Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников.
статья

Образенко Татьяна Анатольевна

Развитие  современного  дошкольного  образования                            и усовершенствование  образовательной  деятельности  в  ДОО  невозможно представить  без  создания  и  внедрения  инновационных  технологий,  которые наиболее  оптимальны  для  детей  дошкольного  возраста  и  соответствуют цели  развития  личностных  качеств  дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon innovatsionnye_tehnologii.pdf2.95 МБ
Файл innovatsionnye_tehnologii.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Подготовила: воспитатель высшей категории

 Образенко Т.А.

Развитие  современного  дошкольного  образования                            и усовершенствование  образовательной  деятельности  в  ДОО  невозможно представить  без  создания  и  внедрения  инновационных  технологий,  которые наиболее  оптимальны  для  детей  дошкольного  возраста  и  соответствуют цели  развития  личностных  качеств  дошкольников.

Инновационные педагогические  технологии.  направленны  на  достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Целью  внедрения  инновационных  педагогических  технологий                            в  образовательный  процесс  дошкольной  образовательной  организации  являются:

- повышение качества дошкольного образования с  целью модернизации образовательного процесса;

- повышение профессиональной культуры педагогов;

-  формирование  активности  ребенка  в  познании  окружающей действительности,  раскрытие  индивидуальности  в  процессе  взаимодействия между  всеми  участниками  образовательных  отношений  (педагогами,  детьми, родителями).

Инновационные  педагогические  технологии  позволяют  успешно  решать нестандартные  задачи,  учат  детей  и  взрослых  сотрудничеству  и  совместной работе,  обращаясь  к  каждому  из  них  индивидуально.  Они  способствуют практическому  освоению  художественного  опыта  в  различных  видах деятельности (художественной (изобразительной), музыкальной, двигательной, литературной,  игровой)  и  стимулируют  личностное  отношение                               к  возникающим социальным  условиям  и  соответствующий  характер деятельности.

К  инновационным  педагогическим  технологиям  творческого  развития воспитанников ДОО можно отнести:

- проектную технологию;

- технологию  развития  изобразительной  и  художественно-творческой деятельности;

- технологию детского дизайна;

- информационно-коммуникационные технологии;

- игровые технологии;

- технология диагностики развития  воспитанников.

Проектная  технология  осуществляется  в  деятельности  и  предполагает различные  формы  активности  детей,  логично  взаимосвязанные  с  разными этапами  реализации  замысла,  поэтому  она  выходит  за  рамки  традиционной сетки  занятий  в  детском  саду. Актуальность  и  необходимость проектной  технологии  успешно  зарекомендовала  себя  в  различных  видах деятельности и в различных возрастных группах. В процессе работы над проектами педагог  учит  детей  соотносить  искусство  и  реальную  действительность, осуществляя  взаимосвязь  познавательной,  эстетической  и  художественно-творческой деятельности, а через них  – проявление познавательного интереса   и творчества.  

Результаты  педагогических  исследований  и  анализ  практики  ДОО показывают,  что  одним  из  эффективных  средств  развития  художественного творчества  детей  является  привлечение  их  к  участию  в  реализации полихудожественных  проектов,  способствующих  развитию  познавательного интереса,  приобщению  детей  к  культуре  и  искусству,  формированию художественного вкуса, предпочтений и целостной картины мира.

В  развитии  творческих  способностей  воспитанников  дошкольного

возраста  возможна  реализация  современной  перспективной  формы  –  арт-проектов (художественных проектов). Актуальное направление выставочной деятельности взаимодействие и интеграция в области культуры (искусства, архитектуры, дизайна и изобразительного искусства)

Арт-проекты  оказывают  развивающее  воздействие  на  художественное восприятие  и  творчество  дошкольников  и  способствуют  более  гармоничному взаимодействию  детей,  родителей  и  педагогов.  Они  наиболее  близки полихудожественной  природе  ребёнка.  В  результате  целенаправленных                      и  согласованных  педагогических  воздействий  различные  виды  искусства взаимодействуют c художественно-творческой деятельностью детей.  

Арт-проекты  могут  быть  непродолжительными  и  длительными,  они могут  быть  самодостаточными  или  быть  приуроченными  к  памятной  дате, юбилею художника и т.д.  

