Интегрированное НОД "Зимние узоры"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Нелизанова Лариса Евгеньевна

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Нетрадиционное рисование20.83 КБ

Предварительный просмотр:


Цель Формирование эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности через использование нетрадиционной техники рисования.

Методы и приемы: художественное слово, вопросы, наглядность, опора на личный опыт детей.

Задачи:

Познакомить детей с техникой рисования фотокопией.

Формирование навыков работы в технике рисования   восковым мелком.

Воспитывать эстетическое восприятие природы, ее изображений в нетрадиционной технике: восковой мелок  и акварель.

Воспитывать аккуратность при выполнении.

Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.
 Создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, волнистая линия, прямая линия).

 Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
Развивать воображение и творчество.

2.
Материалы для занятия:

Оборудование и материал:

Образцы узоров, видеоальбом «Морозные узоры», альбомный лист; восковой мелок; акварельные краски; карандаш; кисти с широким ворсом; стаканчики с водой, соль, письмо, салфетки.


3. 
Предварительная работа:
— наблюдения на прогулке за зимними явлениями в природе;
— загадывание загадок, стихов, чтение рассказов о зиме.
4.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, психогимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация.


Вводная часть :

Психогимнастика «Лучик».
К небу потянулись
лучик в руки взяли,

К сердцу прижали
друзьям послали.(сдут с ладошки воображаемый лучик)
                  (Дети выполняют действия по тексту)

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня произошло очень интересное событие. Я сегодня получила письмо, которое адресовано вам. Посмотрите на конверт. Как вы думаете, кто прислал вам письмо? А как вы узнали?

 Варианты ответов детей:

Дети, волшебники, животные

Воспитатель: Это письмо прислали дети, живущие в жаркой Африке. Хотите узнать содержание письма?

Дети: Да

Воспитатель: Хорошо. Открываем (достает письмо и читает)

«Здравствуйте ребята из далекой страны Россия. Пишут вам дети из жаркой Африки. Мы очень хотим узнать больше информации о вашей стране, поэтому читаем много книг, рассматриваем фотоальбомы и смотрим различные видеофильмы. Мы узнали, что зимой на окнах ваших домов возникают очень красивые узоры. Мы живем в жаркой стране, в которой никогда не бывает снежной зимы, и нам бы очень хотелось больше узнать о зиме, увидеть такие морозные узоры, узнать, кто их рисует и самим научиться их рисовать. Помогите нам, пожалуйста.»

Как вы думаете, ребята, мы можем им помочь?

Дети: Да

Введение в тему.

Воспитатель: Я очень рада тому, что вы добрые и отзывчивые. Давайте, ребята, вспомним, что же такое зима А что мы можем рассказать о зиме? Какая она?

Варианты ответов детей  

Слайд №2

Зима – временя года, когда на улице лежит снег. Зимой бывают морозы, сильный ветер – метель, вьюга.

Слайд№3

Слайд№4

Зимой дети катаются на санках, лыжах, играют в снежки.

Слайд№5

Слайд№6

Слайд№7

Слайд №8

Воспитатель поощряет правильные ответы детей. Подводит итог ответам.

Вы правы. Зима – холодное время года. С наступлением зимы приходят и морозы. У проказницы зимы есть и свои чудеса. Одним из чудес является появление морозных узоров на стеклах окон. Как вы думаете, кто рисует эти узоры?

Дети : Мороз.

Воспитатель: Вы правы. А как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?

Дети выдвигают свои предположения: дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.

Воспитатель: ваши ответы очень интересны.

На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки – иголочки. За ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры, которые мы сейчас с вами можем видеть на экране.

Слайд№9

Воспитатель: Посмотрите, на что похожи эти узоры?

Слайд№10 

На еловую ветку

Слайд №11

На перо жар-птицы

Слайд№12

На снежинки

Слайд№13

На цветы

Слайд№14

На перья

Дети: На еловую ветку, снежинку, животных, цветы.

Давайте посмотрим, из каких элементов состоит их узор?

Дети: точка, круг, завиток, волнистая линия, прямая линия.

Воспитатель показывает образцы узоров и при затруднении детей задает наводящие вопросы.

Да, узоры создают настоящие волшебники.

             Динамическая пауза «Если весело живётся, делай так»

 Морозные узоры – волшебник Мороз. Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза?

