Конспкет НОД по художественно-эстетическому развитию "Такие разные куклы"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Суслова Анна Михайловна

Детство каждого ребенка связано с куклами, а вот откуда к нам пришли куклы, чем играли в далеком прошлом, они не знают. Детям очень интересно узнать какими же были первые куклы и с удовольствием самим побыть мастерами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД "Такие разные куклы"41.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –    ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»

detsadrodnichok633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина 33 А т. (241) 2-25-56 ИНН 5445116506 КПП 544501001

Конспект НОД

 по художественно-эстетическому развитию

детей старшего дошкольного возраста.

 «Такие разные куклы»

Подготовила и провела воспитатель:

Суслова А.М.

Цель: Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов. Задачи: 

  • закреплять умение формировать представление о строении человека;
  • формировать первичные представления детей о многообразии предметного окружения;
  • развивать умение поддерживать беседу; развивать умение обобщать и делать элементарные выводы;
  • развивать детское творчество в процессе продуктивной деятельности (закреплять навыки самостоятельного выбора элементов декора и использования в своей творческой работе);
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение взаимодействовать в команде.

Предварительная работа: беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании; рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства; раскрашивание книжек-раскрасок по теме Дымковские игрушки».

Оборудование и материалы: презентация «В прошлое кукол», глиняные игрушки, примеры дымковских узоров, краски, кисти, шаблон дымковской барышни.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся.

Собраться на ковре и вспомнить стихотворение, проговаривать с указанием на те части тела, о которых упоминается:

Есть на пальцах наших ногти,

На руках - запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бедра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две

Брови, скулы, и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы - посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами будем рисовать. А вот, что отгадайте:

Загадка:

Она похожа на актрису

В красивом платье серебристом,

Расскажу ей сказку -

Она закроет глазки,

Поиграем - будем спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром - дочка, днем - подружка?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете все ли куклы одинаковые? (ответы детей).  Да, куклы все разные. Вы знаете, из чего раньше делали кукол? (ответы детей) 

Воспитатель: Давайте, заглянем в прошлое кукол, и вы узнаете, из чего их делали. А узнаете вы об этом, если отгадаете загадки.

Показ презентации «В прошлое кукол»

Воспитатель: Слушайте первую загадку:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Дерево)

(ответы детей)

Изображение деревянных кукол

«Я кукла деревянная. Давным-давно, когда люди жили в пещерах, одевались в шкуры, ходили на охоту, готовили еду на огне, маленькие дети скучали, им нечем было заняться. И вот тогда, подобрав обыкновенную палочку, взрослый показал ребёнку, как можно забавляться-кормить, качать, укладывать спать палочку. Вот так и появилась на свет первая кукла-палочка - деревянная. Давным-давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, дети играли деревянной куклой. Вот такой».

Воспитатель: На что она похожа? (ответы дети) 

Да, она похожа на бревнышко. Интересно играть такой куклой? (ответы дети)

Да, она совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног, она не красочная.

Воспитатель: Позже люди придумали другую куклу. А из какого материала она была сделана, вы узнаете, если отгадаете вторую загадку.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

Чтобы сделать миску, вазу,

Она понадобиться сразу. (Глина)

(ответы дети)

 «Я - глиняная кукла. Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину. Если добавить в неё воды, она пригодна для лепки. Лепили разную посуду, а для игры любимым детям взрослые лепили кукол и раскрашивали угольками. Вскоре придумали раскрашивать глиняных кукол красками. Они стали яркие и красивые. Эти куклы сохранились и до наших дней, но ими не играют. Они служат для украшения».

Изображение глиняной куклы

Воспитатель: Вы узнали этих кукол? (ответы дети)

Это дымковские куклы. Их делают в деревне Дымково. Глиняной игрушкой неудобно играть, она хрупкая.

Воспитатель: Прошло много лет, человек придумал другую куклу – тряпичную.

Изображение тряпичных кукол

«Я - тряпичная кукла. Сначала человек научился делать нитки, а потом научился ткать. Ткать – этот значит переплетать нитки, в результате получается ткань. Вот мамы и бабушки у вас вяжут, тоже получается ткань, но только трикотажная. Из ткани люди шили себе одежду, а для детей кукол. Ткань сшивали мешком, набивали во - внутрь сухой травой, ватой, зерном и украшали».

Воспитатель: Вы хотели бы с ней поиграть? (ответы дети).

Тряпичная кукла быстро пачкалась, ее нельзя было раздевать и одевать.

Воспитатель: И много лет спустя, человек изобрел пластмассу и научился делать из нее различные предметы и конечно же, куклу.

