Картотека Нетрадиционные техники рисования
картотека по рисованию (старшая группа)

Шмакова Елена Николаевна

Нетрадиционная  техника  рисования  даёт  ребёнку  возможность  удивиться  и  порадоваться  миру. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для  работы, разнообразие способов   рисования, поможет  ребёнку  увидеть  и  передать  на  бумаге  то,  что обычными  способами  сделать  намного  сложней.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_netraditsionnyh_sposobov_risovaniya.pptx233.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека «Нетрадиционные техники рисования»

Слайд 2

Рисование пальчиками Возраст: от 3 лет. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет . Материалы : мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки . Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Слайд 3

Тычок жесткой полусухой кистью Возраст: Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы : жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Слайд 4

Рисование ладошкой Возраст: от 2 лет Средства выразительности : пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Слайд 5

Скатывание бумаги Возраст: от трех лет. Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображен и я: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького ( ягодка ) до большого (облачко, ком для снеговика ). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Слайд 6

Оттиск поролоном Возраст: от трех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Слайд 7

Оттиск пенопластом Возраст: от трех лет. Средства выразительности : пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта с выдавленным на них рисунком. Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

Слайд 8

Оттиск смятой бумагой Возраст : от трех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Слайд 9

Проступающий рисунок Восковые мелки + акварель Возраст: от четырех лет. Средства выразительности : цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками проступает через акварель, остается не закрашенным .

Слайд 10

Фотокопия Свеча + акварель Возраст: от четырех лет Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым . Для младшего возраста можно использовать рисунки сюрпризы с заранее нанесенным рисунком свечей.

Слайд 11

Монотипия предметная Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные) . После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Слайд 12

Монотипия пейзажная Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке ( отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Слайд 13

Черно-белый граттаж (грунтованный лист) Средства выразительности: линия, штрих, контраст. Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Слайд 14

Цветной граттаж Затонированный цветными пятнами и загрунтованный лист Возраст: Средства выразительности: линия, штрих, цвет. Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Слайд 15

Кляксография с трубочкой Раздувание краски Возраст: Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Слайд 16

Набрызг Возраст: Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Слайд 17

Отпечатки листьев Возраст: Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие ), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Слайд 18

Тиснение Возраст: Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.) , простой карандаш. Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов, целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Слайд 19

Расчесывание краски Возраст: Средства выразительности: цвет, линии Материалы: бумага, гуашевые краски , кисть, стаканчик с водой, стека с зубчиками, вилка или мелкая расческа, салфетки. Способ получения изображения: ребенок тонирует лист бумаги густым нужным цветом гуаши, например вверху рисует небо , ниже может нарисовать пустыню или море, пока краска не высохла процарапывает прямые линии на небе и волнистые на море (волны ) или на песке (барханы ). Можно пейзаж дополнять рисунком по трафарету (верблюд ) закрасить его гуашью и стекой по нарисованной фигурке животного процарапать короткие штрихи сверху вниз чтобы придать необычную структуру шерсти.

Слайд 20

Рисование нитками Возраст: Средства выразительности: различные линии , цвет, объем, фактура. Материалы: Бумага или картон, клей ПВА или двухсторонний скотч, нитки разного цвета , фактуры и качества. Способ получения изображения: на бумаге рисуется контур рисунка. Готовый контур покрывается клеем, делаются клеевые дорожки, затем поверх клеевых дорожек накладывается ниточка нужного цвета. Рисунок получается слегка выпуклым и объемным.

Слайд 21

Рисование солью Возраст: Средства выразительности: линия, цвет, фактура. Материал: лист бумаги или цветного картона, клей ПВА, соль, поднос, краски. Способ получения изображения: ребёнок подбирает фон для своего рисунка. Делает набросок, покрывает рисунок клеем при помощи кисти или выдавливает клей из бутылочки тоненькой струйкой. Кладёт рисунок на поднос и засыпает солью. Не приклеившиеся кристаллики ссыпает с листа на поднос. После высыхания на соль можно наносить цветные капли из пипетки. Картинка будет цветной и фактурной.

Слайд 22

Рисование манкой Возраст : от 4 лет. Средства выразительности: фактура, пятно, цвет, линия. Материалы: картон фактурный цветной, поднос, емкость с манной крупой, клей ПВА, кисть жёсткая, ватный палочки, ложечка. Способ получения изображения: ребёнок подбирает фон для своего рисунка. Рисует рисунок клеем при помощи кисти или ватной палочки. Кладёт рисунок на поднос и засыпает манной крупой. Не приклеившиеся крупинки ссыпает с листа на поднос, наклоняя его в одну сторону.

Слайд 23

Кляксография спонтанное рисование Возраст: Средства выразительности: пятно, цвет Материалы: лист бумаги, краски гуашевые, кисть, салфетки, набор фломастеров , для дорисовывания образов. Способ получения изображения: ребенок наносит на лист бумаги каплю краски, затем берет лист бумаги в руки и начинает покачивать, капля начинает бегать по листу и оставлять следы –лапки. Можно каплю раздуть при помощи коктейльной трубочки. Затем наносит каплю краски другого цвета и делает то же самое что и с первой. Когда рисунок подсохнет, можно на него внимательно посмотреть , пофантазировать и дорисовать недостающие детали.

