Проект«Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Попова Ирина Владимировна
•В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.
•Дошкольники способны в процессе предметной  деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
•Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и нетрадиционной аппликацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_netr_appl.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

 

 Выполнила: Попова Ирина Владимировна

                        Воспитатель МДОУ № 129, п. Томилино, 2019 год.

  

 

Актуальность.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить  и создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить - отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.

 

Почему техники называют нетрадиционными, если они уже используются во многих образовательных учреждениях?

    Во-первых, многие техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», а являются скорее экспериментальными.

    Во - вторых, педагогический опыт применения разнообразных техник пока не систематизирован, не обогащен и не представлен в должной степени в современных образовательных программах.

      «Свобода, радость и успешность - художественное экспериментирование», так говорит И.А.Лыкова курсы которой я с удовольствием посещала.

      «Творчество не приходит к  детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

(В.А.Сухомлинский) 

 

Проблема:

-некоторые дети не проявляют интереса к различным видам изобразительной деятельности;

-большинство детей не проявляют упорства и терпения;

-некоторые дети боятся прикасаться к различным материалам труда, демонстрируя неуверенность в себе.

Цель:

Развитие творческих  способностей детей посредством  нетрадиционных техник аппликации и формирование разносторонней личности ребенка.

Задачи:

  1. Обогащать знания и представления детей о предметах, материалах, их свойствах, способах их применения;
  2. Побуждать ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжение всей работы;
  3. Создать условия для свободного, самостоятельного экспериментирования с разнообразными материалами;
  4. Развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие;
  5. Развивать изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость;
  6. Осуществлять эстетическое, трудовое и нравственное воспитание.

 

Планируемый результат.

В процессе реализации проекта дети овладеют различными нетрадиционными техниками аппликации, обогатят знания о предметах и материалах, их свойствах и способах применения. У детей повысится уровень развития по художественному творчеству в соответствии с их возрастом. Дети приобретут навыки совместного творчества для общего дела, действовать согласованно.

   

Основными условиями реализации проекта являются:

    Создание обстановки эмоционального благополучия;

    Создание и обновление предметно-развивающей среды;

    Творческий подход к содержанию образования;

    Вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;

    Синтез занятий по изобразительной деятельности с занятиями по ознакомлению с окружающим миром;

    Создание эмоционального фона для творческой деятельности (творческий процесс сопровождается художественным словом, звучанием музыкальных произведений);

    Взаимодействие с семьями воспитанников.  

 

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1.Подбор методической литературы по теме проекта.

2. Подбор игр и пособий по развитию творческих способностей детей.

3. Обеспечение предметно-развивающей среды.

4. Участие детей в творческих конкурсах как на базе ДОУ, так и городского масштаба; 

  

Реализация проекта

1 ЭТАП Подготовительный

- Выбор темы проекта, изучение методической литературы, посетить сайты.

- Проанализировать многообразие нетрадиционных техник аппликации.

-  Выявить уровень развития творческих способностей детей, разработать тематический план занятий по теме проекта.

   

2 ЭТАП Основной

Тематический план занятий в старшей группе

                                                                                                             

Тема занятия

Задачи занятия

октябрь

1

«Фартук для бабушки»

Учить детей изображать рисунок при помощи листьев разных форм. Формировать умение выполнять работу аккуратно, закреплять знания о названиях деревьев.

2

«Осеннее дерево»

Учить детей составлять композицию из крупы  и совмещать ее с другим видом творчества (рисованием); совершенствовать навыки в различных техниках.

ноябрь

3

«Сердце для мамы»

Учить детей изображать цветы при помощи ватных дисков; развивать логическое мышление, ловкость рук; учить выполнять работу последовательно.

4

«Дерево под первым снегом»

Учить совмещать в работе различные техники аппликации. Развивать творческое воображение, ловкость рук; воспитывать чувство прекрасного.

декабрь

5

«Деревня»

Учить детей составлять композицию из макарон и ваты;  развивать логическое мышление, ловкость рук; учить выполнять работу последовательно.

6

«Заснеженный город»

Учить детей изображать город с помощью цветной бумаги и ватных дисков. Формировать умение выполнять работу аккуратно, закреплять знания о родном городе.

