Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Филимоновское чудо» для детей старшего возраста.
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Филимоновское чудо» для детей старшего возраста.

Цель: Формирование у старших дошкольников творческих способностей посредством приобщения к декоративно – прикладному искусству народному промыслу - Филимоновской игрушке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filimonovskaya_igrushka_konspekt_i_samoanaliz.docx795.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Филимоновское чудо» для детей старшего возраста

Цель: Формирование у старших дошкольников творческих способностей посредством приобщения к декоративно – прикладному искусству народному промыслу - Филимоновской игрушке.

Задачи.

Образовательные:

  • Систематизировать знания детей о филимоновской игрушке.
  • Закрепить декоративные элементы филимоновской росписи: полосы, точки, круги, цветы, ёлочки, солнышко.
  • Учить расписывать объёмную глиняную фигурку петушка основными традиционными узорами в определенной цветовой гамме: жёлтым, зеленым, малиновыми красками.

Развивающие:

  • Развивать художественно - эстетические способности, творчество, умение видеть прекрасное в обыденных предметах.
  • Формировать интерес дошкольников к народной игрушке.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к творчеству народных умельцев, аккуратность при выполнении росписи и умение доводить начатое дело до конца.

Интеграция с другими образовательными областями:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Предварительная работа.

  • Рассматривание альбомов по декоративно-прикладному творчеству;
  • Знакомство с филимоновской росписью;
  • Выставка «Филимоновская игрушка»;
  • Д/и: «Найди и расскажи», «Собери картинку», «На ярмарку» и т.д.;
  • Раскрашивание плоскостных силуэтов филимоновских игрушек;
  • Пластилинография;
  • Лепка петушков;
  • Раскраски с мотивами филимоновской росписи;
  • Чтение и заучивание стихотворений о филимоновском промысле;
  • Заучивание пословиц и поговорок;
  • Просмотр презентаций о возникновении промысла.

Оборудование:

  • помещение оформлено в виде деревушки;
  • мультимедийная установка, презентация «Филимоновская игрушка»;
  • стрелки – указатели;
  • стол для выставки детских работ;
  • не раскрашенные заготовки - петушки;
  • костюм петуха;
  • тонкие (беличьи) кисточки;
  • подставки для кисточек;
  • баночки - «непроливайки»;
  • баночки с гуашью по три штуки с жёлтой, розовой, зеленой;
  • салфетки;
  • подставки для росписи игрушек;
  • лоток с глиняными фигурками;
  • леденцы в виде петушков.

Ход занятия:

Воспитатель:

Дети, отгадайте загадку:

Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут!

Там народные умельцы,

К нам добро в дома несут.

А добро то не простое,

И ни злато – серебро!

Создают из глины чудо,

Как называется оно?!

Что это за чудо то такое,

Необычное, глиняное, расписное?

Дети:

1. Это Филимоновская игрушка.

2. Глиняные свистульки из деревни Филимоново.

Воспитатель:

Конечно же, это чудо называется Филимоновская игрушка. Дети! Вы хотите побывать в этой деревеньке и увидеть глиняные игрушки Филимоновских мастериц?

Дети:

Да! Хотим!

Воспитатель: Но для того, чтобы попасть в Филимоново, вам нужно выбрать правильный путь. Перед вами три дороги. Посмотрите внимательно и определите, в какой стороне находится деревня Филимоново (дети по стрелкам – указателям определяют правильное направление. Воспитатель и дети двигаются мимо указателя на деревню по кругу под песню «Вместе весело шагать по просторам». На экране появляется деревня. Воспитатель заходит за ширму и превращается в хозяйку, надевает костюм. А после музыки появляется из –за ширмы и рассказывает, а на экране – игрушки).

Слайд №2

Хозяйка: Вот деревня Филимоново, Тульской области, Одоевского района. Когда-то здесь народные умельцы - Филимоновские гончары придумали лепить, и расписывать игрушки из глины. Можно много раз видеть нашу местную Филимоновскую игрушку, но, повстречавшись, с ней вновь, опять остановишься и залюбуешься. Как всё просто, изящно, гармонично, какая выдумка и чувство красоты!

Перед вами здесь игрушки,

Разноцветны и ярки!

Озорные, как частушки,

Светятся, как огоньки!

Не просто глиняные игрушки, а Филимоновское чудо! Дети, чем необычны эти игрушки? Как вы думаете?

Дети:

1. Игрушки красивые и яркие.

2. Это все свистульки.

3. Филимоновские свистульки смешные и причудливые.