Изображение современных кукол

Воспитатель: «Из пластмассы человек придумал таких кукол, которые сами ходят, танцуют, говорят, поют. У них сгибаются руки, ноги, голова поворачивается и наклоняется. Можно сделать и маленькую куклу-пупса, и большую куклу с искусственными волосами. Такие куклы очень похожи на нас с вами, у них тоже есть руки, ноги, голова и другие части тела, которые есть у нас с вами».

Воспитатель:

Ребята, вот мы отгадали загадки и узнали, из чего раньше делали кукол, из какого материала делают сейчас

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам стать дымковскими мастерами, вы хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: Но сначала я предлагаю немного отдохнуть

Физкульминутка

Кто скажите сможет, дети,

Повторять движенья эти?

Руки вверх я подниму.

Это тоже я могу.

Головою поверчю

Это тоже я могу.

Вправо – влево разведу

Это тоже я могу.

И как птица полечу.

Это тоже я могу.

А потом присяду, встану,

Это тоже я могу.

И несколько не устану

Это тоже я могу.

Я попрыгаю немного 

Это тоже я могу.

И пешком пойду в дорогу

Это тоже я могу.

Если надо, побегу

Это тоже я могу.

Все на свете я смогу!

Воспитатель: Как настоящие мастера, вы будете расписывать полностью фигурки дымковских кукол.

Воспитатель: С чего начнёте роспись игрушки?

Дети: С головы, с кокошника.

Воспитатель: Правильно, если начать с юбки, то смажем рисунок.

Воспитатель: Давайте рассмотрим дымковских кукол! Скажите, что у них окрашено в один цвет, а что расписано узорами?

Дети: Кокошник и кофточка окрашены в один цвет, а юбка – узорчатая.

Воспитатель: Назовите цвет кокошника и кофточки у первой куклы. А теперь посмотрите на её юбку. Есть ли в узоре на юбке какие-нибудь элементы такого же цвета? Интересно, а у других кукол тоже повторяется цвет кокошника и кофточки в элементах узора? Назовите цвета, которые повторяются в узорах у других кукол.

Воспитатель: Это красиво, потому что в росписи нет ненужной пестроты.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на ещё одну особенность узора - кольца книзу юбки увеличиваются и расширяются расстояния между полосами. (Можно показать детям приёмы рисования полос в определённой последовательности. Сначала нарисовать прямую полосу посередине юбки, а потом слева и справа от неё нанести слегка наклонные полосы)

Воспитатель: (Прикрепляет к мольберту силуэт куклы из белого картона, показывает и объясняет детям последовательность работы) Ребята, сначала концом кисти следует отделить кокошник от лица и закрасить его. Потом нарисовать части лица куклы: глаза – чёрные точки, над ними тоненькие брови – дужки, рот и щёки – красные кружочки. У кофточки ворот можно нарисовать любой формы, затем концы рукавов, кисти рук. Отделить низ кофточки от юбки, а потом закрасить. Узор на юбке вы можете рисовать кто какой захочет: полосатый, клетчатый или с кольцами.

Воспитатель: А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую.

Воспитатель: Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать куклу по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски хотите использовать и каким узором будете расписывать свою куклу. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения кукол на доске.

Воспитатель: Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.

Воспитатель: Садимся поудобнее и начинаем работу. Постарайтесь сделать кукол яркими и нарядными.

Воспитатель: Сделаем гимнастику для глаз: (дети стоят около стульчиков)

Подводя итог, воспитатель предлагает ответить на вопросы:

- Что мы сегодня делали?

- Что было трудным?

- Вам понравились работы?

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня на занятии вы побывали дымковскими мастерами, научились расписывать игрушки и очень хорошо справились с этой работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия художественно-эстетического цикла. "Такая разная осень."

Данное занятие проводилось с детьми средней группы в рамках проведения недели педагогического мастерства, темой которой являлось: "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников"....

Организация работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию через разные виды деятельности

В материале рассказано  об организации  работы ДОУ по  изобразительному творчеству. В рамках внутрикорпоративного повышения квалификации  на примере работы творческой группы...

Организация работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию через разные виды деятельности

В презентации говорится о б организации работы ДОУ по изобразительной деятельности в рамказ внутрифирменного  повышения квалификации на примере творческой группы....

Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию «Такая разная берёзка» в средней дошкольной группе.

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию с применением здоровьесберегающих технологий «Такая разная берёзка»  ...

Непосредственная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (раздел "Рисование") "Кукла-Неваляшка" для детей второй младшей группы.

Что дает испольование нетрадиционных техник? Это интересно. С раннего возраста малыши пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительной деятельности через визуализацию ощущений. ...

Организованная образовательная деятельность. Художественно-эстетическое развитие. Художественный труд. «Кукла-пеленашка"

Организованная образовательная деятельность. Художественно-эстетическое развитие. Художественный труд. «Кукла-пеленашка"...