"Филимоновские мастера" (роспись филимоновской игрушки)
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

Пронина Ирина Владимировна

Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filimonovskie_mastera.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 2 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

142180, Московская обл., г. Подольск, мкр. Климовск, ул. Школьная, д.16,  тел/факс.:8(4967)60-16-37

e-mail: klimovsk-mdou2@mail.ru, ОКПО 53908685, ОГРН 1025002690943, ИНН/КПП 5021011235/502101001

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Филимоновские мастера»

(средняя группа)

                                                                     

                                                                       

Климовск 2016 год

Цель: познакомить с историей возникновения филимоновской игрушки.

Образовательная область «Познание»

- расширять представление детей о многообразии филимоновской игрушки;

- сформировать знания об особенностях росписи игрушки, колорите, основных элементах узора. 

Образовательная область «Коммуникация»

- обогащать словарь детей по теме занятия: мастера-умельцы, свистушки, барышни, сарафаны, наряды.

 Образовательная область «Социализация»
 - продолжать воспитывать интерес к народным традициям и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

Образовательная область «Художественное творчество»

 - учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки;

- правильно подбирать колорит для росписи.

Материал:

- изделия мастеров филимоновского промысла, фотоиллюстрации;

- бумага с контурным изображением барышень в сарафанах, кисти, гуашь;

- образцы расписанных сарафанов;

- магнитофон, аудиозапись песни «Вижу чудное приволье…», слова Ф. Савинова, музыка неизвестного автора;

- карта России;

- указка.

Предварительная работа:

- посещение выставки изделий филимоновского промысла;

- посещение фотовыставки изделий филимоновского промысла;

- беседы о мастерах-умельцах;

- рассматривание карты России.

СОДЕРЖАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Звучит песня «Вижу чудное приволье…». Слова Ф. Савинова, музыка неизвестного автора.

Вижу чудное приволье,

Вижу реки, и моря…

Это русское раздолье,

Это Родина моя!

Воспитатель раздает детям свистки (спортивные) и предлагает посвистеть. Дети свистят.

Воспитатель. Как вы думаете, откуда берут начало эти свистки?

Ответы детей

- Свистки можно купить в магазине.

Воспитатель:

Есть на Тульской земле

Филимоново – село!

Там с давних времен

Глины полно.

Воспитатель показывает детям на карте город Тулу

С тех давних времен

Лепят в селе том игрушки,

А называются они –

Игрушки - свистушки.

Сначала их лепят,

Потом обжигают,

А уж потом их украшают.

По традиции лепят

Барышень разных и петухов,

Баранов лепят и коров…

Разные игрушки,

Но все они – свистушки.

Воспитатель по ходу своего рассказа показывает детям игрушки:

Расписывают те свистушки «цветными полосками», «ягодами», «звездочками», «солнышками», «пятнами»… Это все красиво и занятно.

Воспитатель показывает детям все перечисленные элементы узора.

Вопросы детям:

- Как называется село, где делают такие игрушки?

- Из какого материала мастера-умельцы делают игрушки?

- Как вы думаете, почему именно из глины мастера лепят игрушки?

- Какие игрушки лепят филимоновские мастера?

- Как называют мастера эти игрушки?

- Почему мастера-умельцы так называют игрушки?

Ответы детей:

- Село, где делают такие игрушки, называется Филимоново.

- Мастера-умельцы делают свои игрушки из глины.

- Они делают свои игрушки из глины потому, что там ее очень много.

- Филимоновские мастера лепят барышень, петухов, баранов, коров.

- Мастера называют эти игрушки свистушками.

- Игрушки так называют потому, что в них можно свистеть.

Разминка.

 Хороводная игра «В Филимоново мы были…»  

В Филимоново мы были,

Хороводы мы водили.

Дети идут по кругу

Мы, как барыни, кружились.

Дети кружатся на месте

На скамеечки садились.

Дети выполняют «пружинки»

Потом глины накопали.

Дети показывают, как копают

И свистушки лепить стали.

Дети показывают, как лепят

Автор: И. Кугаевская

  Воспитатель:

Просят барыни, ребята,

Расписать для них наряд.

Они в этих нарядах

На праздник поспешат.

Воспитатель показывает образцы расписанных нарядов, обращая внимание детей на элементы узора.

Вопросы:

- какие элементы использовали мастера для росписи сарафанов?

Ответы детей:

- Мастера использовали для росписи сарафанов «полоски», «ягоды», «звездочки», «солнышки», «пятна».

Дети приступают к росписи сарафанов. Готовые работы детей выставляются на стенде. Воспитатель отмечает старания всех детей.

Воспитатель:

Вы такие молодцы –

Настоящие умельцы!

Мы в селении побывали

И о промысле узнали:

Откуда пошли по Руси игрушки,

И почему зовутся  - свистушки!

Воспитатель: 

- Какие игрушки филимоновских мастеров вам понравились больше всего?

Ответы детей:

- Мне больше всего понравились барышни.

- Мне понравились свистушки – петушки.

Воспитатель: 

- Какие игрушки вы хотели бы вылепить самостоятельно?

Ответы детей:

- Я хотел бы вылепить петушка.

- Мне хочется вылепить барышню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...

Народные промыслы России. Характеристика Филимоновской, Дымковской и Каргопольской игрушки.

Русский художественный промысел, история возникновения промысла, секреты и особенности производства - вызывают особый интерес и желания, что - нибудь смастерить подобное. Очень занятное времяпров...

«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием ИКТ и игровых технологий

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...

Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»Вид проекта: творчески – информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети ...

Проект "Народная игрушка.Филимоновская игрушка""

воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....

Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»...