4. Они озорные и веселые.

5. Все игрушки сделаны из глины.

Слайд №3

- Филимоновское чудо,

А взялось-то ты откуда?

- Меня вылепил дедок,

Филимоном звали.

А потом по всей деревне                Соня

Люди деда величали!

Слайд №4

Длинношеие зверушки
Скачут по дорожке.
У лошадок - только ушки                Ваня                
У коровок - рожки.

Слайд №5

У барашка и оленя
Рожки побогаче.
Мастерицам не до лени -                     Настя
Вот что это значит!

Слайд №6

Чудо-глину добывают
В области да Тульской.                   Данил
Вылепляют, обжигают
Звонкую свистульку!

Слайд №7

И полоской украшают:
Красной, желтой, синей
И зеленой, потешает                      Афина
Пестрота всех линий.

Слайд №8

А на грудку к петушочку
Солнышко уселось,                       Камила  
Чтобы милому сыночку
Весело свистелось!

Слайд №9

Ой, свистулечка какая:
Утка полосатая!                               Маргарита
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
- Подожди минуточку!
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
- Филимоновская я!

Хозяйка:

Дети, что общего у этих игрушек?

Дети:

1. Филимоновские игрушки похожи узорами.

2. У них вытянутые шеи.

3. У них маленькие головки.

Хозяйка:

Какие узоры филимоновской росписи вам знакомы?

Слайд №10

Дети:

1. Я знаю узор – Филимоновские цветы.

2. А мне знакомы точки и зигзаги.

3. У петуха бока расписаны елочкой.

4. Я вижу такие узоры, как солнышко и звездочка.

Хозяйка:

Сплетаются эти узоры в радостные соцветия. А какими основными цветами раскрашены свистульки?

Дети:

Слайд №11

Расписывают филимоновскую игрушку в три этапа. Количество цветов ограничено — их три.

Вначале игрушку «желтят». То есть, после обжига на ее настоящий белый цвет наносят желтый. Делают основу для дальнейшей росписи.

На следующем этапе берут оттенки красного (малинового), мастера это называют «малинка».

Последний этап - «зеленка». Цвет берут зеленый или бирюзовый, а роспись ведется между красными линиями.

Для раскрашивания игрушки используют тонкую кисть.

Хозяйка:

Молодцы, вы правильно назвали цвета. Мастерицы из деревни Филимоново Тульского края не только лепили и украшали глиняные свистульки, но и сочиняли про них пословицы и поговорки. Вспомните, пожалуйста, какие вы знаете?

Игра «Доскажи пословицу»

Дети:

1. Петух семейку охраняет - никого не подпускает.

2. Не желает медведь реветь – желает свистеть.

3. Верхом – не пешком, захочу – на коне поскачу.

4. Один солдат на базар – другой с базара.

5. Коровушка непростая – глиняная, расписная.

6. Танцует парочка – солдат и сударушка.

7. Конь бежит – вся земля дрожит.

Хозяйка:

Молодцы! Порадовали меня, вот, сколько пословиц и поговорок вы знаете! Как вы думаете, зачем людям нужны Филимоновские игрушки?

Дети:

1. Мастера делали игрушки - свистульки для детской забавы, чтобы играть с ними.

2. Лепили для продажи на ярмарках.

3. Для красоты, потому что их раскрашивали яркими красками.

4. Они приносят людям радость.

 (Звучит русская народная мелодия, под которую появляется ребенок в костюме петуха с лотком глиняных нераскрашенных игрушек.)

Петушок: Петушок, я, Петушок!

Золотой, я, гребешок!

Встретить я хочу друзей.

И узнать у них секрет,

Как раскрасить мне скорей

Вот эти свистульки для детей!?

Хозяйка:

Здравствуй, Петушок! Мы рады тебя видеть!

Петушок:

Здравствуйте гости дорогие (грустно отвечает).

Хозяйка:

Что ты Петенька не весел,

Красну голову повесил?

Что ты Петя загрустил,

Свои крылья опустил?

Петушок:

Ох- ох-ох! (Вздыхает.)

Хозяйка:

Петушок! Мы тебя сейчас развеселим! Поиграй с нами! (Дети становятся вокруг петушка, ходят по кругу и проговаривают слова).

Дети:

Трух! Трух! Трух! Трух!

Ходит по двору петух.

Сапоги со шпорами,

Хвост с узорами,

На дворе стоит

И на весь двор кричит! (Дети разбегаются.)

