Методика обучения изобразительной деятельности для всестороннего развития дошкольников младшего и среднего возраста
статья по рисованию (средняя группа)

Мария Левковна Корнетова

Занятия рисованием должны способствовать всестороннему развитию детей, пополнять их знания об окружающем, удовлетворять потребность в игре и в то же время учить элементарным приемам пользования карандашом и кистью. Каждое занятие рисованием должно обогащать детские знания, воспитывать уважение к обычаям и правилам жизни людей и обязательно доставлять детям радость своими результатами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методика обучения изобразительной деятельности для всестороннего развития дошкольников младшего и среднего возраста».

Автор Корнетова М.Л.

воспитатель высшей квалификационной категории

ГБДОУ №5 Адмиралтейского района

г. Санкт-Петербурга 2022 год

           Маленькие дети подвижны, неусидчивы, легко отвлекаются. Огромное место в их жизни занимает игра. Жизненный опыт мал, а интерес к окружающему растет с каждым днем. Работа с детьми этого возраста требует серьезного внимания к их особенностям.

           Занятия рисованием должны способствовать всестороннему развитию детей, пополнять их знания об окружающем, удовлетворять потребность в игре и в то же время учить элементарным приемам пользования карандашом и кистью. Каждое занятие рисованием должно обогащать детские знания, воспитывать уважение к обычаям и правилам жизни людей и обязательно доставлять детям радость своими результатами.

            Обучение детей дошкольного возраста рисованию существенно отличается от обучения этому взрослых. Детский рисунок обладает своими закономерностями, которые следует учитывать при обучении детей рисованию. Объемные предметы при изображении на плоской поверхности теряют третье измерение (глубину). В профессиональном рисунке эта утрата восполняется светотенью, придающей предмету кажущуюся объемность. Глубина пространства в композиции передается воздушной и линейной перспективой.

             Все эти художественные средства выражения жизни в рисунке детям-дошкольникам не доступны ни для понимания, ни для исполнения. Детскому рисунку свойственно плоскостное изображение, декоративность и наивная искренность при передаче предметов и явлений окружающей жизни.

             Композиция строится в один, два, три плана, как декорация в театре, хотя предметы в отдалении рисуются меньшего размера, чем на первом плане, но ни воздушной, ни линейной перспективы в детском рисунке нет. Самая сильная его сторона – цвет. Сочность, яркость, иногда даже оправданная смыслом, мягкость оттенков – все это делает детские рисунки красивыми, привлекательными для глаз. Несмотря на условность изображения, они производят эстетическое впечатление. Обязательное условие достижения эстетических результатов в рисунках детей – простота и выразительность приемов. Эти приемы позволяют передать строение формы предмета с возможной живостью и эстетической оправданностью.

            Цель любого занятия - развивать инициативу, активность мысли. В каждом отдельном случае воспитатель наряду с анализом формы предмета и уточнением знаний о нем, должен найти место детской инициативе, выдумке, возможности для ребенка выполнить задание, опираясь на свой опыт, знания, на свои впечатления, мысли.

           Исходя из этих соображений, наш коллектив ставил перед собой следующие задачи:

  1. Отобрать доступные наблюдению предметы и явления окружающей жизни, которые воспитывают чувства детей, содержат большой познавательный материал и легко могут быть изображены детьми в рисунке.
  2. Разработать последовательность приемов показа изображения, опираясь на анализ формы предмета и ее осмысливание детьми; при этом обязательно сохранять эстетическую сторону изображения и предоставлять детям возможность проявить индивидуальность в каждом рисунке.
  3. Обеспечить повторность и варьирование изображения предметов и явлений с постепенным и последовательным усложнением материала.
  4. Способствовать развитию детского воображения, выдумки, творческой мысли как в предметном, так и в тематическом рисунке.
  5. Определить место художественного материала и техники и техники пользования им с тем, чтобы достигнуть наибольшей выразительности при передаче образ.

       Мы считаем необходимым подвести детей к пониманию того, что одинаковыми, казалось бы, приемами можно изобразить различные предметы. Овладение детьми навыком требует многократных постепенно усложняющихся упражнений. Подбирая темы для этих упражнений, мы даем несколько вариантов одного и того же приема. Связываем его с разнообразными детскими впечатлениями и широко используем игровые приемы. Так, первые пять тем относятся к упражнениям в проведении вертикальных линий сначала отрывочных и коротких, а затем более длинных и широких – дождик, травка, ленточки красные, короткие и длинные, карандаши и т.п.

             На первых двух-трех занятиях дети рисуют карандашом, когда же тема требует широких линий (ленты, дорожки), детям дается краска. Опыт показал, что техника работы с кистью и краской легче, чем карандашом. Дети скорее ее осваивают, и эстетический эффект при этом получается значительно больший, чем при рисовании карандашом.