Предусматривается  посещение  детьми  учреждений  культуры: филармонии, кукольного театра, музеев, школ искусств, домов культуры, домов  детского  творчества,  библиотеки.  С  этой  целью  выстраивается  совместная образовательная  деятельность  ДОО  с  социальными  партнёрами  в  рамках сетевого  взаимодействия  как  фактора,  повышающего  качество образовательного  процесса  и  помогающего  эффективно  реализовывать требования ФГОС ДО.

Информационно-коммуникационные  технологии.  Новые информационные технологии, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не могут их заменять.

 Использование новых информационных технологий, и в первую очередь, компьютеров, является одним из важных условий обновления научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми.

Концепция внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование принципиально исключает обучение детей основам информатики, составлению алгоритмов и моделей.

Современные  медиаресурсы разнообразны:  компьютерные  игры,  сайты  и  виртуальные  музеи  для  детей, электронные  энциклопедии,  пособия,  электронные  презентации  и  каталоги, включающие качественные копии предметов искусства, информацию о жизни и творчестве  художников,  скульпторов,  истории  и  культуре  края,  истоков возникновения народных промыслов.

В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”.

Примеры использования компьютера в работе ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию:

– изготовление атрибутики к сюжетно-ролевым играм (билетики, условные деньги и др.);

– пригласительные билеты на утренник, поздравительные открытки;

– раздаточный материал на занятиях (счетный, развивающий, поощрительный);

– материал для самостоятельной художественной деятельности детей (задания по типу раскрасок, “Дорисуй картинку”, “На что похоже?”, “Составь картинку” и т.п.).

Так же в работе предлагается использование  Современного  программно-методического  комплекса  «Фантазеры». (Туйчиева  И.Л.,  Горницкая  О.Н.)  предназначенного  для  работы                                с  интерактивной  доской  или  в  компьютерном  классе.

 Данный  комплекс ориентирован  на  работу  с  детьми  4–10  лет  в  системе  образовательных учреждений:  дошкольные  образовательные  учреждения,  начальная  школа, учреждения дополнительного образования, центры развития. Состоит из четырёх  развивающих праграмм: «Фантазёры. Волшебный конструктор»,  «Фантазёры. МУЛЬТИтворчество»,  «Фантазёры. Путешествие в космос»,  «Фантазёры. Моя страна».  

Каждая  из  программ  представляет  собой  открытую  конструкторскую  среду                    с тематическим  набором  объектов  и  элементов  для  конструирования, моделирования,  аппликации.  В  мастерских  содержатся  фоновые  заготовки (контуры  предметов,  сюжетные  иллюстрации  и  пр.),  которые  вместе                            с объектами  и  элементами  дети  могут  использовать  для  создания  различных сюжетов, картин, образов и коллекции примеров работ.  

В содержании программы «Фантазёры. Моя страна» представлены три творческие мастерские:

 -Природа  России  –  создание  пейзажей  российской  природы, конструирование  картин  городской  или  деревенской  местности,  образов родного дворика.  

- Архитектура  России  –  моделирование  картин  с  характерными архитектурными объектами: жилыми домами, храмами, памятниками культуры и др.

- Национальные костюмы – создание бумажных моделей кукол в одежде по мотивам народного костюма (славянского, тюркского, монгольского, финно-угорского, кавказского).  

  Данный  комплекс способствует активизации познавательной и  учебной  деятельности  детей  старшего  дошкольного  и  младшего  школьного возраста  и  открывает  широкие  возможности  для  ее  многофункционального использования в различных областях на разных уровнях образования.

Игровые  педагогические  технологии  в  первую  очередь  учитывают индивидуальное развитие детей и  направлены на личностно ориентированное взаимодействие  с  ребёнком.  Понятие  «игровые  педагогические  технологии» включает  достаточно  обширную  группу  методов  и  приемов  организации педагогического  процесса  в  форме  различных  педагогических  игр                                     в  индивидуальном,  подгрупповом  или  фронтальном  виде  организации  работы                    с воспитанниками. В  отличие  от  игр  вообще  педагогическая  игра  обладает  существенным признаком  –  четко  поставленной  целью  обучения  и  соответствующим  ей педагогическим  результатом,  которые  могут  быть  обоснованы,  выделены                        в  явном  виде  и  характеризуются  познавательной  направленностью (дидактическая игра).

