проект по мелкой моторике в младшем возрасте
проект по рисованию (младшая группа)

Наталья Викторовна Базылева

развитие мелкой мотрики всегда требует систематического подхода, поэтому моя работа  - это воздействие на развитие рбенка в разных направлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_melkoy_motorike_bazyleva.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

I этап. Организационный

Тип проекта:

По времени - долгосрочный

По количеству участников  - групповой, подгрупповой, индивидуальный

По направлению работы – художественно – эстетический, творческий

Пояснительная записка.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с мышлением и развитием речи. Многочисленные исследования позволяют сделать вывод, что дети с нарушением речи нуждаются не только в тренировке артикуляционного аппарата, но и в движении пальцев рук. Приведенные факты позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату (М.М.Кольцова), а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью речи. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, активируются соседние зоны, отвечающие за речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается  в дошкольном возрасте, к 6-7 годам завершается созревание соответствующих зон головного мозга. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.

Актуальность проблемы:

В результате мною решено было соединить различные методы развития мелкой моторики, поэтому пой проект включает в себя цикл занятий по изодеятельности с использованием как стандартных, так и нетрадиционных техник рисования (НТР), а также  подобранные по теме пальчиковые игры, упражнения, задания и предполагаемая самостоятельная деятельность. При этом сохраняется мотивация успешности  в связи особенностями  использования НТР – быстротой, простотой получения силуэтов или деталей нужной формы, их изменением при необходимости, а также новизной как фактором удержания внимания детей.  

Цель

Развитие мелкой моторики рук посредством художественной деятельности

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику посредством формирования художественных ЗУН, осуществлять правильный нажим средства рисования  на лист (карандаш, кисть, ватная палочка, палец и пр.), учить рисовать различные линии, замыкать их в формы.
  2. Учить видеть границы листа, контур силуэта, рисовать и раскрашивать в пределах этих границ.
  3. Учить видеть след, оставленный в процессе рисования, понимать, что это образ реального предмета. Побуждать к осознанному повторению штрихов, линий, конфигураций.
  4. Побуждать к обследованию предметов при помощи рук, сопровождать движения словами, передавать образ через пальчиковую игру.
  5. Поощрять желание малышей к свободному отражению желаемых форм, стремление к рисованию, творчеству, использованию разнообразных художественных материалов.

Формы работы с детьми:

Фронтальные занятия,

 пальчиковые игры,

дидактические игры, упражнения, задания,

самостоятельная деятельность.

Формы работы с родителями:

Консультации групповые,  индивидуальные,

совместные мероприятия, день открытых дверей,

буклеты, консультации, памятки

анкетирование, опросы, беседы

Формы работы с коллегами:

Выступления на педсоветах, консультации.

Приемы работы:

Показ картин, иллюстраций, сюрпризные моменты, мотивация к выполнению, комментирование способов действия, совместные активные действия, художественное слово, вопросы к детям, использование музыки, физминутки, обследование предметов руками, показ и пример способов действия с предметами.

Участники:

педагоги группы, воспитанники и их родители.
Продукт: 

выставки  работ воспитанников ежемесячно и в конце учебного года.

Предполагаемый результат: 

повышается уровень развития мелкой моторики, дети приобретают более высокий уровень владения средствами художественной графики , видят силуэт и границу рисунка, стремятся к творчеству в свободной игровой деятельности.

II этап. Подбор материала, разработка плана.

1. изучение литературы:

Т.С.Комарова «Формирование графических навыков у дошкольников», М.Просвещение, 1982г.

Н.П. Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду»,М.Просвещение, 1987г.

И.А Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития», М.Сфера, 2007г.

С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова «Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать», Яр. Академия развития, 2007г.

Е.С.Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи», М.АСТ, 2007г.

Т.Н.Доронова С.Г.Якобсон «Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре», М. Просвещение, 1992г.

Т.Г.Казакова «Рисуют младшие дошкольники», М.Просвещение, 1981г.

2. направления работы:

  • развитие моторики в образовательной деятельности (формообразующие движения, графомоторный навык)
  • игры и упражнения с речевым сопровождением и без (пальчиковые игры и самомассаж)
  • обучение детей умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, формирование навыков самообслуживания и взаимопомощи.

3. условия для реализации проекта

– личная осведомленность по теме, изучение литературы по теме, план работы, создание развивающей среды, создание системы педагогического воздействия, привлечение родителей к образовательному процессу.

 Для развития мелкой моторики кисти в группе подобраны необходимые материалы: центр «Веселый карандашик», где имеется бумага разных форматов, наборы цветных карандашей, фломастеров, мелков, мела, двухсторонний мольберт для рисования, трафареты, раскраски, раскраски типа «дорисуй сам» и т.п. Дидактическое пособие «Волшебный сундучок», в нем – кусочки меха, ткани, камушки, бросовый материал, муляжи овощей и фруктов, различные предметы по тематике недели, занятия. Наборы геометрических фигур, цветных палочек и трубочек из старых фломастеров для выкладывания, картотека пальчиковых игр и упражнений, дидактические игры различного содержания, картотека физминуток, различные виды театров (пальчиковый, би-ба-бо, резиновых игрушек), различные виды трафаретов, шнуровки, набор крупных бусин, пуговиц, шариков для нанизывания. Различные пирамидки, сухой бассейн из пластиковых крышек, фасоли. Тканевые пособия по тренировке навыков застегивания, пристегивания, манипуляций с предметами. Набор мелких игрушек, веревочки разной толщины, мозаики, конструкторы типа «лего», кубики,  наглядно-методические пособия.

