Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки
консультация по теме

Омелина Елена Александровна

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой

на примере филимоновской игрушки

Старший воспитатель МАДОУ "Детский сад №77 общеразвивающего вида" г.Сыктывкара

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3

Теоретическая часть.

  1. История возникновения и развития филимоновского промысла……….…6
  2. Особенности ознакомления дошкольников с филимоновскими

игрушками………………………………………………………………………...….

2.1. Содержание, методы и методические приемы, используемые педагогом….9

2.2. Формы организации деятельности детей по ознакомлению с игрушкой….21

Практическая часть.

  1. Сказка о филимоновской игрушке для детей 5-6 лет…………….…….....22
  2. Перспективный план работы с детьми старшей группы детского сада по ознакомлению с филимоновской игрушкой…………………….………………..25

Заключение………………………………………………………………………….26

Библиографический список………...…………………………………….………..27

Приложение…………………………………………………………………………28

Введение

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств художественного воспитания дошкольников.

Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.

Творца от человека нетворческого отделяет «пропасть». Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Декоративно-прикладное искусство тоже своеобразный мостик. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры. Таким образом, программа предполагает развитие творческой личности, способной применить свои знания и умения в различных ситуациях.

Включая в педагогический процесс занятия по декоративному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров по мотивам определенной росписи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, их желания и интересы.

Знакомство детей с предметами народного творчества и декоративная лепка влияют на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие — эффективные средства для развития у детей умственной активности.

Творчество народных мастеров, как уже отмечалось, не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувство патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одаренные фантазией, талантом и добротой.
Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов.
Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со временем ребенок начинает отличать игрушки одного промысла от другого, выделять характерные особенности, причем делает это он самостоятельно. И уже в старшей и подготовительной группах у детей под влиянием обучения появляется желание самим сделать игрушки по образцу тех, которые им показывали на занятиях.

Таким образом, народные игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе занятий и игр с предметами народного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельности в области декоративной лепки.

Поэтому в свободное от занятий время многие дети с увлечением изготавливают для своих игр самые разнообразные угощения для кукол. Это могут быть печенье, пироги, торты, конфеты. Все эти предметы требуют красивого оформления, и у ребенка есть возможность самостоятельно, в спокойной обстановке, не торопясь, вылепить эти предметы: посуда для сервировки кукольного стола, декоративные пластины для украшения стены в комнате.
            Это развивает инициативу, у них появляется желание внести в игру или в быт предмет собственного изготовления, доставить другим радость. Было бы хорошо, если бы у детей появилось желание сделать красивые предметы для своего дома. Родители вполне могут предоставить детям возможность заниматься декоративной лепкой в домашних условиях.

Итак, вся работа по ознакомлению детей с предметами декоративного искусства и декоративной лепкой должна строиться по двум направлениям. Первое — это самостоятельная деятельность детей с предметами народного творчества, второе — самостоятельное создание детьми интересных, красивых, декоративных предметов из глины.

Как показывает практика, оба направления действуют одновременно и дополняют друг друга. Поэтому в каждой возрастной группе должны быть продуманы условия, стимулирующие детей к данным видам деятельности.

Одной из задач эстетического воспитания дошкольников является развитие творчества и художественных способностей. Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных мастеров. Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу, природе, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы.

        Конечно, не всем приемам работы с разными материалами воспитатели имеют возможность научить детей дошкольного возраста. И не это главное. Очень важно, чтобы они полюбили русское народное творчество, научились наблюдать, умели использовать элементы народного творчества в самостоятельной художественной деятельности.


Цель работы:

  1. Изучить теоретические основы методики ознакомления дошкольников с глиняной игрушкой.
  2. Разработать перспективный план по ознакомлению детей старшей группы с глиняной игрушкой.

Теоретическая часть.

  1. История возникновения и развития филимоновского промысла

«Жемчужина народного искусства»

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.

Н.Денисов

 

ФИЛИМО́НОВСКАЯ ИГРУ́ШКА -  старейший  народный русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново. Впервые упоминается  в древних летописях  XVI века.

 Возникновение промысла.

 Промысел игрушки возник в середине ХIХ в. В среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с 16 в. Производили гончарную посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре.

Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки – свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру  всю скульптурку лепить из одного куска,  добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигают в муфельных печах. Расписывают  анилиновыми красителями на  лаке. Орнамент из  зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Условно все игрушки можно разделить на несколько групп: 1) люди – солдаты, барыни  2)животные – олени, коровы, петухи и наседки 3) многофигурные композиции – «Любота», «чаепитие», «тройка». Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.

Особенности производства.

 На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

 Особенности филимоновской игрушки.

 Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. П. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных.

 Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдаленно напоминает медвежью.

Роспись игрушек.

 Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и веселыми.
Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент.

Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесенный без определенной схемы, создает броский пестрый декор.

Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале ХХв., но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х гг. усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.

На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла: Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Кехаиди Елена Ивановна, Кехаиди Платон Константинович, Левитина Ирина Константиновна.

2. Особенности ознакомления дошкольников с филимоновскими игрушками

2.1. Содержание, методы и методические приемы, используемые педагогом

Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется в трех возрастных группах (средняя, старшая, подготовительная). С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.

В средней группе детского сада необходимо познакомить детей с народными игрушками: дымковскими, филимоновскими, богородскими. В старшей и подготовительной группах необходимо возвращаться к уже знакомому виду декоративно – прикладного искусства, изучать новые, сравнивая их с уже изученным материалом.

В работе используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, жостово, кружево и др.). Задача педагога – показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Вся работа проводится в трех направлениях:

  1.  Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.
  2. Обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.
  3. Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.

Методы и приемы обучения декоративному рисованию.

Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ («одевание» дымковских игрушек – использование трафаретов с изображением игрушек, «мастерские» народных мастеров, «художественные салоны», «выставки народного искусства» и пр.), что позволяет поддерживать интерес детей к занятиям;

сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;

использование движения руки – очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;

упражнения в начале занятия с детьми 5-7 лет при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность;

показ способов изображения новых элементов для детей 4-5 лет и наиболее сложных для детей 5-7 лет;

использование фланелеграфа для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения;

проговаривание последовательности работы, называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании («завиток ведем вверх, потом вниз…»);

Обучение технике рисования и приемам кистевого письма народных мастеров помогает выработке легких ритмичных движений, быстроте создания узора. Например, дети при составлении дымковских узоров сначала рисуют все одинаковые элементы одного цвета (кольца), затем другим цветом рисуют второй элемент (круг в каждом кольце), потом украшают все элементы (точки) и т.д.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с декоративным искусством, следует предусмотреть ее систематичность и последовательность.

Работа с родителями.

Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством. При этом используются как традиционные формы работы: выступление на родительских собраниях, консультации, анкетирование, организация совместных досугов, и нетрадиционные: привлечение родителей к изготовлению материалов для оформления развлечений мастер классы, просмотр родителями открытых занятий, «заочные путешествия» и «заочные экскурсии» в музеи народных мастеров, конкурсы поделок народного декоративно-прикладного искусства.

Филимоновская игрушка своей яркостью всегда доставляет детям радость.

Трудно рекомендовать перечень игрушек, так как любая из них может быть использована в работе с детьми подготовительной группы. Мы уже говорили о том, что эта игрушка по сравнению с другими, пожалуй, самая условная как по форме, так и по росписи. И прежде чем предлагать ее детям, воспитателю нужно подумать, как выделить особенности каждой игрушки. Так, рассматривая фигурку «Лиса с петухом», нужно отметить длинную, пластичную шею лисы с маленькой головкой, вытянутой мордой и острыми ушами. Окрашена лиса по-филимоновски яркими полосами. Основной цвет окраски — оранжевый. В передних лапах она держит зеленого петуха. Все это воспринимается как образы из русской сказки «Кот, петух и лиса».
Очень забавны игрушки «Кошка с котенком», «Кот с гармонью», «Конь с двумя наездниками» и «Чудо-олень с ветвистыми рогами». Перед собой олень держит петуха, на спине у него курица, а на хвосте цыпленок. Удивительная фантазия мастера захватывает дошкольника, он увлеченно рассматривает игрушку. Любопытна и «Дама под зонтиком». Зонтик сделан из расплющенного куска глины и мягкой проволоки, а укреплен он на подставке, которую дама держит в руке.