Слайд 24

Рисование пучком ватных палочек Возраст : от 5 лет. Средства выразительности: пятно, линии , цвет. Материалы: плотная бумага, ватные палочки, резинка или скотч, гуашь, плоские тарелочки с несколькими красками. Способ получения изображения: ребёнок или взрослый перевязывает несколько ватных палочек затем окунает их в краску и можно рисовать (кроны деревьев , кустарники, цветы, сугробы, облака и т . д ).

Слайд 25

Рисование по мятой бумаге Возраст : от 5 лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мятая бумага средней плотности, цветные восковые мелки, гуашь, губка. Способ получения изображения: ребёнок на мятой бумаге рисует цветными мелками создавая предметные или сюжетные изображения, затем закрашивает фон картинки с помощью восковых мелков не оставляя на поверхности бумаги пробелов. Весь рисунок сминается и распрямляется затем покрывается гуашью (сразу после нанесения смывается с листа губкой бод струёй проточной воды). В местах где бумагу сминали остаётся гуашь. Такой рисунок выглядит не обычно.

Слайд 26

Рисование на полиэтиленовой пленке Возраст : от 5 лет. Средства выразительности: пятно, мазки, смешивание краски. Материалы: плотная бумага, полиэтилен или пищевая плёнка, гуашь, ватные полочки, кисти. Способ получения изображения: ребенок на поверхность листа наносит густую гуашь масками затем накладывает на влажный рисунок плёнку и старается ее натягивать или разглаживать, создать складочки сдвигая плёнку чтобы поучить рельефную поверхность. Через несколько часов, когда краска подсохнет можно снять плёнку на листе останутся тонкие чёрточки, пузырьки , паутиной покрывающие весь лист. Поверх дорисовывает рисунок пальчиками или ватными палочками, смешивая краски, распределяет их по всей поверхности листа.

Слайд 27

Рисование на пене для бритья Возраст : от 6 лет. Средства выразительности: пятно, линии , капли, эффект создания «Мраморной бумаги». Материалы: пена для бритья, альбомный лист, картон, жидкая гуашь, линейка, кисти, пипетки. Способ получения изображения: на картон взрослый выдавливает горкой пену. Ребёнок разглаживает пену линейкой толщиной в 1 см., затем жидкими красками при помощи пипетки или кисти для рисования наносит капли и рисует кистью рисунок . Сверху накладывает лист бумаги, который слегка приживает к изображению, а затем убирает. Это первый зеркальный оттиск его оставляют подсохнуть. Второй оттиск получатся весьма экзотический: той же линейкой снимается пена с картона. На нём остаётся размытое изображение. Глядя на него, создаётся впечатление, что это морской пейзаж или улица под дождём. Изображение можно дорисовать фломастерами.

Слайд 28

Рисование на молоке Возраст : от 6 лет. Средства выразительности: пятно, линии, цвет , закручивание, разрезание. Материалы: не глубокая широкая емкость, вода, клей ПВА. Крахмал или молоко, бычья желчь , ватные палочки, пипетка, зубочистки, альбомный лист, пищевые или акриловые жидкие краски. Способ получения изображения: взрослый готовит раствор для рисования (в воду добавляется клей ПВА, жирное молоко, бычья желчь и всё тщательно перемешивается). Ребенок набирает краску в пипетку и капает на раствор, или стряхивает краску с пипетки о бортик емкости получая капли. С помощью палочки капли краски сдвигаются , накручиваются, разрезаются - получатся абстрактный рисунок. Затем на рисунок накладывается лист бумаги и аккуратно снимается получается отпечаток рисунка на бумаге.

Слайд 29

Рисование мыльными пузырями Возраст : от 6 лет. Средства выразительности: пятно. Материалы: альбомный лист, трубочки для коктейля, стакан, гуашь, ложка, жидкость для мыльных пузырей или гель для мытья посуды, вода, акварельные краски, кисти. Способ получения изображения: взрослый готовит мыльный раствор. Ребёнок добавляет в раствор гуашь любого цвета и размешивает, затем в стакан опускает трубочку. Ставит стакан на лист бумаги и дует так, чтобы мыльные пузыри выбегали из стакана на лист бумаги- получается цветное пятно из мыльных пузырей. Когда пятно высохнет, то его можно дорисовать.

Слайд 30

Рисование на наждачной бумаге Возраст : от 5 лет. Средства выразительности: пятно, цвет, линия. Материалы: наждачная бумага, цветные мелки . Способ получения изображения: ребёнок выбирает наждачную бумагу определённого цвета и рисует на ней цветными мелками торцом или плашмя.

