Рабочая программа " Изобразительная деятельность"
рабочая программа по рисованию (старшая группа)
Рабочая программа " Изобразительная деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ro_izobrazitelnoy_deyatelnosti.docx | 426.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск».
(Управление образования АМО ГО «Усинск»)
«Усинск» кар кытшын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса йöзöс велöдöмöн веськöдланiн
(«Усинск» КК МЮА йöзöс велöдан веськöдланiн)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 8» г. Усинска.
(МБДОУ «ДС ОВ № 8» г. Усинска)
«Челядьöс сöвмöдан 8 №-а видзанiн» школаöдз велöдан Усинск карса
муниципальнöй сьöмкуд учреждение.
«ЧС 8 №-а В» ШВ Усинск карса МСУ.
_____________________________________________________________________________________________
Рабочая программа
по предмету «Изобразительная деятельность»
образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
старшая группа (5-6 лет)
(возрастная группа)
1 год обучения
(срок реализации программы)
Рабочая программа составлена с учетом основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «ДС ОВ №8» г. Усинска
Разработана воспитателем Марихиной Н.А.,
Усинск
2018 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №8» г. Усинска, для организации работы по изобразительной деятельности в старших группах, с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
Актуальность. Дошкольный возраст – это яркий период в жизни каждого человека. Это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период происходит приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям – приобщение к добру, красоте, ненасилию. Важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждаются чувства своей сопричастности к миру, желание делать добрее поступки, стремление к активной деятельности. Изобразительная деятельность также состоит в создании условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей воспитанников.
Планирование составлено по примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
Цель программы - формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
- Развивать интерес к различным видам искусства.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию;
- Обучать основам создания художественных образов;
- Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, композиции;
- Развивать наглядно-образное мышление, воображение, любознательность;
- Обучать техническим приемам и способам художественно-творческой деятельности;
- Поддерживать взаимосвязь с другими видами деятельности;
- Вовлекать детей в активное обсуждение предстоящей деятельности, оценки, анализа творческой деятельности.
- Создавать эстетическую развивающую среду.
- Приобщать детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
- Воспитывать межличностные отношения в коллективной художественно-творческой деятельности.
Содержание психолого-педагогической работы
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы.
Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).
Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков.
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
Развивать чувство формы, цвета, пропорций.
Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель), расширять представления о народных игрушках (матрешки — городецкая, богородская; бирюльки).
Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм). Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное).
Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.
Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.). Учить передавать движения фигур.
Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).
Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.
Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).
Учить рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлить цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.
Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедал воробей?» и др.).
Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.
Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т. п.).
Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.
Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством.
Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).
Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).
Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце).
Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.
Организация учебной деятельности. Рабочая программа реализуется в процессе организованной образовательной деятельности в срок с 1 сентября по 31 мая. Объем одной образовательной нагрузки по изобразительной деятельности для детей старших групп составляет 25 минут в неделю (36 занятий в учебный год). Национально-региональный компонент включен в содержание занятий и составляет 50 % от программного материала (из 36 занятий с содержанием НРК составляет 18 занятий).
Ожидаемые результаты психолого-педагогической работы.
к 6 годам дети могут:
- наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени);
- передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;
- организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий;
- работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок;
- рассматривать работы, радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений;
- передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений;
- передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.);
- располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали);
- использовать способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п);
- использовать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок;
- рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой);
- рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки;
- смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью);
- при рисовании карандашами передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета;
- создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедал воробей?» и др.);
- располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т. п.);
- создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи;
- составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки), ритмично располагать узор.
Диагностика. В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Педагогическая диагностика проводится аутентично в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты индивидуального развития дошкольников, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); оптимизации работы с группой детей.
Тематический план
Организация развивающей среды
Одним из условий успешной реализации программы по изобразительной деятельности является организация развивающей среды, что позволяет создать условия для самостоятельных, интересных и полезных занятий воспитанников.
В группе организовывается «Центр ИЗО-деятельности», где в свободном доступе детей должны находиться:
∙ Произведения народного искусства: глиняные игрушки (филимоновские, дымковские), деревянные матрешки, игрушки из соломы, предметы быта (вышитая и украшенная аппликацией одежда, расписная посуда), предметы быта (нарядная посуда, украшенная одежда); альбомы с рисунками или фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства.
∙ Репродукции картин, иллюстраций из детских книг по теме, которую запланировали на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже освоили.
∙ Скульптура малых форм, изображающая животных.
∙ Заготовки для рисования, вырезанные по какой-либо форме (деревья, цветы, различные предметы, животные).
∙ Бумага тонкая и плотная, рулон простых белых обоев, картон.
∙ Цветные карандаши (6 основных цветов), гуашь (6 основных цветов).
∙ Круглые кисти (беличьи, колонковые № 10–14), подставка под кисти.
∙ Цветные мелки, восковые мелки; доски для рисования мелом.
∙ Глина, салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду,
30 × 30 см для вытирания рук во время лепки.
∙ Специальное самостирающееся устройство или восковые доски с палочкой для рисования.
∙ Фартуки и нарукавники для детей.
∙ Светлая магнитная доска для рисунков детей (выставка), магнитные кнопки.
∙ Емкости для промывания ворса кисти от краски.
∙ Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для просушивания кисти после промывания и приклеивания готовых форм.
∙ Готовые формы для выкладывания и наклеивания
Используемая литература
Используемая литература и методические пособия:
- Баранова Е, В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.
- Комаро ва Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.
- Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика-Синтез,
- Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.
- Комарова Т. С, Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда. — М., 2005
- Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. - М, 2005.
- Голоменникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Чалеэова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М. Б. Зацепиной . М., 2005.
Плакаты большого формата
- Гжель. Изделия. —М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Гжель. Орнаменты. —М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Полхов-Майдан. Изделия.—М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Полхов-Майдан. Орнаменты.—М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Филимоновская свистулька. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Хохлома. Изделия.— М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Хохлома. Орнаменты. — М.: Мозаика- Синтез, 2010.
- Рабочие тетради
- Волшебный пластилин. — М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.
- Городецкая роспись. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Дымковская игрушка.— М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Филимоновская игрушка. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Хохломская роспись, —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010,
- Простые узоры и орнаменты. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Узоры Северной Двины. —М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Сказочная Гжель. —M.: Мозаика-Синтез, 2005-2010,
- Смешные игрушки из пластмассы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Тайны бумажного листа. — М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.
- Секреты бумажного листа. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Совместной деятельности педагогов с детьми 1.5 -3 лет, первой младшей (ясельной) группы составлена на основе авторской программы «Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово
Содержание Целевой раздел1. Пояснительная записка…………………………………………………………….2Содержательный раздел1. Физическое развитие. Развернутое комплексно...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет ( старшая группа № 2) «КОЛОКОЛЬЧИК» составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой, образовательной программы МКД
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование о...
Рабочая программа изобразительная деятельность
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми средней группы «Сказка» 4-5 лет На 2020-2021год Разработана в соответствии с ФГОС ДО на основе образовательной Программы ДОУ, составленной в соответствии с основной общеобразовательной программо
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА в средней группе...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5 - 6 лет (старшая группа «Совята») составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования и образовательной программы ДОУ .
Рабочая программасовместной деятельности педагога с детьми 5 - 6 лет....
Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению: изобразительное искусство «Нетрадиционные техники рисования»
Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению: изобразительное искусство «Нетрадиционные техники рисования»...
Экспериментальная рабочая программа изобразительного искусства «Природа и творчество»
Программа сочетает в себе формирование у детей 5—6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства решаются задачи эк...