Каждую игрушку нужно рассматривать отдельно. Так, «Конь с двумя наездниками» требует особого внимания. Тут нужно рассмотреть коня, наездников, собачку в руках у одной из фигурок, птицу и зонтик у другой. Конь расписан красными полосами по желтому фону, а фигурки — одна в красном, а другая в зеленом наряде. У фигурок маленькие головки с удивительными головными уборами.

Среди филимоновской игрушки много и однофигурных скульптурок. В них также подмечаются характерные особенности: короткие, толстые ноги, длинные, вытянутые шеи и маленькие головы у животных.

Первое знакомство с игрушкой можно провести в виде настольного театра, так как филимоновская игрушка по своей фантастичности и сказочности очень подходит для этого. Нужно подготовить красиво расписанную, в стиле филимоновской росписи, сцену со шторой или створками, которая ставится на стол. Игрушки лежат в коробке, и дети их не видят. Воспитатель говорит, что из деревни Филимоново к ним приехали артисты и очень хотят с ними познакомиться. Штора отодвигается, около елочки стоит фигурка лисы. Детям предлагают придумать о ней рассказ. Педагог дополняет рассказ сведениями о мастерах, которые делают игрушки. Все вместе вспоминают сказку «Кот, петух и лиса». Штора задвигается, готовится новая игрушка. Для каждой игрушки свои декорации. Например, «Кошка с котенком» — около сказочного домика, а «Конь с наездниками» — на фоне деревенской улицы. Мелкие игрушки: коровы, бараны, петушки и куры — объединяются на одной сцене. Воспитатель руководит рассказами детей и направляет их внимание на особый характер игрушек.

Преподнесенные таким интересным образом филимоновские игрушки будят фантазию детей и развивают их воображение. Ребята по-новому подходят к созданию игрушек; такая деталь, как зонтик, в руках одной из фигурок, дает возможность ребенку использовать этот прием во время лепки других фигурок. Филимоновская игрушка помогает ребенку понять, что можно очень простым способом вылепить много забавных предметов.

Воспитатель предлагает детям, взяв за основу филимоновскую игрушку, вылепить для театра такие же красивые, забавные игрушки. Каждый должен выбрать предмет для изображения, вылепить его и расписать. Занятие начинается с того, что с детьми вновь рассматривают игрушки, останавливаясь лишь на их характерных особенностях и способах лепки.

Лепка по представлению в данном случае не проводится, так как в силу своей условности филимоновская игрушка трудна для этого вида работы. После того как игрушки выполнены и пройдут необходимую обработку (обжиг, роспись), они могут занять свое место на сцене настольного театра и на выставках детских работ.

В начале занятия воспитатель ставит игрушки перед каждым рядом столов на подставку с поворотным кругом. Игрушки могут быть разные, но одной трудности изображения. Воспитатель, поворачивая круг, показывает игрушку со всех сторон и вместе детьми выясняет ее особенности. Далее он говорит, что каждый может, если ему необходимо, подойти и рассмотреть изделие поближе. Путем вопросов воспитатель уточняет способы изображения предметов, и дети начинают работу.

Показывать способы изображения не следует, так как у ребят уже есть определенный объем знаний и умений. Важно, чтобы они сами, глядя на игрушку, нашли нужный способ лепки. Воспитатель следит за ходом работы и помогает тем, кому трудно.

Ребенок 6—7 лет более осознанно относится к изображению формы и характера действий, а поэтому внимание каждого направляется на характерные особенности фигурок. Если дети получили соответствующую подготовку, то все они справятся с заданием.

Выполненные игрушки хорошо отглаживаются влажной тряпочкой; высушиваются, обжигаются в муфельной печи и раскрашиваются гуашью в свободное от занятий время. Затем устраивается магазин игрушек, выставка детских работ для родителей.