Петушок:

Ку-ка-ре-ку! (Машет крыльями и догоняет детей.)

Хозяйка:

Развеселили мы тебя, Петушок? (Он вздыхает.)

Вижу, что нет! Что с тобой произошло? Почему ты грустный?

Петушок:

Да ребята, вот беда!

Пока шел я к вам сюда,

Проходя через мосток,

Упал в речку мой лоток!

Измочил я петушков,

Краски смылись с их боков.

Я теперь ищу совета,

Как решить проблему эту?

К несчастию мои игрушки так и останутся не раскрашенными, ведь я не умею рисовать!

Хозяйка:

Да, беда, так беда! Дети, как мы можем помочь Петушку?

Дети:

1. Мы станем друзьями петушку

2. Мы можем научить тебя рисовать

3. Поможем заново расписать игрушки!

Петушок:

Вот мои игрушки – глиняные петушки. (Петушок раздает игрушки.) 

Вы, скорее их возьмите и поярче распишите.

И тогда они опять будут красками сиять.

Хозяйка:

Отлично! Мы поможем тебе, петушок! Дети! Мы сегодня с вами станем народными мастерами. Выберите, пожалуйста, себе по одной игрушке и занимайте свои места. Петушок, присоединяйся к нам и учись расписывать игрушки из глины!

Но прежде чем приступить к работе, давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Кисточка»

 (Дети расписывают свистульки. Звучит русская народная мелодия.) Ребята! Давайте полюбуемся все вместе на вашу работу! (Дети выставляют свои

работы на лоток петушку.)

C:\Users\User\Desktop\фили\20220330_101823.jpg

C:\Users\User\Desktop\фили\20220330_101718.jpg

Петушок:

(Любуется.) Ох! Какие глиняные игрушки!

Хозяйка:

(Берет одного петушка, восторгается.)

Какой яркий петушок

У него алой краскою сверкает гребешок!

Кожушок горит огнем,

Сколько перышек на нем?

Раз, Два, Три, Четыре, Пять!

Невозможно сосчитать!

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост!

Не забыли про подставку

Полосой украсили яркой!

Петушок:

Здорово у вас получилось, спасибо большое!

Хозяйка:

Помогли мы тебе Петушок?

Петушок:

Да, помогли вы мне на славу.

Потрудились вы не зря.

Вот сосульки получите

И спасибо вам друзья.

(Дети получают леденцы в виде петушков.)

Дети:

Спасибо, Петушок!

Хозяйка:

Будто радуга и солнце

Здесь оставили свой след

Филимоновской игрушкой

Забавляется весь свет.

А свистульки так играют,

Что захватывает дух!

Покорил всех красотою

Филимоновский петух!

Петушок:

Всем друзья вам на прощанье говорю вам до свидания. (Он уходит и уносит лоток с игрушками.)

Хозяйка:

Дети, а нам с вами надо возвращаться в детский сад (звучит музыка и на экране появляется дорога в детский сад, пока звучит фонограмма «Вмести весело, шагать по просторам» Хозяйка «превращается» в воспитателя, переодевается. На экране фотография детского сада.)

Слайд №12

Воспитатель:

Вот и закончилась интересная экскурсия в деревню Филимоново, мы с вами и в детском саду. Дети, что вам запомнилось? Что вам больше всего понравилось?

Дети:

1. Мы побывали в деревне Филимоново.

2. Мы играли и читали стихи.

3. Мы научили петушка расписывать глиняные свистульки.

4. Вспомнили пословицы и поговорки мастериц.

5. Наши игрушки получились красочными и аккуратными.

Воспитатель:

Дети, куда мы можем выставить ваши работы? Где могут храниться Филимоновские свистульки?

Дети:

1. Глиняные игрушки могут украсить наш дом.

2. Их можно продавать на ярмарках.

3. Свистульки можно передать в музей.

4. Игрушки можно подарить близким людям, им будет очень приятно.

Воспитатель:

Дети! Вы большие молодцы. Вы показали себя настоящими мастерами. Все очень хорошо поработали! Всех благодарю!

Самоанализ организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Филимоновское чудо» для детей подготовительной к школе группе

Цель: Формирование у старших дошкольников творческих способностей посредством приобщения к декоративно – прикладному искусству народному промыслу - Филимоновской игрушке.

Задачи.

- Образовательные:

  • Систематизировать знания детей о филимоновской игрушке.
  • Закрепить декоративные элементы филимоновской росписи: полосы, точки, круги, цветы, ёлочки, солнышко.
  • Учить расписывать объёмную глиняную фигурку петушка основными традиционными узорами в определенной цветовой гамме: жёлтым, зеленым, малиновыми красками.