январь

7

«Новый мир»

Учить детей составлять композицию из заготовленных силуэтов; развивать творческие способности; дополнять изображение по собственному замыслу; развивать чувство композиции, мелкую моторику. 

8

«Лев»

Учить совмещать в работе различные техники (аппликацию, рисование). Развивать творческое воображение, ловкость рук в приклеивании нитей; выполнять работу аккуратно и последовательно.

февраль

9

«Ракеты»

Продолжать учить детей работать с нитями; развивать мелкую моторику, глазомер; выполнять работу аккуратно и старательно.

10

«Букет для мамы»

Учить детей скатывать салфетки в жгутики, составлять композицию; Развивать мелкую моторику, творческое воображение, логическое мышление.

март

11

«Тюльпаны»

Продолжать учить детей выполнять цветы в технике оригами; развивать творческие способности; воспитывать бережное отношение к природе.

12

«Рыбки в аквариуме»

Продолжать учить детей работать с нитью; использовать воображение и память; развивать эстетический вкус и мелкую моторику.

апрель

13

«Космос»

Учить детей последовательности наложения деталей разных геометрических форм на лист для получения единого образа; развивать творческие способности; мелкую моторику.

14

«Пасхальное яичко»

Учить использовать несколько предметов одновременно для создания новых форм; развивать глазомер и эстетическое выполнение работы.

май

15

«Открытка ветеранам»

Учить детей последовательности выполнения заданий; развивать логическое мышление, ловкость рук; эстетику в выполнении.

16

«Насекомые»

Продолжать учить детей работе с крупами; формировать умение выполнять работу аккуратно, закреплять знания о насекомых. 

Коллективные работы

«Весна»

«Первые цветы»

Учить детей работать сообща над одной темой; развивать ловкость рук, творческое воображение в коллективной работе.

  

 

3.ЭТАП Заключительный

  • Оформление выставки коллективных работ «Море творческих идей».
  • Участие детей в творческих конкурсах как на базе ДОУ, так и городского масштаба.
  • Мастер – класс для педагогов.
  • Провести  консультацию для родителей «Аппликация в детском саду», с целью представления результатов данного проекта.

 

Выводы

       Эффективным условием развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности стало использование нетрадиционных техник  аппликации, позволяющей детям без особых усилий создавать неповторимые образы. Нетрадиционные приемы аппликации способствуют активизации творческого воображения у детей, развитию гибкости мышления при создании образов, усвоению детьми способов передачи свойств изображаемых предметов, совершенствованию качества своей работы, формированию изобразительного опыта. Необычность способов аппликации вызывала эмоционально-положительное отношение детей к изобразительной деятельности. Дети обретают самостоятельность и уверенность в своих возможностях.

      Побуждайте ребёнка думать по- новому! Пробуйте новое! Позволяйте ему экспериментировать, исследовать и ошибаться. Подталкивайте ребёнка к тому, чтобы он не боялся опробовать действие или незнакомую ему идею, которая кажется глупой или необычной. Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу!

Адресная направленность: Представленный педагогический опыт в области исследуемой темы может быть использован специалистами дошкольного профиля в решении конкретных воспитательно – образовательных задач.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М.: Просвещение, 2003

Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети. – М.: Просвещение, 2004

Григорьева Г.Г., Буякова Е.И., Боброва З.А. Практикум по изобразительной деятельности дошкольников. – М.: ACADEMIA, 2001

Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 2003

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий 2003, 2007

Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М.: Просвещение, 2003

Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2006

Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности: планы занятий и бесед. – М.: Школьная Пресса, 2005

Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М.: Карапуз –

Дидактика, 2006

Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 2002

Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2001

Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: Творческий Центр, 2005

Комарова Т.С. Рисование для среднего и старшего дошкольного возраста из серии «Страна чудес». – М.: АСТ, 2005

Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Развиваем способности дошкольников. – М.: Творческий Центр, 2010

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста".

Консультация для родителей "Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей на тему: «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему:«Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей на тему: «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий ...

«Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий ...

«Нетрадиционные техники аппликации в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»

Представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации. В проекте представленны формы работы с детьми и родите...

Консультация для родителей на тему: «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

*занятия творчеством должны стать для ребенка новым и интересным средством познания окружающего мира;*не стремиться навялить ребенку тот или иной творческий процесс, а попытаться увлечь его различными...