«Кукла в национальном костюме»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественно-эстетическое развитие»

 

Цель:  Знакомство с национальным костюмом и вышивкой мордовского народа.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;

- продолжать знакомить детей с мордовским национальным костюмом, его основными элементами (панар, пулай, панго, каркс, каштаз);

- закреплять умение детей создавать узор из различных элементов мордовского орнамента («крест», «галочка», «ромб», «ёлочка»);

- закрепить знание основных цветов, использованных в мордовском орнаменте.

Развивающие:

- формировать словарный  запас,  умение узнавать и называть элементы мордовского орнамента, выделять его характерные особенности;

- развивать образное мышление и творческие способности дошкольников;

- способствовать развитию любознательности, мышления.

 Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, гордость за свой народ.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа, художественное слово, музыкальное сопровождение, малоподвижная игра и пальчиковая гимнастика.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Мордовский национальный костюм», рассматривание мордовских кукол, знакомство детей с мордовскими композиторами, прослушивание народной музыки.

Словарная работа: панар (рубаха), панго (головной убор), пулай (набедренное украшение), каркс (пояс), каштаз (венок).

Оборудование: мордовский национальный костюм, кукла в национальном эрзянском костюме, аудиозапись мордовской народной музыки, образцы рубашек, картинки, краски, кисточки, непроливайки, подставки для кисточек, салфетки, клеёнки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Кукла в национальном костюме»19.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Кукла в национальном костюме»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель:  Знакомство с национальным костюмом и вышивкой мордовского народа.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;

- продолжать знакомить детей с мордовским национальным костюмом, его основными элементами (панар, пулай, панго, каркс, каштаз);

- закреплять умение детей создавать узор из различных элементов мордовского орнамента («крест», «галочка», «ромб», «ёлочка»);

- закрепить знание основных цветов, использованных в мордовском орнаменте.

Развивающие:

- формировать словарный  запас,  умение узнавать и называть элементы мордовского орнамента, выделять его характерные особенности;

- развивать образное мышление и творческие способности дошкольников;

- способствовать развитию любознательности, мышления.

 Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, гордость за свой народ.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа, художественное слово, музыкальное сопровождение, малоподвижная игра и пальчиковая гимнастика.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Мордовский национальный костюм», рассматривание мордовских кукол, знакомство детей с мордовскими композиторами, прослушивание народной музыки.

Словарная работа: панар (рубаха), панго (головной убор), пулай (набедренное украшение), каркс (пояс), каштаз (венок).

Оборудование: мордовский национальный костюм, кукла в национальном эрзянском костюме, аудиозапись мордовской народной музыки, образцы рубашек, картинки, краски, кисточки, непроливайки, подставки для кисточек, салфетки, клеёнки.

ХОД  ООД:

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Есть край, наш мордовский-

Он самый красивый

Среди необъятных просторов России,

Среди неоглядных российских широт,

И самый красивый народ в нем живет!

Воспитатель задает ребятам следующие вопросы:

-Дети, понравилось вам стихотворение?

-Как вы думаете, о чем оно? (Стихотворение о нашей Республике Мордовия.)

-Как вы думаете, почему наша Республика называется Мордовия? (Она так называется, потому что здесь живет народ-мордва.)

Воспитатель: Ребята, кроме мордвы в нашей республике живут люди и другой национальности. Кто их перечислит?

 Дети: Это – русские, татары, чуваши.

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! Эти народы живут в мире и согласии, помогают друг другу так же, как и мы в нашем саду. А как вы думаете, чем отличаются люди разных национальностей?

Дети: У каждого народа свой язык, говор,  свои песни, стихи, танцы, игры, одежда.

Воспитатель: Правильно, ребята, у каждой национальности есть свой родной язык, свои игры, песни, танцы, стихи. А так же есть свой национальный костюм, в который одеваются в праздничные дни.

(Стук в дверь)

Воспитатель: Кто-то стучится.

(Заходит кукла-мордовочка)

Воспитатель: Как тебя зовут?

Алдуня: Меня зовут Алдуня.

Воспитатель: Её зовут старинным именем.

Воспитатель: А как вы думаете, в какой костюм одета наша гостья?

Дети: Наша гостья одета в мордовский национальный костюм.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Обратите внимание, какой красивый этот костюм. И хочу сказать, что он состоит из нескольких предметов.

Основной одеждой считается рубаха   по-мордовски   - панар. Главным украшением рубахи была очень плотная вышивка, которая располагается по бокам и спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол.