В настоящее время выпускается много доступных для детского восприятия иллюстрированных изданий, посвященных народной декоративной пластике (фотоальбомы, буклеты, открытки, диапозитивы). Однако важно, чтобы воспитатели умели преподнести все это многообразие детям и заинтересовать их. Для предметов народного прикладного искусства можно отвести специальное место, где рядом с игрушками и декоративной посудой можно расположить книги, иллюстрации, открытки и другие материалы.

Детям пяти лет можно показать картинки с изображением предметов народного творчества на фланелеграфе. Ребятам нравится самим помещать на фланелеграфе такие картинки. Причем устраивают они этот показ в виде театра, где зрителями становятся куклы.

Для ребят средней группы можно подобрать книги с красочными иллюстрациями или фотоальбомы народных игрушек. Важно, чтобы ребенок мог свободно взять такую книгу и спокойно рассмотреть ее.
Ребята старшей группы знают почти все игрушки, им открываются большие возможности для самостоятельных игр с предметами народного творчества. Они с увлечением устраивают игры «в магазин игрушек», «в музей», «в театр», «в кино» и многие другие. Поэтому для самостоятельной деятельности детей в группе должны быть самые разнообразные атрибуты. Так, для игры «в магазин» нужно иметь стенд с полками, по несколько игрушек каждого промысла и картинки с изображением каждой игрушки, которая вручается покупателю, давшему полное описание покупаемой игрушки. Игра протекает по тем правилам, которые дети усвоили во время игры под руководством воспитателя. Иногда дети меняют правила игры, например, приходя «в магазин» с куклами, покупают не одну игрушку, а больше, лишая карточки того, кто не сумел дать достаточно полного описания игр. Взрослый не должен мешать детям совершенствовать правила игры, но следует оказать помощь при необходимости, если возникают конфликты.

Для игры «в музей» или «выставку игрушек» нужно иметь наборы фигурок, подставку для их установки, входные билеты, указку, которая вручается экскурсоводу. Чаще всего дети сами устраивают такую выставку, если у них сформирован интерес к народной игрушке.

Стимулом для самостоятельной игры могут послужить атрибуты костюмов: кокошники и юбки с орнаментом дымковской или филимоновской игрушки, картонное или фанерное коромысло с ведрами, бумажный зонтик. С этими атрибутами дети могут играть «в театр», где одетый в костюм, например, дымковской игрушки, ребенок импровизирует действия с зонтиком, коромыслом и т. П. Воспитатель может собрать коллекцию открыток по народным промыслам, и дети помогают ему в этом, принося их из дома. Вместе с педагогом ребята делают альбом по народному твoрчеству. К каждой новой открытке, которую приносит ребенок, воспитатель проявляет интерес. Все вместе решают, в какой раздел альбома ее лучше поместить.
В подготовительной группе у детей больше опыта в обращении с предметами народного творчества, выработаны прочные навыки по организации игр с разными народными игрушками.

Для предметов народного творчества и декоративного искусства должно быть отведено определенное место. Кроме того, стены групповой комнаты могут быть украшены декоративными тарелками, керамическими панно, жостовскими подносами. При этом необходимо соблюдать чувство меры.
У детей подготовительной группы игра «в выставку» декоративного искусства протекает интереснее и живее. Они выставляют изделия всех знакомых промыслов, их рассказы об игрушках становятся более содержательными. Игра «в магазин игрушек» тоже проходит иначе, чем в старшей группе. Вместо описательного рассказа об
игрушке ребенок придумывает загадку.
Дети 6—7 лет могут самостоятельно создавать красивые композиции из народных игрушек. Но для этого им нужны не только предметы народного творчества, но и различные дополнительные атрибуты. Так, для композиции с дымковскими игрушками можно подготовить объемные изображения или силуэты домов, деревьев, забора с воротами и т. П. Для игр с каргопольской игрушкой используются фигурки деревьев из настольного театра. Декоративных птиц из Торжка хорошо разместить на зеркале или листе голубой бумаги, изображающих озеро, вокруг озера расставить камыши и листья кувшинок, которые дети сами могут сделать. Надо отметить, что детям в этом возрасте нравится красиво располагать игрушки, это будит их фантазию, развивает эстетически. Но самое главное — ребенок приобретает навыки самостоятельно находить выход из создавшегося положения. Например, если в процессе игры у ребенка возникает необходимость создать какой-либо дополнительный предмет, он может сам его сделать: нарисовать, вылепить или выполнить способом аппликации.