- Развивающие:

  • Развивать художественно - эстетические способности, творчество, умение видеть прекрасное в обыденных предметах.
  • Формировать интерес дошкольников к народной игрушке.

- Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к творчеству народных умельцев, аккуратность при выполнении росписи и умение доводить начатое дело до конца.

Интеграция с другими образовательными областями:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Предварительная работа.

  • Рассматривание альбомов по декоративно-прикладному творчеству;
  • Знакомство с филимоновской росписью;
  • Выставка «Филимоновская игрушка»;
  • Д/и «Составь узор»;
  • Рисование петушков;
  • Лепка петушков;
  • Раскраски с мотивами филимоновской росписи;
  • Чтение и заучивание стихотворений о филимоновском промысле;
  • Заучивание пословиц и поговорок;
  • Просмотр презентаций о возникновении промысла.

При выборе темы ООД и материалов к ней я опиралась на основные принципы программы нашего ДОУ, учитывая возрастные особенности детей, а также уровни их развития.

Для реализации каждой задачи были подобраны методы и приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной и практической деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Для достижения результата опиралась на индивидуальные, возрастные и психологические особенности детей. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи решались в единстве. Основные этапы четко переходили от одного к другому.

В течение всей деятельности обращала внимание на осанку детей, для снятия утомляемости провела подвижную игру с петушком. Для подготовки к работе была проведена пальчиковая гимнастика «Кисточка». Санитарные требования к проведению ООД соответствовали нормам СанПин. Длительность занятия по времени, составила согласно данной возрастной группы, 30 минут.

Решению поставленных задач способствовало использование следующих методов и приемов:

- наглядный (помещение оформлено в виде деревушки, презентация «Филимоновская игрушка»). Старалась, чтобы материалы и оборудование было ярким и красочным;

- словесный (художественное слово, загадка, беседа, указания, пояснения, пальчиковая гимнастика «Кисточка»);

- практический (самостоятельное выполнение детьми элементов росписи на заготовках – петушках);

- игровой (игра с петушком, игра «Доскажи пословицу, поговорку»);

- мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия – оказание помощи петушку).

При проведении ООД использовала следующие технологии:

- здоровьесберегающие: (подвижная игра «Петушок», пальчиковая гимнастика «Кисточка»).

- коммуникативные: (общение со взрослыми - воспитателем, со сверстниками - друг с другом).  

- технологии сотрудничества: (при нахождении стрелки - указателя).

- музыкальные технологии: (музыкальное сопровождение: русские народные мелодии, музыка «Ярмарка». Музыкальное сопровождение способствовало созданию непринужденной, творческой атмосферы, положительного эмоционального настроя).

5. На протяжении ООД использовала следующие виды дифференцированных технологий:

- дифференциация по форме оказания педагогической поддержки (вспомогательные вопросы, указания и т.д.).

Таким образом, занимательное содержание образовательной деятельности, использованные методы и приемы, средства обучения, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности, позволили обеспечить активность, удержать внимание и интерес к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало ее результативности и раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.

Затруднений в ходе проведенной непосредственно – образовательной

деятельности не выявлено. Все дети были активными участниками на

протяжении всей деятельности, проявляли повышенный интерес уже с

первых её этапов, испытывая при этом эмоциональное и эстетическое

наслаждение. Детские работы получились интересными, выразительными,

красочными и радовали дошкольников.

Считаю, что цель непосредственно-образовательной деятельности

достигнута, поставленные задачи решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Тематического дня ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: «ДЕНЬ ХЛЕБА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

План работы на день. Цель - воспитание уважительного отношения к хлебу....

Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию на тему: « Страна конструирования» для детей старшего возраста.

Цель:  Развитие познавательной активности детей в процессе организации конструктивно-модельной деятельности.Задачи:-Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования и робо...

Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию на тему: « Страна конструирования» для детей старшего возраста.

Цель:  Развитие познавательной активности детей в процессе организации конструктивно-модельной деятельности.Задачи:-Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования и робо...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Поможем Незнайке» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Поможем Незнайке»для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Артисты цирка» (для детей старшего возраста)

Цель: закрепить представлений детей старшего дошкольного возраста о цирке, цирковых профессиях....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «В мастерской дымковской игрушки» для детей старшего возраста

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "В мастерской дымковской игрушки" для детей старшего возраста...