Что является главным украшением панара?(Вышивка)

А где она располагается? (Ответ: на рукавах, на подоле)

Это пулай – набедренное украшение. Носят пулай чуть ниже талии. Он является обязательным элементом женского костюма. Украшали пулай медными монетами, пуговицами, разноцветным бисером, бусинами, блестками на шею одевали много бус. При ходьбе наличие таких украшений создавало звон. Поэтому говорила мордовочку, сначала слышно потом видно.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, как украшали девушки свою голову? (Ответы детей: лентами, тесемочками…)

До замужества мордовские девочки носили налобные ленты или венок (Прясуре, каштаз). Их украшали как можно наряднее. При замужестве волосы женщины прятали и носили специальный головной убор – панго. Традиционным считается мордовский платок, который завязывали высоко на макушке.

Воспитатель: Давайте проговорим эти слова. Как называется рубаха? (Панар). А как называется пояс который женщины носят на талии? (Пулай). Какой головной убор носят мордва? (Панго). (Дети повторяют новые слова)

Воспитатель: - Давайте обратим внимание на цветовую гамму. Какие цвета вы можете выделить в мордовской вышивке? (Ответы детей: белый, красный, черный, зеленый)

Воспитатель: Правильно, ребята. Есть даже такое стихотворение

Даша прочитай нам его

Вышивка мордовская, славилась всегда

Может быть понравится? Смотрите вот сюда:

Все узоры разные, черные да красные,

А зеленый след, освежает цвет

Воспитатель: - А какими элементами мордовочки украшали свои наряды? (Ответы детей: «ромб», «крест», «галочка», «ёлочка»)

Воспитатель: - Правильно, ребята. Это «ромб», «крест», «треугольники», «галочки».

Вот какие красивые рубахи шили девушки – рукодельницы.

Давайте мы с вами немного отдохнем

Физминутка  «Стали дети ровно в круг»

Стали дети ровно в круг, а затем присели вдруг.

Дружно сделали прыжок, над головкою - хлопок.

А теперь все дружно перепрыгнем лужу!

А сейчас идем по кругу, улыбаемся друг другу,

(движения по тексту).

Алдуня: Молодцы, ребята! Вы мне очень понравились!

Воспитатель: Ребята, у Алдуни есть подруги, которые готовятся к празднику. Им сшили праздничные рубахи, но на них нет вышивки. Она просит помочь их украсить.

(как она называется?) (ПАНАР).

Воспитатель: Ребята, поможем куклам?

Дети: Да!

Воспитатель: Проходите и садитесь за столы. У вас на столах лежат рубахи, давайте украсим их вышивкой (какие элементы вы будете использовать в своей вышивке?)

Дети:отвечают

Воспитатель: А прежде чем приступить к работе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику «Дружба»

Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.) 
Мы закончили считать.
          (Дети украшают рубахи)

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые панары у вас получились.

Какие элементы мы с вами использовали в наших работах? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. «Ромб», «крест», «ёлочка», «галочка».

Заходит Алдуня в мордовском костюме.

Алдуня: ребята, спасибо большое, за Вашу помощь. Мои подруги будут очень рады!

Воспитатель: Спасибо Алдуня, мы рады что помогли Вам.

Итог

Воспитатель: Ребята о чем мы с вами говорили на занятии?

 (Ответы детей: о мордовском народе, о Мордовии, о мордовской вышивке, о мордовском костюме).

Воспитатель: Что мы с вами делали?

 (Ответы детей: украшали мордовскую рубаху)

Воспитатель: Понравилось вам занятие?

(Ответы детей: Да)

Воспитатель:Вы очень порадовали Алдуню и её подруг!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Куклы в национальных костюмах

Данная презентация предназначена для ознакомления детей  с историей  возникновения и особенностей костюмов ....

Дидактическое пособие "Наряди куклу в национальный костюм"

Разбирая старые древние книги нашего методического кабинета, наткнулась на книжечку, которую взяла себе)Цель:знакомство детей с костюмами разных национальностей;воспитывать гуманные отношения к ...

Конспект занятия "Кукла в национальном костюме"

Конспект занятия по рисованию "Кукла в национальном костюме"...

Конспект ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию. Рисование на тему: «Кукла в национальном костюме»

Цели: Познакомить детей с женским и мужским русскими народными костюмами, формировать умение создавать оригинальную композицию из символов, украшая узорною полосу на подоле рубахи и сарафана. Закрепля...

Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм»

Приобщить детей к знанию национальных костюмовЗакрепить знания об особенностях национального костюма и его элементах.Учить детей находить сходство и отличие национального костюма с другой национальной...

Дидактическое игра «Нарядим куклу в национальный костюм» (бурятский костюм)

Познакомить детей с национальной бурятской  одеждой можно, использовав вот такую игру. Предложите детям одеть её в народную одежду. Пособие предназначено для как для индивидуальной, а так же подг...

Куклы в национальных костюмах (татарские, русские костюмы)

Уникальный сувенир - куклы в татарских и русских национальных костюмах....