С такими композициями дети разыгрывают целые сцены настольного театра или сочиняют рассказы. Но сначала необходимо научить этому детей. Нужно предоставить хорошо оборудованное, удобное место для игр.
Самостоятельные действия с игрушками могут проходить и в другом плане. Дети разыгрывают целые инсценировки, в которых действующим лицом выступает богородский мишка. Дети составляют рассказ, например, о том, как мишка пошел на стадион: едет на самокате, метает диск, принимает душ, отдыхает, получает приз.

Обычно в игре с народными игрушками принимают участие несколько детей. Один ведет рассказ и показывает игрушки, а другие — зрители. Рассказчики могут меняться. Каждый иллюстрирует свой рассказ новыми игрушками.

В подготовительной группе иллюстрированные книги, фотоальбомы и наборы открыток в народных промыслах приобретают большое значение для самостоятельного исполнения их детьми.

Дошкольники 6—7 лет могут показать живые картинки, используя детали одежды с орнаментами народных промыслов. Показ проводится по типу концерта, на котором дети загадывают загадки, поют песни и танцы.
Самостоятельная деятельность детей с предметами народного творчества полностью зависит от работы по данному разделу в детском учреждении, от того, насколько воспитатель данной группы знает и понимает народное искусство, а также от степени участия родителей в этой работе. Родители должны с уважением отнестись к тому, что делает дошкольное учреждение по ознакомлению детей с прикладным искусством. Информацию об этом родители получают на собраниях, в беседах и консультациях с воспитателем, а также через наглядные материалы, помещенные на стенде «Уголок для родителей».

Практика работы в дошкольных учреждениях показывает, что знакомство детей с предметами народного творчества и обучение их декоративной лепке ведут к тому, что в свободное от занятий время они с удовольствием лепят посуду для игры, декоративные плитки по мотивам народных произведений, украшают предметы недекоративного характера. Например, ребенок вылепил куклу, он делает для нее бусы, красиво, с чувством ритма укладывает локоны прически.

Систематические занятия декоративной лепкой и обогащение детских впечатлений предметами народного творчества ведут к тому, что замыслы детей становятся более самостоятельными, а вылепленные ими предметы, украшенные рельефом и росписью, приобретают выразительность, т. Е. у детей появляется способность находить различные варианты создания образных фигурок. Уже в средней группе можно предлагать детям лепку в свободное от занятий время, так как у ребят накопились необходимые навыки в работе с глиной. Если на занятиях по декоративной лепке дети пользовались глиной, то и в свободное время лучше предлагать этот же материал. Нужно только следить, чтобы они не разбрасывали глину по столу, не роняли ее на пол, т. Е. были элементарно аккуратны во время работы.

Дети старшей группы достаточно хорошо знакомы со способами декоративной лепки, умеют пользоваться стекой и ангобом, знают весь процесс изготовления игрушки. Им известно по опыту, что, когда игрушка пройдет все стадии обработки и будет готова, с нею можно играть. Все это ведет к тому, что у ребенка в свободное от занятий время возникает желание вылепить что-нибудь Интересное и полезное. Если к тому же выделено место для работы с глиной, у ребенка возникает творческое настроение, под влиянием которого он может осуществить свои замыслы. Дети 5—6 лет лепят по мотивам народных игрушек, причем им необходимо иметь возможность рассмотреть образец, с которого они лепят. Поэтому в процессе самостоятельной деятельности детей необходимо наличие соответствующих игрушек. Советами, вопросами воспитатель направляет работу ребенка. Кроме того, он может творчески подойти к проведению подобных занятий с детьми.

Например, он ставит на стол силуэты березок, а около них фигурку, изображающую танцовщицу в русском сарафане и кокошнике. Дети, заинтересованные новой композицией, подходят и все вместе рассматривают предмет. «Очень жаль,— говорит воспитатель,— что у нас только одна скульптура, а то можно было бы устроить целый хоровод около березок». Так педагог подводит ребят к тому, что они сами могут вылепить танцующие фигуры и дополнить ими композицию.

