консультация для родителей "Рисование в жизни ребёнка"

В статье рассматривается роль рисования в жизни ребёнка....

Консультация для родителей “Рисование в жизни вашего ребенка”

Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восп...

Консультации для родителей "Здоровый образ жизни дошколят"

Консультации для родителей "Здоровый образ жизни дошколят"...