 Технология диагностика художественно-творческого развития воспитанников дошкольных образовательных организаций. Содержание  образовательной  области  «Художественно-эстетическое развитие»  федерального  государственного  образовательного  стандарта дошкольного  образования  предполагает  «развитие  у  детей  предпосылок ценностно-смыслового  восприятия  и  понимания  произведений  искусства (словесного,  музыкального,  изобразительного),  мира  природы;  становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений  о  видах  искусства;  восприятие  музыки,  художественной литературы,  фольклора;  стимулирование  сопереживания  персонажам художественных  произведений;  реализацию  самостоятельной  творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

С целью оптимизации образовательного процесса в группе и построения индивидуального образовательного маршрута ребёнка проводится диагностика уровня  развития  художественно-творческих  способностей.  Принципы проведения  диагностики  в  рамках  образовательной  области  «Художественно-эстетическое  развитие»  не  отличаются  от  тех,  которые  учитываются                              в отношении  всех  образовательных  областей  программы:  законность, сохранность  персональной  информации,  научность,  уважение  к  участникам диагностики,  оптимальность, возрастная  ориентированность,  педагогическая целесообразность, безоценочность, эмоциональный комфорт.  

Технологии  развивающего  обучения  успешно  применяются  в  дизайн-деятельности детей дошкольного возраста - технология детского дизайна. Дизайн (ит. disegno – замысел, намерение, модель,  шаблон,  композиция)  –  это  художественно-проектная  деятельность, направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов.

Дизайнерская  деятельность  детей  старшего  дошкольного  возраста  –  это область  художественного  проектирования  объектов  и  направление художественного воспитания, включающая в себя элементы рисования, лепки, аппликации,  конструирования  и  художественного  труда,  в  процессе  которой создаются  сувениры,  игрушки,  гирлянды,  украшается  посуда,  предметы кукольной мебели.  

Главная  задача  –  формирование  и  развитие  в  единстве  эстетического отношения  к  жизни,  художественных  способностей  детей  и  навыков художественного труда в процессе детской дизайнерской деятельности.

Основные  задачи  занятий  дизайн-деятельностью  в  детском  саду  (по                 И.А. Лыковой).

1. Дать представление о дизайне как творческой деятельности человека, обустраивающего  быт  и  организующего  свою  жизнь  по  законам целесообразности, гармонии, красоты.

2.  Помочь  раскрыть  специфику  дизайна  и  его  результата  –  единство пользы и красоты (функционального и эстетического).

3.  Содействовать  формированию  эстетического  отношения                                    к окружающему предметному миру и дизайну как проявлению жизни человека во  всем  многообразии  ее  граней  (природной,  материальной,  социальной, духовной).

4.  Расширять  представление  о  видах  художественно-творческой деятельности  человека;  знакомить  с  трудом  дизайнера,  художника-конструктора, архитектора, народного мастера.

5.  Развивать  эстетическое  восприятие,  творческое  воображение, латеральное  (гибкое,  творческое)  мышление,  универсальные  художественные способности  и  воспитывать  качества  человека  труда  –  трудолюбие, ответственность, коммуникативность, самостоятельность и др.

6. Обогащать опыт дизайн-деятельности на всех ее уровнях: восприятие – исполнительство  –  творчество  (в  соответствии  с  возрастными,  гендерными, индивидуальными особенностями).

7. Создать условия для полноценного личностного роста каждого ребенка с учетом его индивидуальности.

Примеры  дизайн-проектов  (арт-салонов)  по  материалам

парциальной  программы  И.А.  Лыковой  «Умелые  ручки»  для  детей  3-7  лет.                 В  процессе  художественного  ручного  труда  дети  знакомятся  с  различными видами  дизайна,  открывается  так  называемая  «Школа  дизайна».  На  выбор педагогу и детям предлагается серия дизайн-проектов: «Друг детства» (дизайн игр  и  игрушек),  «В  тридевятом  царстве»  (книжный  дизайн),  «Цветик-семицветик» (дизайн сувениров и подарков), «Золотой ключик»  (театральный дизайн),  «Бабушкин  сундук»  (кукольный  дизайн),  «Хрустальная  шкатулка» (дизайн  аксессуаров),  «Золушка»  (дизайн  одежды),  «Кот  в  сапогах»  (дизайн обуви), «Красная шапочка» (дизайн головных уборов), «Робин Бобин Барабек» (кулинарный  дизайн),  «Три  медведя»  и  «Аленький  цветочек»  (дизайн  аранжировок).  Педагог  по  своему  увлечению  и  желанию  может  ознакомить детей в форме мастер-классов, дополнительной студийной или индивидуальной работы с актуальными техниками продуктивной деятельности.

