Главные вкладки

    «Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
    методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

    Маслова Юлия Александровна

    Цель:

    Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками.

     

    Интеграция образовательных областей:

    Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 17 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга.

    «Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой»

    Интегрированная совместная деятельность

    с детьми подготовительной к школе группы

    компенсирующей направленности

    Составитель

    воспитатель первой квалификационной

    категории

    Маслова Юлия Александровна

    Санкт-Петербург

    2014 год

    Цель:

    Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками.

    Интеграция образовательных областей:

    Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие.

    Программное содержание:

    Коррекционно-образовательные задачи:

    1. Закрепить знания детей об особенностях филимоновской игрушки, умение выделять основные элементы росписи.

    2. Продолжить знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, видеть её красоту, узнавать знакомые образы, выделять из узора основные элементы.

    3. Расширить представление детей о филимоновской и дымковской росписи.

    Коррекционно-обучающие задачи:

    1. Учить сравнивать филимоновские и дымковские игрушки.

    2. Учить составлять описательные рассказы о дымковской игрушке.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    1.Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память.

    2. Формировать навыки связной речи.

    3. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей.

    4. Закреплять навык согласования речи и движения.

    5. Содействовать обогащению словаря детей: чудесная, забавная, необычная, радостная, нарядная, праздничная, весёлая, «Солнышко», «Ёлочка», «Снежинка», полоски, точка, прямая линия, волнистая линия, круг, овал, кольцо, клетка.

    6. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

    7.Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе речевой и творческой деятельности.

    8. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    1. Воспитывать любовь к родной культуре через знакомство с декоративно-прикладным искусством.

    2. Воспитывать умение слушать взрослого и друг друга.

    3. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

    Материал к занятию

    1. Филимоновские и дымковские игрушки.

    2. Костюмы в русском стиле для педагога и детей («Дымка»).

    3. Карусель, расписанная дымковским узором.

    3. Модели с элементами филимоновской и дымковской росписи.

    4. Силуэты дымковских игрушек для расписывания.

    5. Гуашевые краски, кисточки, ватные палочки.

    Конспект занятия «Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой»

    Дети в дымковских костюмах входят в зал под русскую народную мелодию, встают полукругом перед гостями.

    Воспитатель

    Глаза закрываем и представляем,

    Здесь и сейчас себя представляем.

    Что было вчера, мы забываем

    Думаем только о том, что сейчас.

    Хороший, красивый каждый из вас,

    Вы самые лучшие, что есть на свете.

    Глаза открываем

    Здравствуйте дети!

    Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями.

    Дети

    Здравствуйте!

    Воспитатель

    Чтобы начать наше необычное занятие, приглашаю вас к этому столу.

    Воспитатель

    Что на нём лежит?

    Дети

    Книга «Филимоновские сказки»

    Воспитатель

    А кто нарисовал иллюстрации к этой книге?

    Дети

    Мы и воспитатели, которые приходили в гости.

    Воспитатель

    Правильно. Давайте покажем её нашим новым гостям.

    Воспитатель показывает гостям книгу «Филимоновские сказки», которую дети совместно со взрослыми (гостями) оформили на прошлом занятии.

    Воспитатель

    Кто вспомнит, какие сказки есть в нашей книге?

    Дети называют русские народные сказки, воспитатель листает страницы книги.

    Дети

    «Колобок», «Три медведя», «Репка», «Теремок», «Лиса и Журавль», «Заюшкина избушка»

    Воспитатель

    Почему мы назвали нашу книгу «Филимоновские сказки»?

    Дети

    Иллюстрации и героев к сказкам мы расписывали филимоновскими узорами.

    Воспитатель

    Вам понравилось создавать книгу своими руками?

    Дети

    Да!

    Воспитатель возвращает книгу «Филимоновские сказки» на стол и обращается к детям.

    Воспитатель

    Ребята, сегодня мы отправимся с вами на ярмарку.

    А пригласят нас…………………………………………………………

    Выходят 3 ребёнка

    Ярмарка – это песни и пляски,

    Ярмарка – это радуги краски,

    Пряник медовый, вкусный печатный,

    Из самовара чай ароматный.

    Звон бубенцов под дугою на тройках,

    Хор голосов девчоночьих звонких.

    Нет праздника ярче, светлее и краше.

    Пусть открывается ярмарка наша.

    Все смеются, все шумят,

    Все несутся в пляске…

    Ярмарка! Ярмарка!

    Всё кругом, как в сказке!

    Воспитатель берёт зонт, расписанный дымковскими узорами, с лентами.

    Воспитатель

    Раз мы попали на ярмарку, приглашаю вас покататься на карусели.