Воспитатель предупреждает детей, что лепить надо аккуратно, фигурки должны быть красивыми, с длинными косами, в красочных сарафанах. А для этого их можно обжечь в муфельной печи и окрасить гуашью в разные цвета. Лепить могут не все дети, а лишь те, кто захочет. Таким образом воспитатель создает обстановку, в которой тот или иной ребенок может проявить себя: придумать положение фигурки, ввести в изображение дополнительные предметы в виде налепов или других каких-либо элементов оформления.

Лепка в подготовительной группе в свободное от занятий время протекает примерно в том же плане, что и в старшей, но форма организации детей и содержание занятий могут быть несколько иными в связи с тем, что дети приобрели навыки самостоятельной работы с глиной, их опыт стал больше, а поэтому им легче выбрать тему для лепки. Обычно они с большим удовольствием объединяются в маленький «творческий коллектив» для выполнения замысла, который все чаще исходит от них самих.

Конечно, многое зависит и от воспитателя. Он знакомит детей с народным искусством, подбирает наглядные материалы. Чем больше у детей впечатлений, тем интереснее и разнообразнее становятся их замыслы, а наличие умений ведет к тому, что ребята довольно легко берутся за их воплощение. Так же как и в старшей группе, они лепят посуду, фигурки по мотивам глиняных игрушек, украшения (броши, подвески, бусы).
Под впечатлением рассказа воспитателя о гончарах дети сами организуют гончарную мастерскую и лепят разнообразную посуду. В гончарную мастерскую приходят дети — «заказчики» и просят мастеров сделать посуду по их заказу. Заказчиком может быть и воспитатель, он дает заказ вылепить, например, тарелочку с узорами для кнопок, скрепок и другой мелочи. Участие воспитателя в игре еще больше привлекает детей к этому занятию.
Еще одним вариантом самостоятельной лепки может быть коллективная работа над композицией «Детский парк». Впечатления для такой лепки ребята получают во время экскурсии в парк, где они увидят яркие по росписи карусель, качели, палатки, домики для игр. К проведению такой экскурсии хорошо привлечь и родителей. Дети делятся своими впечатлениями, а воспитатель строит беседу так, чтобы у ребят появилось желание вылепить красивый «Детский парк». Лепить можно любые предметы, так же, как это делают дымковские мастера. Например, мастерица Л. С. Фалалеева вылепила целую ярмарку с киосками и прилавками, полными дымковских игрушек, здесь же продавец, рядом веселая красочная карусель.

Вместе с педагогом дети на куске картона или фанеры подготавливают место для будущей композиции. Воспитатель не навязывает своего мнения, а лишь косвенными вопросами помогает ребятам разработать план размещения карусели, палатки с мороженым, качалки, деревьев, клумбы с цветами. Затем все распределяют, предметы для лепки и приступают к работе.
Предметы и фигурки, несложные для изображения, дети лепят за один раз. Воспитатель помогает тем, кто лепит клумбы с цветами и деревьями, так как опыта создания этих предметов у детей может и не быть. Что касается изображения других предметов, то тут ребята используют свои знания и умения, полученные на занятиях. В ходе лепки воспитатель может дать оценку работы каждому. К росписи дети приступают через 2—3 недели. Для того чтобы работы получились яркими, воспитатель разводит эмульсионные белила и дети кисточками грунтуют фигурки. Затем работы сохнут, и на другой день их можно расписывать. Белые фигурки под действием кисти и красок оживают, делаются яркими и веселыми, как настоящие дымковские игрушки. Постепенно все они занимают свои места. Дети радуются тому, что им удалось сделать такую интересную композицию.

Всегда рядом с теми, кто лепит, собирается группа любителей посмотреть на работу других. Эти дети дают советы, что и как нужно делать. Постепенно их тоже можно подключать к работе, тем более что многие из них могут внести интересные дополнения в композицию: кто-то видел в парке и запомнил фонтан с фигурками, а кто-то — киоск с игрушками. Таким образом, созданная детьми композиция может послужить стимулом для проявления самостоятельного творчества других детей.

  1. Формы организации деятельности детей по ознакомлению с игрушкой

1. Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства.

