Педагогический проект "Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через изобразительную деятельность"
проект по рисованию (младшая группа)
Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными, с ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой
Педагогический проект:
«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через изобразительную деятельность»
Составила: воспитатель
Галямова П. А.
Стрежевой 2019 г.
Название проекта «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через изобразительную деятельность».
Вид проекта: групповой, творческий.
Сроки реализации проекта/продолжительность: 01.03.2019 г. по 31.03.2019 г., краткосрочный.
Участники проекта: в реализации проекта участвовали дети, воспитатели, родители 2 младшей группы № 4 «Ягодка».
Актуальность темы:
Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными, с ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, для правильного захвата карандаша.
Цель проекта:
Создание условий для развития мелкой моторики пальцев для правильного захвата карандаша, формирование графических навыков.
Задачи проекта:
- Содействовать освоению детьми сенсорных эталонов формы, величины, цвета.
- Развивать координацию движений у ребенка.
- Развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, глазомер, память.
- Формировать у детей графические навыки.
- Развивать целенаправленность действия, умение доводить начатое дело до конца.
Объект исследования:
Дети 2 младшей группы № 4 группы, их продуктивный вид деятельности – рисование.
Предмет исследования:
Работы детей, мелкая моторика дошкольников.
Формы работы:
Пальчиковые гимнастики, раскрашивание контурных рисунков, индивидуальные занятия, продуктивная деятельность, экспериментальная деятельность, участие родителей в проблемной ситуации.
Методы работы:
1. Эмоциональный рассказ педагога
2. Диалог в процессе беседы
3. Наглядные методы
4. Словесные методы
Психолого-педагогический портрет детей:
Воспитанники 2 младшей группы посещают детский сад второй год. Речевая деятельность активна. Дети доброжелательны, активны. Играют в различные игры, проявляют интерес к разным уголкам группы. А вот в уголке изодеятельности не проявляют активности. На рисовании не проявляют интереса, некоторые дети неправильно держат карандаш.
Предполагаемые результаты:
- Владение младшими дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами: дети уверенно держат карандаш. Раскрашивают, меняя нажим по необходимости. Дети становятся более уверенными в работе по раскрашиванию рисунков, не нервничают. Успевают закончить работу вместе со сверстниками. Повышается самооценка. Кисти рук и пальцы детей приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это поможет в овладении навыками письма.
- Рост уровня развития мелкой моторики, улучшение координации движений рук детей.
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный:
На данном этапе проводим беседы с родителями и выявляем причины недостаточного развития мелкой моторики руки, выходим на совместную деятельность с целью устранения выявленных недостатков. Проводим диагностику: как дети пользуются карандашом: (нажим, непрерывность линий, выход за контур изображения при раскрашивании, правильный подбор цвета.) А также диагностируем развитие мелкой моторики руки по Л. Н. Ефименковой: («нанизывание бус на леску», «коза», «кольцо», «пальчики поздоровались»» и т. д.)
- Исследовательско-внедреченский: Данная работа представлена в виде различных форм деятельности. Она строится на материале близком и доступном ребенку, связанном с актуальными для него проблемами. Совместная деятельность проводится еженедельно, продолжительностью 10 – 15 минут. (см. Таблица 1)
- Заключительный: Подведение итогов исследовательской работы.
НЕДЕЛЯ | МЕРОПРИЯТИЯ | ЗАДАЧИ | УЧАСТНИКИ |
1 | 1. Беседа «Профессия –художник» 2. Рисование «Длинные и короткие дорожки» 3. Пальчиковая гимнастика «Две мартышки» 4. Рисование на манке «Солнце светит нам в окошко» |
| Воспитатели, дети |
2 |
2. Экспериментальная деятельность «В гостях у королевы кисточки» (кляксография) 3. Работа с трафаретами 4. Упражнения с мячом-ежиком |
| Воспитатели, дети |
3 | 1. Рисование с использованием нетрадиционных техник «Рыбки в аквариуме» 2. Пальчиковая гимнастика «Пальчики кивают» 3. Дидактическое упражнение «Дорисуй фигуру» 4. Домашнее задание «Дорисуй по линии» (см. Приложение 2) | 1. Развивать умение менять нажим на карандаш в зависимости от желаемого результата. 2. Закреплять умение сочетать речевую и двигательную активности. 3. Учить писать наклонные палочки, развивать мелкую моторику руки, закрепить умение держать карандаш. | Воспитатели, дети, родители |
4 | 1. Рисование ватными палочками «Снег идет» 2. Пальчиковая гимнастика «Пианист» 3. Конструирование с мелким конструктором «ЛЕГО» «Выложи машинку» 4. Упражнение на расслабление пальцев рук (см. Приложение 1) |
| Воспитатели, дети, родители |
Приложение 1.
Комплекс упражнений на расслабление мышц:
- Постучи по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.
- Опираясь на стол ладонями, полусогни руки в локтях. Встряхивай по очереди кистями.
- Соедини концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажми на пальцы левой, затем наоборот. Отработай эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
- Постучи каждым пальцем правой руки по столу под счет «1. 1-2, 1-2-3, и т.д.»
- Зафиксируй предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцем возьми карандаш со стола, приподними и опусти его. Сделай то же левой рукой.
- Раскатывай на доске небольшой кусочек пластилина по очереди пальцами правой руки затем левой.
- Вращай карандаш сначала пальцами правой руки, а затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).
- По команде «Ухо!» возьмись за ухо, по команде «Нос!» - за нос. Взрослый не только подает эти команды, но и выполняет движения вместе с ребенком, допуская порой намеренные ошибки и провоцируя его на неправильные движения.
Приложение 2.
Заключение.
В процессе изобразительной деятельности развивается мелкая моторика рук, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения одной линией контура в рисовании. Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление. Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическим фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета. На занятиях осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Таким образом, проект является мощным импульсом для развития мелкой моторики, овладению графическими навыками, развития творческой личности ребенка, а также способствует развитию взаимопонимания между ребенком и воспитателем.
Список литературы:
- Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7лет: Рисуем и познаем окружающий мир. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001;
2. Авторская программа «Цветные ладошки». И. А Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации».
3. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки"
4. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
5. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности являются наилучшим средством гармоничного развития кистей рук у дошкольников....
презентация "Развитие мелкой моторики у младших дошкольников, как средство формирования познавательной и речевой деятельности"
Отчет о проделанной работе по теме самообразования....
План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников через продуктивную деятельность
В данном материале представлен план работы по теме самообразования в младшей группе "Развитие мелкой моторики рук и координации движений рук у младших дошкольников через продуктивную деятельность...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры».
План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры»....
Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...
Доклад из опыта работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у дошкольников через изобразительную деятельность"
Доклад из опыта работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у дошкольников через изобразительную деятельность"...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры»
Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у младшего дошкольного возраста.Задачи самообразования:1. Улучшать моторику, координацию движений кис...