Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для всестороннего развития ребенка в старшем возрасте.
консультация (старшая группа)

Федоренко Елена Геннадьевна

Консультация для воспитателей детских садов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazitelnaya_deyatelnost_v_starshey_gruppe.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, способствует обогащению словаря.  Использование нетрадиционных техник рисования дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения. Для того, чтобы успешно решать вопросы общения со сверстниками, мы специально создаем ситуации, где дети рисуют коллективно, тем самым поощряем детей к установлению контактов. Совместное обсуждение, составление совместных композиций способствует развитию опыта общения между детьми и взрослыми. При этом ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Поэтому в старшей группе мы продолжили работу по использованию нетрадиционных средств изображения в изодеятельности.

Кроме того, при выполнении работы ребенок учится управлять своим поведением и планировать свои действия.

Использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы ребенок справился с работой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию.

 Занятия изобразительной деятельностью способствуют формированию изобразительных умений и навыков, так как аккуратность и тщательность выполнения работы во многом зависит от усвоения навыков. Навыки по технике рисования связаны с развитием руки ребенка - координированностью, точностью, плавностью, свободой движений.

 В процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение. В работе с детьми я обращалась к сказочным образам, так как сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал. Она помогает развитию фантазии и усвоению основных нравственно-этических понятий (добро, зло), а также знакомит с отдельными понятиями в изобразительном искусстве. Ребенок начинает эмоционально откликаться на произведения искусства, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей, животных. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.

Дети учатся обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, учатся самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их. При этом ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Дети любят изображать то, что для них на данный момент интересно – себя, своих друзей, родных и близких, образы окружающего мира, явления природы, и яркие события общественной жизни. Темы рисунков часто дети предлагают сами, исходя из событий своей жизни на данный момент. При этом нетрадиционная техника рисования предлагает детям больше возможностей для воплощения своих фантазий. (рисование по мокрому листу, набрызг, граттаж и тд.). Таким образом, рисование помогает закреплению у ребенка первичных представлений о себе, семье, обществе, стране, мире и природе.

 При организации образовательного процесса мы выяснили, что наиболее эффективно образовательная область «Художественное творчество» интегрируется со следующими образовательными областями: «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, «Познание» - формирование целостной картины мира, «Чтение художественной литературы» - использование художественных произведений для обогащения словаря, «Физическая культура» - развитие мелкой моторики, «Музыка» - использование музыкальных произведений, «Труд»- формирование трудовых умений и навыков в продуктивной деятельности.

 Принцип интеграции, объединяющий различные образовательные области, разные виды деятельности приемы и методы в единую систему, реализуется на основе комплексно-тематического планирования.

 Принцип интеграции реализуется также через организацию различных форм образовательного процесса:

1. Совместная деятельность педагога с детьми: здесь мы используем информационно-рецептивные методы. Занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение)

 2. Cамостоятельная деятельность детей. В самостоятельной деятельности мы используем эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе.

 3. Взаимодействие с семьей:

Выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, консультативные встречи, открытые занятия.

При организации образовательного процесса по «Художественному творчеству» мы используем следующие техники изображения:

В рисовании:

1. Рисование пальчиками, ладошкой. 2. Печать листьев. 3. Кляксография. 4.Раздувание краски. 5. Рисование свечой. 6. Монотипия. 7. Рисование по шаблону. 8. Набрызги. 9. Рисование поролоном. 10. Тычок жесткой полусухой кистью. 11. Граттаж, 12. Рисование по сырой бумаге. 13. Оттиски

В работе мы используем такие средства:

1. Коктейльные трубочки

2. Поролоновые губки

3. Зубные щетки

4. Ватные палочки и др.

В аппликации:

1. Бумажная пластика (скатывание бумаги в шарики, жгутики и др.) 2. Обрывание бумаги. 3. Оригами. 4. Тычкование. 5. создание изображений из мятой бумаги. 6. Использование картинок из журналов, открыток, оберток от конфет. 7. Объемная аппликация. 8. Аппликация из листьев, зерна и т.д.

 С целью выявления уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности проводится мониторинг.