           Контурное изображение предметов без краски поверхности внутри контура не дает нужного образа и не удовлетворяет детей, а заштриховать ее маленькие дети еще не могут. Рисование красками сразу снимает эти затруднения и приносит детям радость от результатов работы. А это -  главное условие обучения маленьких детей рисованию.

            В рисунках, раскрывающих последовательность возникновения формы, мы стремились показать, как достигнуть верного изображения путем простых выразительных приемов, диктуемых строением предмета и соотношением его частей. При планировании занятий учитывается и предварительная работа с детьми. Этот представляется необходимым: ведь только при таком условии воспитателю станет ясно, какие пути естественно привели детей к возможности выполнить задание. Так будет показана методика предварительных наблюдений, накопления впечатлений и знаний, воспитания чувств и отношений. Это исключит механическое подражание образцу, без опоры на детский опыт и знания.

              Нам хотелось также показать разнообразие приемов, которые есть у воспитателя в вводной и в заключительных частях занятия. Иногда он использует натуру (игрушку или предмет природы), иногда начинает занятие с загадки, стихов, связанных с предварительными наблюдениями детей, иногда делится воспоминаниями о событиях и явлениях общественной жизни и природы. Во всех случаях необходимо возбудить интерес к предстоящему заданию.

             Подведение итога занятия может преследовать разные цели. В одном случае надо обрадовать детей результатом усилий коллектива. К примеру, каждый рисует дом на улице, а при соединении всех работ получается длинная, красивая улица, и каждый чувствует себя участником этого интересного результата. В другом случае следует приучать детей острее видеть соотношение частей предмета путем анализа своей работы и рисунков товарищей. Но никогда не может быть стандарта, одинаковых вопросов воспитателя после каждого занятия, а именно это часто встречается в конспектах воспитателей и на занятиях.

           При оценке детских работ формулировку «правильно», «неправильно» можно считать неверной: она не дает возможности обсудить по существу особенности рисунков. Всегда у ребенка что-то изображено верно, а что-то в том же рисунке еще не удалось.

         Сюжетные рисунки на тему, предложенную воспитателем, показывают, какая тесная связь может быть установлена между предметным и декоративным рисованием, и решением ребенком целой темы, как эти занятия обогащаются и дополняют друг друга. Рисунки по замыслу показывают, что обучение детей плоскостному изображению дает возможность полно и убедительно выразить в рисунках свои впечатления, чувства и мысли об окружающем. Начиная с младшей группы в этих рисунках возникает новая мысль, а возможность и умение выразить ее изобразительными средствами доставляет детям эстетическую радость. Ребенок в рисунке живет и чувствует, выражает свои желания и интересы. Это уничтожает стандарт и однообразие, которые бывают при неправильном обучении детей рисованию.

            Педагогам необходимо развивать у себя острый глаз и наблюдательность. Только тогда они сумеют научить этому детей. Зная и умея несравненно больше, чем дети, воспитатель сам определит то основное и главное, что придает рисунку выразительность. Изображение для детей должно быть лаконичным и убедительным, без лишних натуралистических подробностей, а этого может достичь только тот воспитатель, который, владея рисунком, сумеет из своего запаса знаний и умений отобрать то небольшое количество самых нужных, самых выразительных приемов и слов, которые определят успех в рисунках детей.

         Только при этих условиях рисунки детей не будут мертвой схемой, срисованной с образца, а наполнятся живыми образами окружающего.

         



Предварительный просмотр:

«Обучение правилам дорожного движения воспитанников

в детском саду».

Автор Корнетова М.Л.

Воспитатель высшей квалифицированной категории

ГБДОУ №5 Адмиралтейского района

г. Санкт-Петербурга 2022 год              

            Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.

            Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе дети мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают н дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде, самокате или затеять здесь веселую игру.

             Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста.

             В детском саду воспитание общей культуры поведения начинается в младших группах, на третьем году жизни ребенка. С этого времени должна начинаться и его подготовка к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

            Главная роль в обеспечении такой подготовки отводится воспитателям детских садов. Обучать нужно дошкольников по нарастающей степени сложности, начиная с элементарных задач воспитания детей младшей группы и кончая более сложными понятиями, которые должны усвоить ребята подготовительной группы: ведь часть из них станут сразу после детского сада самостоятельно ходить в школу.

          «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, - с регулированием движения на улицах города и иных населенных пунктов.

         Изучение правил дорожного движения опирается на решение программных задач формирования у детей умения ориентироваться в пространстве, когда они уже умеют различать и называть (в зависимости от возраста) левую и правую сторону, середину, направление вперед, назад и т.д.

         Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы, если на занятиях по речевому развитию, формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, физическому воспитанию, музыкальных занятиях, в повседневной жизни у детей формируются культура поведения, выдержка, дисциплина.

           Проводя работу по обучению правилам дорожного движения, воспитатель должен использовать ее для воспитания у детей любви к родному краю, для усвоения дошкольниками норм и правил поведения, проявления нетерпимости и антиобщественным поступкам.

       Знания, приобретенные детьми во время прогулок, экскурсий по улицам города (села, поселка), наблюдения за поведением пешеходов, движением транспорта, поведением водителей за рулем автомобиля, затем уточняются, дополняются, совершенствуются во время разнообразных занятий и игр.

         Представления о правилах поведения пешеходов на улице, движении транспорта, о труде шофера имеют важное воспитательное значение. Они помогут ребенку в дальнейшем освоить более сложный материал.

           В освоении детьми правил движения значительную роль играет конкретная, четкая речь воспитателя. Он должен правильно называть направление, местонахождение предметов, использовать пространственную терминологию.

           Воспитатель знакомит детей с правилами дорожного движения, последовательно усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе. Например, в младших группах во время целевых прогулок он обращает внимание малышей на движение пешеходов, транспорта, называет цвета светофора, знакомит х со словами тротуар, шофер, автомобиль, уточняет названия частей автомобиля (кабина, колеса, двери, окна и др.).

          Представления, полученные на целевых прогулках, закрепляются на занятиях: дети выполняют аппликацию «Светофор», рассматривают картину «Улица города», смотрят презентацию «Мы и улицы города», затем строят улицы для кукол. Воспитатель стремится, чтобы ребенок сам назвал уже знакомые слова и выражения и соотнес их с данной ситуацией. Так, на занятии аппликацией воспитатель спрашивает: «Какого цвета надо наклеить кружки, чтобы получился светофор?» Помогая детям строить улицу, воспитатель говорит: «Это у нас будет тротуар. А как называют людей, идущих по тротуару?»

        Формируя элементарные математические представления у детей младшего возраста, педагог учит их различать правую и левую руку, дифференцировать понятия направо, налево, середина.

        На физкультурных занятиях малышей учат двигаться в определенном направлении, находить свое место. Проводятся подвижные игры «Трамвай», «Найди свой цвет», в которых закрепляются навыки пространственной ориентировки, умение различать цвета.

         К 4-5 годам у детей накапливается определенный двигательный опыт, обогащается словарный запас, воспитываются навыки пространственной ориентировки. Постепенно воспитатель подводит детей и к усвоению правил дорожного движения. Побуждает их активно пользоваться словами, обозначающими направление и местоположение предметов. Расширяются представления детей: улица может быть широкой и узкой; по проезжей части движутся машины, переходы бывают наземные и подземные, пешеходы должны ходить по правой стороне тротуара, не мешая друг другу, и др.

          В более старшем возрасте (6-7 лет) отдельные сведения о правилах дорожного движения необходимо связать в последовательную и стройную систему представлений. Дети знакомятся с дорожными знаками, с регулированием движения сотрудниками ГАИ. Воспитатель постоянно ставит перед детьми новые задачи, требующие от них проявления самостоятельности, активности мышления, умения применить знания на практике. Воспитатель должен помнить, что одного участия детей в играх и занятиях недостаточно для закрепления и применения знаний правил дорожного движения в жизненной ситуации, так как в игре задача несколько облегчена.

         Успешному переносу знаний в жизненную ситуацию способствует закрепление навыка движения по улице на прогулке, выполнение детьми отдельных поручений. Например, прежде чем пойти с детьми на почту, воспитатель предлагает им вспомнить и рассказать о дороге, по которой они пойдут, затем назначает двух ребят, которые ведут всю группу по назначенному маршруту. Воспитатель идет рядом, но дети чувствуют себя ответственными за порученное дело, они действуют сознательно.

         Закрепление знаний правил дорожного движения осуществляется и при рассматривании картин, чтении книг, во время игры в улицу. Работа должна осуществляться в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, с учетом особенностей данного возраста детей, окружающих условий (город, село, поселок), расположения дошкольного учреждения в том или ином микрорайоне.

           Несомненно, детскому саду необходимо поддерживать постоянный контакт с семьей. Единые требования, предъявляемые к детям со стороны воспитателей и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения. По просьбе воспитателя родители могут уточнить с детьми названия улиц, по которым они идут в детский сад, назначение встречающихся дорожных знаков, вспомнить правила движения по тротуару и перехода через дорогу. Родители могут рассказать детям о труде шофера, полицейского-регулировщика, понаблюдать с ними за работой светофора.

           Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит успешную подготовку детей к обучению в школе, практическое применение и соблюдение ими правил дорожного движения.