В массовой практике ДОО выделяются следующие направления дизайн-деятельности  детей:  дизайн-рукоделие,  дизайн  одежды  и  театрально-игрового гардероба, декоративно-пространственный дизайн.

1.  Дизайн-рукоделие.  Знакомство  с  профессией  художника-дизайнера. Экскурсии  к  объектам,  где  наиболее  ярко  представлено  оригинальное оформление  современных  дизайнеров  (здания,  торговые  центры,  парки, скверы).  Содержание деятельности детей дошкольного возраста: декор интерьера (кукольного, детского, праздничного); изделия из бумаги, картона, ткани и т.п.; мозаика  из  фантиков,  фольги,  камушков,  цветного  пластика;  игровые  детали       и  элементы  сюжетно-тематических,  сказочно-волшебных  и  орнаментальных композиций;  настенные  и  напольные  композиции;  оформление  группы рукодельными изделиями: плетение, лоскутная мозаика, батик, декупаж и т. п.

2.  Дизайн  одежды  и  театрально-игрового  гардероба.  Знакомство          с профессией модельера одежды.   Создание  доступными  способами:  рисунков-эскизов,  фасонов  платьев; декоративной  отделки  платья,  рубашки;  театрально-игрового  и  кукольно-

игрового  гардероба.  Аксессуары  гардероба:  сумочки,  веер,  перчатки,  парики, зонты, бижутерия из искусственного и природного материала.

3.  Декоративно-пространственный  дизайн.  Дети-зодчие,  дети-дизайнеры  творчески  воспроизводят  постройки  и  поделки  на  основе художественного моделирования и проектирования:

- аранжировки из сухих и свежесрезанных растений;

- композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины;

- ландшафтные композиции из веточек и песка, ракушек, глины и камней.

Игры-занятия  целесообразно  проводить  на  природе,  которая  выступает

как  средство  реализации  своих  архитектурно-ландшафтных  фантазий дошкольников.

Еще одной  технологией развивающего обучения  является технология  развития  изобразительной  и  художественно-творческой деятельности  с  использованием  нетрадиционных  (неклассических)  техник изобразительной  деятельности разработана  с  целью  развития  эстетической восприимчивости,  эмоциональной  отзывчивости,  обеспечения  условий развития  изобразительной  и  художественно-творческой  деятельности воспитанников и формирования их потребности в творческой активности.

Данная технология   для  обеспечения  условий  развития  изобразительной                                      

и  художественно-творческой  деятельности  с  использованием  нетрадиционных  (неклассических)  техник изобразительной деятельности помогающих  ребенку  на  ранних  стадиях  обучения  добиться выразительности создаваемых образов. В  педагогической  практике  распространены  различные  неклассические техники и приёмы рисования которые могут применяться в работе с детьми любого возраста. Все зависит от задач и степени включенности каждой техники.

3–4 года  рисование пальчиками

                рисование ладошками

                рисование тычками из

                     поролона

                рисование ватными

                    палочками

                силуэтное рисование

                печатание листьями

                оттиск печатками из

                    картофеля

                тампонирование

4–5 лет   рисование пальчиками  

               рисование ладошками  

               рисование тычками из

                       поролона

               рисование ватными палочками

               рисование свечой  

               рисование восковыми мелками

                       и акварелью

               рисование двумя красками

               рисование восковой стружкой

               печатание листьями, пробками

               тычок жесткой полусухой

                         кистью  

               рисунки из ладошек

5–6 лет  кляксография  

              набрызг  

              оттиск смятой бумагой  

              оттиск пробкой, поролоном,

                       пенопластом

              рисование поролоном  

              рисование песком  

              рисование мыльными

                      пузырями

              рисование мятой бумагой  

              гравюра

              монотипия предметная

              пейзажная печать по трафарету

              пластилинография

              эбру

6-7 лет  кляксография  

              монотипия пейзажная

              диатипия

              акватипия

              линотипия- ниткография

              набрызг  

              оттиск смятой бумагой  

              печать по трафарету  

гравюра  

оттиск пробкой, поролоном,

        пенопластом  

тиснение  

рисование поролоном  

рисование по сырому

рисование по фольге

рисование солью  

рисование акварельными

        мелками  

расчёсывание краски  

монотипия предметная  

чёрно-белый граттаж  

цветной граттаж  

тычкование  

матрицы

батик    

Существует много техник нетрадиционного рисования. Часть из них уже достаточно давно используются в работе с детьми, некоторые только внедряются в практику.