    Аттракцион «Карусель»

    Слова:

    Еле-еле, еле-еле,

    Закружились карусели.

    А потом, потом, потом

    Всё бегом, бегом, бегом (едут).

    Тише, тише, не спешите,

    Карусель остановите.

    Раз-два, раз-два,

    Вот и кончилась игра.

    Воспитатель

    Понравилось кататься на карусели?

    Дети

    Да!

    Воспитатель убирает «карусель», дети встают полукругом лицом к зрителям.

    Воспитатель

    На ярмарке обычно много разных аттракционов, но не только ими она славится.

    Самое главное на ярмарке, конечно же, её товар.

    Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных игрушек. Они радуют нас своей красотой.

    Послушайте загадку.

    Весёлая белая глина,

    Кружочки, полоски на ней

    Козлы и барашки смешные,

    Табун разноцветных коней,

    Кормилицы и водоноски,

    И всадники, и ребятня,

    Собачки, гусары и рыбки.

    А ну назовите меня.

    Дети

    Дымковская игрушка

    Воспитатель

    Неслучайно я загадала загадку о дымковской игрушке.

    Сегодня мы вспомним эту весёлую игрушку и сравним её с филимоновской.

    Воспитатель приглашает 2 детей и даёт им в руки по игрушке: одному – дымковскую, второму – филимоновскую.

    Дети читают стихи.

    Ребёнок 1

    Ой, свистулечка какая,

    Утка полосатая,

    Необычная, смешная

    И чуть-чуть пузатая.

    -Подожди минуточку.

    Ты откуда, уточка?

    Уточка свистит моя:

    -Филимоновская я!

    Ребёнок 2

    Все игрушки не простые,

    А волшебно - расписные,

    Белоснежны как берёзки,

    Кружочки, клеточки, полоски –

    Простой казалось бы узор,

    Но отвести не в силах взор.

    Воспитатель (берёт у ребёнка дымковскую игрушку)

    И пошла о дымке слава

    Заслужив на это право.

    Говорят о ней повсюду,

    Словно появилось чудо.

    Воспитатель берёт у второго ребёнка филимоновскую игрушку.

    Воспитатель

    Чем вас привлекают эти игрушки?

    Дети

    Узором, яркостью, весельем, нарядностью, праздничностью.

    Воспитатель

    Давайте сравним эти игрушки.

    Воспитатель и дети идут к столу, на котором стоят дымковские и филимоновские игрушки. Воспитатель свои игрушки тоже ставит на стол.

    Воспитатель

    Чем похожи игрушки?

    Дети

    Игрушки сделаны из глины. Узор на белом фоне.

    Воспитатель

    Чем отличаются?

    Дети

    Узором

    Воспитатель

    Из каких элементов состоит филимоновский орнамент? Назовите их.

    Дети

    «Солнышко», «Ёлочка», «Снежинка», полоски.

    На столе перед игрушками лежат модели элементов дымковской и филимоновской росписи.

    Дети, называя элемент, выбирают модель и прикрепляют к соответствующей игрушке на фланелеграф.

    Воспитатель

    Из каких элементов состоит дымковский орнамент? Назовите их.

    Дети

    Точка, прямая линия, волнистая линия, круг, овал, кольцо, клетка.

    Дети, называя элемент, выбирают модель и прикрепляют к соответствующей игрушке на фланелеграф.

    Воспитатель

    Какие цвета используют художники, расписывая филимоновские игрушки?

    Дети

    Красный, жёлтый, зелёный.

    Воспитатель

    Какие цвета используют художники, расписывая дымковские игрушки?

    Дети

    Красный, жёлтый, синий, оранжевый, зелёный.

    Воспитатель

    Ребята, посмотрите вокруг, и скажите, где ещё мы видим дымковские узоры (кроме игрушек)?

    Дети

    На зонтике в карусели, наши девочки одеты в дымковские костюмы.

    Воспитатель

    Давайте попросим наших девочек погулять по залу, показать нам свои костюмы, а мы полюбуемся и похлопаем им.

    Девочки под русскую народную мелодию гуляют по залу, мальчики хлопают.

    Воспитатель

    Спасибо, девочки. Возвращайтесь к нам.

    Ребята, мы с вами полюбовались весёлыми нарядными игрушками, покатались на карусели. Но есть в зале ещё одна карусель. Только она почему-то грустит.

    Воспитатель и дети идут к карусели на фланелеграфе.

    Воспитатель

    Как вы думаете, почему она грустит?

    Дети

    На ней никто не катается.

    Воспитатель

    Я предлагаю вам расписать силуэты дымковских игрушек и посадить их на карусель.

    Она станет яркой, нарядной и весёлой.