Дети: нет

Воспитатель: а оказывается можно. И я вас сейчас познакомлю с таким способом рисования - называется он «фотокопия».

Воспитатель: Перед тем, как приступить к работе, приготовим свои пальчики. 

Пальчиковая гимнастика «Прогулка»:

Раз, два, три, четыре, пять  (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись 
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп"), 
спать легли (ладошки под щечку).

Показ техники рисования

(рассказ сопровождается показом)

Для этого я беру чистый лист бумаги и  восковой мелок.   Рисую узор, состоящий из завитков, прямых и волнистых линий, точек и кругов.

Оставляет ли  мелок  видимые следы?

Дети: Нет

Воспитатель: А вот теперь время чудес. Чтобы волшебство произошло, я покрываю свой рисунок сверху акварельной краской голубого цвета, разведенной водой. Смотрите, что произошло?

Дети: под краской появились линии, нарисованные свечой.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные мелком, не окрасились?

Дети высказывают свои мнения

Воспитатель: мелок  состоит из воска , который отталкивает воду, поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной  краски, разведенной водой. Вот и появился волшебный узор. А чтобы придать рисунку морозный блеск, можно посыпать невысохшую краску солью. Морозный рисунок готов. А вы хотите тоже стать волшебниками?

Дети: да.

Практическая часть:

- Воспитатель: А сейчас я предлагаю нарисовать свои узоры на окнах.

Воспитатель закрепляет у детей алгоритм действий.

С чего начинаем рисовать? Какие элементы узора можно рисовать? Что делаем потом? Как заканчиваем работу над узором?

Дети отвечают на поставленные вопросы

Воспитатель: Все верно. Рисуем узор карандашом. Краску наносить равномерно на весь лист, но не проводить по одному и тому же месту несколько раз, чтобы лист не размок. Можете приступать к работе.

Самостоятельная работа детей

Воспитатель оказывает индивидуальную дозированную помощь.

Воспитатель: Молодцы! Какие красивые морозные узоры получились у вас.

Нужно некоторое время, чтобы краски высохли.

Подведение итогов

Воспитатель: Ваши работы готовы. Вам понравилось рисовать новой техникой рисования? Как, ребята, называется техника рисования, которую мы использовали, чтобы создать такие прекрасные работы?

Дети: Фотокопия

Воспитатель: А как нам сделать, чтобы дети Африки тоже смогли бы увидеть ваши рисунки?

Варианты ответов детей (выслать рисунки письмом, отправить посылку)

Я предлагаю сфотографировать ваши работы и выслать их фотографии электронной почтой. Тогда и дети Африки их увидят. А сейчас попрощаемся с нашими гостями и наведем порядок на наших рабочих местах.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие «Русские узоры» (подготовительная группа)

Задачи:Расширять знания детей об особенностях шалей г. Павловский Посад, интерес к искусству оформления Павлопосадских шалей.Учить детей составлять узоры для оформления шали ,использовать в росп...

Интегрированное занятие «Русские узоры» (подготовительная группа)

Задачи:Расширять знания детей об особенностях шалей г. Павловский Посад, интерес к искусству оформления Павлопосадских шалей.Учить детей составлять узоры для оформления шали ,использовать в росп...

Интегрированное занятие «Русские узоры» (подготовительная группа)

Задачи:Расширять знания детей об особенностях шалей г. Павловский Посад, интерес к искусству оформления Павлопосадских шалей.Учить детей составлять узоры для оформления шали ,использовать в росп...

Интегрированное занятие «Русские узоры» (подготовительная группа)

Задачи:Расширять знания детей об особенностях шалей г. Павловский Посад, интерес к искусству оформления Павлопосадских шалей.Учить детей составлять узоры для оформления шали ,использовать в росп...

«Украшение дома мордовским узором» Конспект интегрированной НОД в старшей группе с использованием ИКТ

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»    «Украшение дома мордовским узором» Конспект интегрированной НОДв старшей группе с использованием ИКТ(выездного семин...

Интегрированное занятие по рисованию "Узор для платья лисички"

Цель: учить рисовать кистью узор из точек и полос по мотивам дымковской росписи, используя прием тычка.Оборудование : дымковская игрушка, игрушка лисичка, гуашь желтая, синяя, красная, зеленая, синяя,...