Многие из техник имеют целые направления в искусстве: пальцеграфия, кляксография, граттаж, пуантилизм, гравюра, штампинг, энкаустика и др.

Заключение

Внедрение  инновационных  технологий  имеет  большое  практическое значение  как  для  повышения  качества  дошкольного  образования,  так  и  для формирования активности ребенка в познании окружающего мира. В  настоящее  время  социальная  значимость  темы  творческих способностей  заставляет  по-другому  рассматривать  вопросы  развития  детей                в детском саду, а также определить актуальность и необходимость проведения занятий по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. Применение в данном направлении новых инновационных технологий, а также использование  уже  зарекомендовавших  себя  технологий,  является  наиболее эффективным и действующим методом для становления творческой личности ребенка.

Список используемой литературы

1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

2.  Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для ВУЗОВ/

Болотина  Л.Р.,  Комарова  Т.С.,  Баранов  С.П.  –  2-е  изд.,  перераб.  и  доп.  –  М.: Издательство Юрайт, 2020.  

3.  Боякова  Е.В.  Рекомендации  к  проведению  педагогической диагностики  эстетического  развития  детей  //  Управление  дошкольным образовательным учреждением. – 2018. – № 4. – С. 82-90.  

4.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1967.  

5.  Комарова  Т.С.  Детское  художественное  творчество.  Для  занятий          с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.

6. Комарова  Т.С.  Изобразительная  деятельность  в  детском  саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 192 с.  

7.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.– М., 2010

8. Матяш  Н.В.  Инновационные  педагогические  технологии.  Проектное обучение. – М.: Академия, 2012.

9. Об образовании в Российской  Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

10. Пантелеев Г.Н. Детский дизайн: Художественное творчество в детском саду, начальной школе и семье. – М.: Карапуз-Дидактика, 2006. – 350 с.

11. Погодина  С.В.  Теория  и  методика  развития  детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.В. Погодина. - 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 352 с.  

12. Шайдурова  Н.В.  Методика  обучения  рисованию  детей  дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2008. – 160 с.

13. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

14. Султанова  Э.Н.  Использование  современных  инновационных технологий,  соответствующих  ФГОС  ДО,  в  воспитательно-образовательном процессе // Молодой учёный. – 2018. – № 2 (188). – С. 146-148.

 

Электронные ресурсы

 

1. Лыкова  И.А.  Программа  Цветные  ладошки.  [Электронный  ресурс].  – Режим  доступа:  https://docplayer.ru/52818142-Programma-cvetnye-ladoshki-lykova-i-a-soderzhanie-1-poyasnitelnaya-zapiska-2-zadachi-hudozhestvenno-tvorcheskogo-razvitiya-detey-3-4-let.html

2. Сайт  для  педагогов  по  изобразительной  деятельности  в  детском  саду «Семицветик».  Методика  Казаковой  Т.Г.  и  Лыковой  И.А.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://izodou.ucoz.ru/load/metodika_kazakovoj_t_g_i_lykovoj_i_a/1-1-0-2

3. Лыкова  И.А.  Дизайн  в  образовательном  пространстве  детского  сада (проектируем  программу  художественного  развития)  //  Проблемы современного образования. – 2015. – № 4. – С. 112–120. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pmedu.ru  

4. Современные  образовательные  технологии  дошкольного  образования. Методическое  пособие  /  Авт.-сост.  Белькович  В.Ю.,  Менчинская  Е.А.  – Тюмень:  ТОГИРРО,  2013.  –  64  с.  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа: https://studfile.net/preview/6188206/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников"

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновационные технологии - это система методов, способов обучен...

Презентация:"Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников

В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию используются как традиционные педагогические технологии (например, игровые), так и высокоэффективны...

Консультация "Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников"

В области художественно-эстетического воспитания активно используются технологии, в основу которых положены метод проблемного изложения, частично поисковый (эвристический) метод, исследовательский мет...

«Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников»

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновационные технологии - это система методов, способ...

Выступление на педагогическом совете «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с использованием инновационных методов» на тему: «Инновационные технологии, как одно из слагаемых художественно – эстетического воспитания дошкольников»

ВЫСТУПЛЕНИЕ На Педагогическом совете №3 «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с использованием инновационных методов» на тему: «Инновационные технологии, как о...