ИЗО - здоровьесберегающие технологии
статья по рисованию (младшая группа)

Лапина Наталья Сергеевна

Процесс изобразительного творчества естественен для каждого человека, задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого. Занятия изобразительной деятельностью оказывают лечебное и коррекционное воздействие, как на физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное состояние человека.

Задача любого учителя, в том числе и учителя изобразительного искусства состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к “конструированию” собственного здоровья. Приведенные ниже технологии направлены не на освоение изобразительной грамоты, а позволяют пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни – тем самым, осуществляя работу по формированию здорового образа жизни.

Цель нетрадиционных техник ИЗО искусства - помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может озвучить), дать выход творческой энергии. Такие технологии можно определить как здоровьесберегающие, направленные на сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптацию к условиям образовательного учреждения путем реализации ее психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала. Даже использование отдельных техник оказывает на участников группы своё терапевтическое воздействие. Методами арт-терапии (терапии искусством) можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие. Участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций.

 Рисование помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир. Учитель вооружает ребенка одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения и на будущее.В некоторых случаях ИЗО деятельность может быть использована в образовании в качестве инструмента развития определенных психологических и личностных качеств учащихся. Решение задач развития должно рассматриваться при этом в тесной связи с задачами сохранения и восстановления их здоровья.

 Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества. Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения. Акцент делается на продвижении ребенка в личностном росте посредством сравнения его с самим же собой.

Основные правила при проведении занятий:

1) неприемлемы команды, указания, требования, принуждение;

2) ребенок вправе выбрать подходящие для него виды и содержание работы, изобразительные материалы и собственный темп;

3) ученик может отказаться от выполнения некоторых заданий, вербализации своих чувств и переживаний, коллективного обсуждения и т.п. (способы включения детей в работу во многом зависят от педагогического такта и мастерства учителя);

4) запрещены оценивающие суждения, отметки, критика, наказания.

 Психологические исследования показывают, что дети всех интеллектуальных уровней, включая детей с задержкой умственного развития способны к творчеству, т.е. творческое мышление можно развивать у всех детей.Возникла проблема - как своевременно заметить, не загубить ростки раскрывающегося творческого потенциала ребенка-дошкольника. Непонимание сущности творчества многими педагогами, что не только тормозит процесс творчества у детей, но и приводит к дискриминации учащихся, проявляющих творчество в своих действиях и поведении.Чтобы научиться творить, создавать необычную оригинальную продукцию, ребенок должен отойти от шаблонного мышления и социальных стереотипов, научиться опираться в своей деятельности на собственную точку зрения и ощущать её важность.Маленькие непоседы стремятся к экспериментированию с предметами, материалами,  образами, словами. Становятся усидчивыми, когда фантазируют, рисуют замысловатые картинки, проявляют инициативу и активность в процессе творчества.

Что может быть материалом для художника? Все что угодно! Но как использовать эти материалы? Какие они на ощупь и какое они могут передать ощущение? Какие бывают цвета в природе? Откуда мы берем краски? 

Используя разные художественные материалы, можно экспериментировать, смешивая оттенки, открывая для себя богатство палитры. Можно создавать краски из пигментов и натуральных продуктов (свекла, кофе, морковь, ягоды, травы и т.п.).  В процессе работы можно знакомиться с произведениями известных художников, колористов, дизайнеров.Нас окружают разные текстуры, рельефы, следы и фактуры. Что это такое, и где их найти? Дети, отправляясь на прогулку, могут «собирать» поверхности и текстуры на кальку. В «библиотеку» следов будут добавляться отпечатки подручных материалов и предметов: (кора деревьев, перья, камни, плоды, веточки, листья и др.), а также текстуры, придуманные детьми.Где мы видим свет и насколько разным он бывает? Цвет может совершенно измениться в зависимости от источника света, его расположения, времени суток и т.д. (наблюдение за небом за окном, цветные стеклышки, цветные лампы, пленки и т.д.) Чем пользовались деятели искусства в разные века, начиная с первобытных времен?

Арттехнологии помогут дать ответы на все представленные вопросы. Наша задача - своевременно заметить, не загубить ростки раскрывающегося творческого потенциала ребенка-дошкольника.Э. П. Торренс выделил компоненты творческих (креативных) способностей: творческое мышление, творческое воображение. Арттехнологии помогают развивать эти компоненты у детей.Применение здоровьесберегающих технологий ИЗО искусства особенно эффективно в младшем возрасте, так как дети не всегда могут точно сформулировать, что их беспокоит. А посредством изобразительной деятельности им легче выражать свои эмоции и их отыгрывать. Данные технологии способствуют творческому самовыражению, развитию сенсорных способностей, воображения, эстетического опыта, снижают утомляемость, развивают потенциал личности, формируют положительную самооценку ребёнка и его позитивное отношение к окружающему миру, позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками, повышают групповую сплочённость. Некоторые технологии, направленные на развитие моторики, особенно тонких дифференцированных движений рук, способствуют повышению уровня умственного развития детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...