Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись Филимоновской игрушки - Петушок»
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

Воробьева Светлана Викторовна

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей средней группы. Знакомство с русской народной игрушкой- Филимоновская игрушка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 8 комбинированного вида города Бокситогорска"

Конспект

НОД  

По художественно-эстетическому развитию

Средняя группа

«Роспись Филимоновской игрушки - Петушок»

Составила и провела: воспитатель

высшей квалификационной

категории: Воробьева С.В.

Задачи:

  • Формировать представление детей о предметах быта, декоративно-прикладном искусстве Руси.
  • Продолжать знакомить с филимоновской игрушкой.
  • Развивать интерес к филимоновской игрушке, декоративно-прикладному искусству, фольклору России.
  • Учить рисовать узор филимоновской росписи из полосок (линий), елочек.
  • Обогащать словарный запас: ухват, прялка, кочерга, лапти, горшок, чугунок, печка, яркий, глиняный, расписной, филимоновская игрушка, короб, музей, изба, петушок.
  • Развивать связную речь.
  • Воспитывать уважение к истории и культуре России.

Цель: Приобщение детей к народной культуре России.

Предварительная работа: Беседа «Предметы быта древней Руси», беседа с рассматриванием альбома «Филимоновская игрушка», чтение стихов «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», русские народные подвижные игры, рисование «Элементы Филимоновской росписи».

Материал к занятию: 

Демонстрационный: костюм Петрушки, мини - музей «Предметы быта русской избы», игрушка - филимоновский петушок, иллюстрации: деревня Филимоново, роспись филимоновской игрушки.

Раздаточный: шаблоны из белого пенопласта для росписи, краски гуашь: желтая, зеленая, красная, синяя, кисточки, тряпочки, непроливайки с водой.

Ход:

Воспитатель в костюме Петрушки входит в группу.

- Здравствуйте, ребята!

- Любите ли вы ходить в музей?

- Приглашаю вас в музей «Русской избы». Проходите, все рассмотрите. Знаете ли вы

Знаете ли вы, как называются находящиеся здесь предметы? Как они использовались?

- Назовите, какие знаете (индивидуальные ответы детей). (Воспитатель просит отвечать предложением, например: Это коромысло. На нем носим ведра).

- Повторим вместе (хоровое проговаривание).

- Ребята, а я интересную вещь увидел в избе. Что это? (дети отвечают игрушка или филимоновская игрушка).

- «Наша хата, утехами богата»

- В Древней Руси дети играли с такими игрушками.

- «Расскажите нам откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски

Словно взятые из сказки».

- Откуда, из какой деревни эта игрушка? (Филимоново)

- С древних времен известна деревня Филимоново, которая находится в Тульской области России (стих).

- Из чего лепили филимоновские игрушки?

- Первую филимоновскую глиняную игрушку  стал лепить дед Филимон. В честь него назвали деревню и игрушку.

- У филимоновской игрушки есть отличительная особенность. Какая? (вытянутые , длинные или : как будто удивляются, тянутся фигурки)

Стих «Ты откуда пришла к нам такая…»

- Как называется эта филимоновская игрушка? (Петушок). Как вы узнали? (гребешок, хвост).

- Петушок-любимый образ в народном творчестве. Это символ изобилия.

- Давайте его рассмотрим.

- Чем украшен Петушок? (узором).

- Из каких элементов состоит узор? (полоски (линии), елочки)

- Какие цвета использовал мастер? (красный, зеленый, желтый, синий)

- Расскажите, какой Петушок? (Петушок красивый, расписной, яркий и т.д)

Воспитатель просит детей отвечать предложением.

- Молодцы, ребята! Красиво очень рассказали про петушка.

И он приглашает вас поиграть.

Игра «Петушок»

 (координация речи и движения)

Петя, петенька, петух (дети хлопают руками по бокам «Крылья»)

Что за перья, что за пух (прямые руки вперед перед собой)

Разноцветный, весь цветной (шагают, руки за спиной)

И кричит как заводной (хлопают руками по бокам «Крылья»)

«Ку-ка-ре-ку» (кукарекают)

- Хорошо поиграли, повеселили Петушка.

- Ребята, а к вам еще пришли петушки: Нас лепили мастера

                                                                   Нас расписывать пора.

- Предлагаю вам украсить филимоновским узором эти фигурки  петушков.

- Разомнем немного руки: 1,2,3,4,5-

                                             Будем узор мы рисовать (пальчиковая гимнастика)

                                           (сжимаем, расжимаем пальцы).

Воспитатель напоминает о том, что держать кисточку нужно кончиком вверх, чтобы узор получился тонкий и аккуратный. (Показ сухой кисточкой)

В ходе работы воспитатель подсказывает, хвалит детей.

-Ребята, что вы сегодня рисовали? (расписывали игрушки)

- Вам понравилось расписывать игрушки?

- Как называется роспись? (филимоновская роспись (хоровое проговаривание))

- Какие элементы узора вы использовали в росписи? (полоски (линии), елочки)

- Очень яркие, расписные  получились у вас петушки. Молодцы, ребята!

Дети читают стихи о филимоновских игрушках:

Стих 1: «Филимоновское чудо

Дарит радость, счастье всем

Попадаешь в сказку будто

От эмоций насовсем».

Стих 2: «Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет».

- Подарите петушков своим близким, родным людям. Пусть они принесут им радость.

Петрушка прощается с детьми и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для родителей по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской игрушки (хвост индюка)»

Задачи образовательных областей:художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие....

Перспективный план инновационной работы по теме «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей» (филимоновская игрушка).

В публикации представлено перспективное планирование иннвационной работы на 2016-2017уч.год по теме "Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстет...

"Филимоновские мастера" (роспись филимоновской игрушки)

Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора....

"Роспись Филимоновской игрушки"

Филимоновской росписи – полоски, «ёлочки», правильно использовать основные цвета промысла. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам....

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «Роспись филимоновской игрушки»

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ.Наглядные: рассматривание филимоновских игрушек.Словесные: указания, пояснения, напоминания, поощрение, вопросы репродуктивного и поискового характера, художественное слово, оценк...

Презентация к НОД по художественно-эстетическому развитию - рисование "Филимоновской игрушки - Конь"

Познакомить детей дошкольного возраста с элементами филимоновской росписи...

«Народные промыслы «Филимоновская игрушка - петушок»

Конспектинтегрированной образовательной  деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми младшей группы«Народные промыслы «Филимоновская игрушка - петушок»...