Слайд 31

Рисование по стеклу витражи. Возраст : от 6 лет. Средства выразительности: точки, пятна, цвет, линии. Материалы: стекло в рамке, акриловый контур, витражные краски , (изготовление краски: клей ПВА + гуашь пропорции 1:2) , раскраски, альбомный лист. Способ получения изображения: ребёнок выбирает рисунок – раскраску или рисует его сам на листе бумаги. На рисунок накладывается стекло и сверху обводится акриловым контуром (белого или чёрного цвета) контур рисунка, а затем после высыхания закрашивается цветными красками.

Слайд 32

Пластилинография н а стекле Возраст : от 6 лет. Средства выразительности: точки, пятно, цвет, линия. Материалы: стекло в рамке, акриловый контур, цветной пластилин, доска, стек, шаблоны рисунков. Способ получения изображения: ребёнок выбирает готовый рисунок – или рисует сам на листе бумаги. Этот рисунок переносится на стекло сверху и обводится акриловым контуром затем после высыхания заполняется пластилином (берётся маленький кусочек пластилина определённого цвета и размазывается по стеклу, не выходя за контур рисунка).

Слайд 33

Рисование цветным песком Возраст : от 5 лет. Средства выразительности: фактура, пятно, цвет. Материалы: цветной песок в баночках, карандашный шаблон рисунка, поднос, ложечка, клей, карандаш. Способ получения изображения: ребёнок наносит клей на определенную часть рисунка и переносит рисунок с клеем на поднос засыпает его песком нужного цвета (можно с верху положить лист бумаги и прижать), остатки песка стряхнуть в баночку. Так постепенно весь рисунок заполняется цветным песком.

Слайд 34

Пластилинография На гладкой дощечке или глянцевом картоне Возраст : от 6 лет. Средства выразительности: жгутики, мелкие шарики из пластилина, мазки, линии, цвет. Материалы : гладкая дощечка или глянцевый картон, фломастер, цветной пластилин, доска для лепки, стека, шаблон рисунка. Способ получения изображения: ребёнок выбирает рисунок или рисует сам на листе бумаги. Этот рисунок переносится на подготовленную поверхность, затем заполняется пластилином. Можно заполнять рисунок цветными тоненькими жгутиками, мелкими шариками, скатанными из пластилина или гладкими мазками маленький кусочек пластилина определённого цвета и размазывается по поверхности, не выходя за контур рисунка.

Слайд 35

Отпечаток листом пекинской капусты Возраст : от 5 лет. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: тонированная бумага, листья пекинской капусты . гуашь, кисти, губка. Способ получения изображения: ребёнок выбирает тонированный лист бумаги и подбирает капустный лист, соответствующий размеру рисунка. Покрывает его гуашью при помощи губки т прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка (1 лист можно использовать несколько раз). Рисунок можно дорисовать кистью. Таким способом красиво получаются деревья.

Слайд 36

Рисование ниточкой Возраст : от 5 лет Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины. Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Слайд 37

Оттиск печатками из ластика Возраст : от 4 лет Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия). Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

Слайд 38

Оттиск печатками из овощей Возраст : от 3 лет Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются штемпельная подушка и печатка.

Слайд 39

Оттиск пробкой Возраст : от 3 лет Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки. Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и штемпельная подушечка и пробка.

Слайд 40

Диатипия (от греческого dia – сквозь, через ) Возраст: Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: пластиковая доска для лепки или органическое стекло, тонкий лист бумаги, гуашь, широкая кисточка, простой карандаш или просто заостренная палочка, баночка с водой, тряпочка. Способ получения изображения: На оргстекло наносим толстой кистью морской пейзаж – море и небо. Намочив лист бумаги, кладем его сверху на изображение, слегка прижав лист к оргстеклу. Простым карандашом на обратной стороне листа делим море и небо горизонтальной линией, в центре рисуем и закрашиваем небольшой парусник, скалы, вверху – солнце, облака. 4. Осторожно снимаем тонкий лист с оргстекла , получается отпечатанное море с выпуклыми скалами, парусником и небо с солнцем и облаками.

Слайд 41

Пуантилизм точечная живопись ватными палочками Возраст : от 3 лет Средства выразительности: пятно, цвет. Материалы: набор гуашевых красок, бумага любого цвета и размера с нанесенным контурным рисунком, ватные палочки, салфетки, стаканчики с водой. Способ получения изображения: ребенок рисует (печатает) точки ватной палочкой заполняя части рисунка цветными точками. При смене цвета ребенок берет новую ватную палочку. Рисунок получается красочным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека нетрадиционных техник рисования

Картотека содержит краткое описание нетрадиционных техник рисования....

Картотека нетрадиционных техник рисования

В картотеке представленны нетрадиционные техники рисования для детей 3-5 лет...

Картотека нетрадиционных техник рисования

У детей дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения. Это мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми,  далекими от реал...

Картотека "Нетрадиционные техники рисования"

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость. Между тем, применение нетрадиционных техник способствует ...

Картотека нетрадиционных техник рисования

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров....

Картотека нетрадиционных техник рисования

Нетрадиционные техники рисования...

картотека нетрадиционной техники рисования

Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном - обыкновенное и обыкновенное - в необыкновенном. Дени Дидро...