2. Занятия по декоративному рисованию.

3. Занятия по замыслу являются показателем развития детского декоративного творчества: яркость образов, сказочность цветов, необычность композиции.

4. Выставки. На них могут быть представлены:

  • один подлинный предмет (например, дымковский конь);
  • предметы одного вида (дымковские игрушки);
  • предметы одного образа (животные в дымковской игрушке);
  • сравнение двух-трех видов.

Итогом работы может быть проведение выставки в зале, изостудии, где дети вновь видят все предметы тех видов, с которыми они знакомились в течение года.

Практическая часть

3. Сказка о филимоновской игрушке для детей 5-6 лет

Давным-давно в  Тульской области появился русский художественный промысел. Название свое он получил от деревни Филимоново, где жили умелые мастерицы. Деревня находится недалеко от залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что в этих местах жил дед Филимон, он и делал игрушки. Мужчины изготавливали из нее посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Семьи мастеров продавали свои изделия на базаре.

В основном игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить «свистушки». Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки  продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле.

Местная глина особенная: вязкая, жирная, пластичная. Из нее мастерицы вытягивают всю фигурку сразу, при этом способе лепки игрушки получаются грациозными, пластичными. Застывая, глина «салится», и тогда приходится снова «подтягивать», приглаживать изделия, отчего их форма еще больше вытягивается и удлиняется. И так происходит несколько раз, пока игрушка совсем не «замрет». После обжига игрушку начинают расписывать. Сначала наводят желтые полоси и пятна. Потом обводят их красным «перышком», потом зеленым, синим, иногда фиолетовым Кроме того, мастерицы «играют» цветом. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый дает, как здесь говорят, «жирный» (оранжевый). Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются со звучными локальными пятнами. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко»; сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник –землю, елочки и ростки – символы растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека с природой. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос, Налепов в филимоновской игрушке мало. Филимоновские мастера оформляют налепами лишь глаза животных, чем достигают особой выразительности образа.

 Игрушки мастеров приобретают удивительную форму: они вытягивались, потому что глина быстро покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Все готовые игрушки получаются белого цвета, поэтому волшебницы-мастерицы расписывают свои игрушки яркими красками, которые замешиваются на яйце. Наносят краски куриным пером. Игрушки получаются яркими и веселыми. Животные расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи.

Филимоновские игрушки трудно спутать с какими-либо другими. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками, Например, у барынь высокие колоколообразные юбки, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше; маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен бесхитростный орнамент: разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.

Забавны игрушки, изображающие длинноногих вытянутых солдат в характерных костюмах: френч в талию и полосатые штаны. Некоторые игрушки удивляют фантазией мастера, например, чудище с головой оленя: и руках у него курица, на спиние сидит индюк. А на хвосте – цыпленок. Особой пластикой отличаются игрушки – животные. У баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, короткие ноги придают всем фигурам особую устойчивость. Все эти игрушки очень веселые, а если их много – это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, невольно радуешься».

В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Фигурки лепят вручную, затем несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 часов при большой температуре и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски, разведенные на яйце.

Старейшие мастерицы, сохраняя традиции промысла, темы и сюжеты игрушек, вносят свои дополнения и изменения. Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Филимоновские игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по исполнению и очень выразительные. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны – это барыни, крестьянки, солдаты. Танцующие пары, наездники на лошадях, животные – коровы, бараны, лошадки, медведи, птицы -  куры, петухи и др.

Сегодня производится намного меньше филимоновских игрушек, чем раньше. Ведь мастеров осталось не так много.

Мы с вами будем знакомиться с игрушками народных умельцев. Возможно кто-то из вас тоже будет известным мастером, который будет радовать детишек своими поделками.

4. Перспективный план работы

 с детьми старшей группы детского сада по ознакомлению с филимоновской игрушкой

Тема занятия

Коли-

чество

занятий

Программное содержание

1

Знакомство с творчеством филимоновских мастеров

2

Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

2

Рисование филимоновских элементов: полосок, елочек, цветов

3

Закреплять знания детей о творчестве илимоновских мастеров. Познакомить с выполнением простейших элементов филимоновской росписи – полосок, елочек и цветов. Формировать эстетический вкус. Закреплять знания о составлении узора. Воспитывать аккуратность в выполнении работы.