    Но сначала разомнём наши пальчики.

    Пальчиковая гимнастика

    (дети выполняют имитационные движения руками в соответствии с текстом)

    Глину мягкую замесим,                               сжимают и разжимают пальчики

    И получше разомнём.

    На кусочки всё разделим,                            4 пальца правой руки зацепляют 4 пальца левой

                                                                            руки сверху, снизу попеременно

    Барышню лепить начнём:                            развели руки в стороны

    Мы скатаем голову,                                      имитируют скатывание шарика  между ладоней

    Юбку - раскатаем.                                         имитируют скатывание колбаски между

                                                                            ладоней

    Юбка словно колокол,                                  соединяем пальцы двух рук в виде домика

    Их соединяем.

    Прищипнём вверху кокошник,                    соединяем поочерёдно все пальцы с большим

    Руки ей приладим,                                         круговые движения кистями рук

    А затем возьмём в ладошки,                        соединяем ладоши в виде лодочки

    Пальчиком загладим.                                   пальцами левой руки поочерёдно массируем

                                                                           каждый палец правой руки

    Воспитатель

    Представили, как мы слепили барышню, а теперь выбирайте понравившийся вам силуэт и садитесь за столы.

    Дети берут понравившийся силуэт и садятся за столы.

    Воспитатель

    Прежде, чем вы начнёте расписывать силуэты, давайте вспомним, как правильно рисовать узор?

    Дети

    Сначала надо нарисовать крупные элементы одним цветом кистью потолще, затем мелкие элементы другого цвета тонкой кистью. При наложении одного цвета на другой надо подождать, чтобы первая краска высохла. Для кружков можно использовать ватные палочки.

    Воспитатель включает фильм «Дымковская сказка»

    Воспитатель (говорит во время демонстрации)

    Дымковские мастера лепили игрушки зимой, когда вокруг всё было белым – бело и хотелось им сделать игрушку такой же белой и чистой. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому не забывайте, что они должны быть яркими, нарядными, весёлыми, солнечными, красочными, радужными.

    Нет двух одинаковых дымковских игрушек. Каждая игрушка это творение одного мастера, одного творческого порыва.

    Посмотрите каковы (берёт в руки один из силуэтов игрушек)

    Удивительно белы

    Мастера, скорей за дело

    Украшай игрушки смело

    Выбирай любой узор

    Чтобы радовался взор.

    Дети расписывают свои силуэты дымковских игрушек в сопровождении спокойной музыки.

    Воспитатель

    Я вижу, что вы закончили расписывать свои игрушки, и нам пора посадить их на нашу карусель.

    Только пока вы работали, карусель сказала мне на ушко, что катает только те игрушки, о которых дети ей расскажут.

    Воспитатель берёт в руки заранее расписанный силуэт своей дымковской игрушки и рассказывает о нём.

    Воспитатель

    Моя барыня самая красивая. У неё яркий кокошник, красная кофточка, на юбке – разноцветные клетки, а на фартуке яркие точки. Прокати меня, карусель.

    Дети составляют короткие описательные рассказы о своих игрушках.

    Воспитатель «сажает» их на карусель.

    Воспитатель

    Ребята, вам нравится наша карусель?

    Дети

    Да!

    Воспитатель

    Какая она стала теперь?

    Дети

    Яркая, нарядная, праздничная, весёлая.

    Воспитатель

    А вам стало от этого веселей?

    Дети

    Да!

    Воспитатель

    Каждая ярмарка заканчивается весельем. Люди поют песни, частушки, водят хороводы, танцуют. Давайте и мы закроем нашу ярмарку весёлой пляской.

    Дети танцуют под русскую народную мелодию.

    Воспитатель

    Наша ярмарка закрылась.

    Вам понравилось на ярмарке? Что больше всего понравилось?

    Дети под русскую народную мелодию выходят из зала.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Хлеб – всему голова» Интегрированная познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

    Коррекционно-образовательные задачи:Уточнение представлений детей о разнообразии хлебобулочных и кондитерских изделий.Обучение анализу и умение делать простейшие умозаключения.Активизация знаний детей...

    «Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием ИКТ и игровых технологий

    Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...

    Конспект Занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Свойства воды»

    Расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды (прозрачная, текучая, без запаха, не имеет собственной формы, может растворять одни вещества и не растворять другие)....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Капелька света»

    Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов.Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту....

    Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности № 5 «Радуга» (6 – 7 лет) «Насекомые – друзья цветов»

    Материал способствует расширению знаний дошкольников о роли насекомых, об их взаимосвязи с растениями, способствует пониманию детьми значимости сохранения многообразия растительного и животного мира....