4. подведение итогов

Для отслеживания состояния ручной умелости мною использовались наблюдения за детьми в различных видах художественной деятельности, задания, направленные на определенное действие, движения кисти в пальчиковых играх, свободной предметной игровой деятельности.

1. овладение навыками художественной деятельности

2. овладение навыками пальчиковых игр

3. задания, связанные с манипулированием предметами

4. инициативность, самостоятельность

IIIэтап. Выполнение проекта. План мероприятий

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Рисование пальчиками «Дружные ребята».

Учить рисовать пальчиками  - окунать в краску кончик пальца и ставить оттиск. Дать представление о зависимости рисунка от движения руки, пальца.

Анкетирование «Ребенок и творчество»

Выяснить начальные знания родителей о художественных материалах, личных навыках в художественной деятельности, необходимой помощи и пожелания.

Октябрь

Рисование  пальчиками «Красивые цветочки»

Продолжать учить детей НТР (нетрадиционные техники рисования). Учить равномерно заполнять лист, своевременно набирая краску на пальцы, дать представление о взаимосвязи интенсивности цвета рисунка и количестве краски.

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Дать родителям знания о понятии мелкой моторики, ее важности и способах развития.

Ноябрь

Рисование ладошкой «Наша птичка»

Познакомить с новой НТР – рисование ладошкой. Учить пониманию связи междуформой ладошки и очертанием изображаемого предмета. Учить обмакивать ладонь в краску, ставить оттиски, нажимая на всю площадь ладони, равномерно распределять «рыбок».

Буклет «Пальчиковые игры»

Продолжать ознакомление родителей со средствами, способствующих развитию мелкой моторики – пальчиковыми играми

Декабрь

Рисование ватными палочками «Снежок кружится».

Учить равномерно наносить точки на тонированный лист, создавая  образ снегопада.  Учить закрашивать низ рисунка (сугробы) способом уплотненного нанесения точек ватной палочкой.

Родительское собрание «Нетрадиционные художественно-графические техники»

Показать в совмествной деятельности все разнообразие НТР, привлекать родителей к этой деятельности в домашних условиях.

Январь

Рисование жесткой полусухой кистью  и пальчиком «Шубка для Машеньки».

Учить заполнять контур рисунка приемом тычка жесткой полусухой кистью, дополнять рисунок узором в технике пальчиковой живописи (пуговички, украшения )

Папка- передвижка «Игры с художественным содержанием»

Ознакомить родителей воспитанников с игрой в домашних условиях с подручными средствами (нетрадиционные материалы)

Февраль

Рисование ватными палочками «Колобок» учить рисовать округлые формы путем НТР, продолжать учить заполнять рисунок краской густым заполнением точками.

Памятка «Дидактические игры как средство развития руки и пальцев».

Март

Рисование  штампом «Весенние цветы».

Показать новый прием рисования – штампом. Дополнять рисунок при помощи знакомых средств НТР (ватные палочки, пальчик, полусухая кисть) по выбору детей

Педагогическая библиотека для родителей.

Сделать подборку книг по данной теме, для повышения  образовательного уровня родителей в сфере художественно – эстетического направления.

Апрель

Коллективная работа «Мы гуляем»

Учить работать в коллективе на общем листе ватмана. Применять технику печатания при помощи штампов разной формы (цветы, травка, солнце и т.д.)

День открытых дверей

Показать родителям, как проходит деятельность по развитию мелкой моторики в условия группы (фронтальное занятие «Мы гуляем», пальчковая игра, поручения, задания, игры, пр.)

Май

Рисование «Маленький жучок и солнышко »

Учить рисовать, применяя известные нетрадиционные техники рисования по желанию. Выявление желания к свободному отражению заданных форм, стремления к рисованию, умения использовать разнообразные художественные материалы.

Подведение итогов на заключительном собрании с использованием ИКТ.

Показать родителям разницу в уровне детей в начале и конце года при постоянной работе в направлении проекта. Продолжить работу в направлении развития художественных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики детей младшего возраста

Развитие мелкой моторики детей младшего возраста...

Проект «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

Тема проекта: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»...

проект "Развитие мелкой моторики" в младшей группе

Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности»...

Проект «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Актуальность проекта:В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействи...

Педагогический проект "Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через изобразительную деятельность"

Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать ...

ПРОЕКТ: «Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой не...

Презентация к проекту " Развитие мелкой моторики в младшей группе"

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.Задачи проекта:•совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;•развивать ...