3

Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек

1

Расширять представления детей о многообразии филимоновской игрушки. Показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов. Развивать творчество и фантазию; учить подбирать для росписи нужные цвета; формировать эстетический вкус.

4

Лепка и роспись илимоновской красавицы

2

Продолжать расширять представления детей о филимоновской игрушке. Учить лепить из глины филимоновскую красавицу. Формировать желание доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу. Учить украшать филимоновскими узорами объемную фигуру игрушки. Развивать эстетическое восприятие.

5

Лепка и роспись курицы-свистульки

2

Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой. Показать особенности лепки игрушки-свистульки. Учить добиваться точности в передаче формы; использовать усвоенные приемы соединения деталей игрушки, сглаживания мест скрепления. Развивать мелкие движения руки. Формировать эстетические чувства при восприятии народной игрушки.

Наглядный материал к занятию смотри в приложении № 1.

Заключение

Осваивая технические навыки в рисовании, лепке, аппликации у детей развивается устойчивый интерес к различному творчеству. Обогащается содержательная деятельность, развивается игровой замысел; декоративное украшение предметов, лепка атрибутов для игры. Развивается эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, наблюдательность, воспитывается любовь и уважение к труду народных мастеров. На занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным и устным народным творчеством образное восприятие пословиц и сказок углубляется, если одновременно идет ознакомление с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом. Ведущими задачами при этом являются: обогащение знаний детей о народном декоративном искусстве; подведение детей к пониманию роли искусства в жизни человека; формирование умения отличать своеобразие национального декоративного искусства, его общие черты, эстетическая ценность произведений народного искусства.

Вся эта работа проводится в группе в течение учебного года. Эффективность этой работы становится выше при участии и помощи родителей. Они заинтересованы в том, чтобы дети как можно больше узнавали про свою Родину, ее богатства, красоту изделий русских мастеров. Рекомендуется им вместе с детьми посещать выставки народных умельцев, приобретать народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об игрушках – кто их делал и как. Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке.

Библиографический список

  1. Алексеев В.Б. Филимоновская игрушка//Молодой коммунар. 1981.
  2. Бардина Р.А. Художественные изделия из керамики: Филимоновская игрушка // Изделия художественных народных промыслов и сувениры. М., 1986. 152-153.
  3. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. — М.: Искусство, 1975.
  4. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Л., 1968.
  5. Богуславская И.Я. Фигурки из глины //Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в собраниях ГРМ. 2-е изд., переработанное и дополненное. Л., 1981. 301.
  6. Волкова P. Филимоновская игрушкаУ/Сельский календарь. 1984. М., 1983.
  7. Павлова Т.В. Филимоновский промысел: Методическая разработка для студентов. Изд. 2-е, переработанное. Новомосковск, 2000.
  8. Попова О.С, Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. М.: Знание, 1984. 144 с.
  9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. – 2-е изд. испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 168 с.
  10.  Тарановская Н. Филимоновская игрушка. Л., 1981.
  11. Успенская О. О русской народной игрушке// Декоративное искусство. 1968. № 10. 12-16.
  12.  Халезова. Н. Б. "Народная пластика и декоративная лепка в детском саду" Пособие для воспитателя.— М.: Просвещение, 1984 г.
  13. Черкашина Л. Сказ про филимоновскую свистульку//Огонек. 1987. № 1. 8.




 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход педагога при ознакомлении дошкольников с русской традиционной куклой

Проблемы, пути реализации и перспективыкомпетентностного подхода в образовании...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Направления работы по ознакомлению дошкольников с русским народным танцем.

Работа, проводимая  с детьми в следующих направлениях, как убеждает нас опыт, помогает детям лучше понять характер русского народа, лучше уяснить типические черты  образов, запечатленных в р...

приобщение дошкольников к русской культуре через знакомство с народной игрушкой

В статье собран материал о разнообразии народной игрушки, историей возникновения и видах народной тряпичной куклы....

«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...

«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием ИКТ и игровых технологий

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...