Годовой проект в старшей группе-Рисуем по алгоритмическим схемам с детьми 5-7 лет по методической разработке Н.В. Шайдуровой и Н.Н. Леоновой
материал по рисованию (старшая группа)

Макарова Наталья Геннадьевна

Годовой проект в старшей группе-Рисуем по алгоритмическим схемам с детьми 5-7 лет по методической разработке Н.В. Шайдуровой и Н.Н. Леоновой 

Актуальность

Расскажи мне – и я услышу,

Покажи мне - и я запомню,

Дай мне создать самому –

И я пойму.

Японская пословица.

Предлагаемое пособие посвящено одному из видов изобразительной деятельности – рисованию.

Рисование - один из любимых видов детской деятельности. Большинство детей смело берутся за любые изобразительные материалы и рисуют. Однако у некоторых ребят рисование вызывает затруднение, и они обращаются за помощью к родителям, но многие взрослые чувствуют себя в такой ситуации беспомощно. А как хочется помочь маленькому человеку!

Не все взрослые умеют рисовать, поэтому не все могут правильно и грамотно научить ребенка изображать предмет или сюжет. На помощь современным педагогам в изобразительно-художественной деятельности приходят алгоритмы и технологические карты, которые необходимо использовать при обучении детей созданию определенных образов. Они помогают понять ребенку, как пошагово изобразить предмет либо самостоятельно создать сюжет.

Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Б.М. Теплов пишет, что «задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей… Решая задачу изобразить увиденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».

Поэтапное рисование – это метод рисования, который позволяет создавать рисунок последовательно, по этапам, от простого к сложному. Для детей же поэтапное рисование – хорошее подспорье: во-первых, они учатся рисовать без ошибок, соблюдая определенный порядок действий, во-вторых, в процессе многократных  тренировок у них вырабатывается алгоритм, который позволит впоследствии самостоятельно безошибочно изображать многое и без схемы. Наконец, просто очень интересно и увлекательно следить, как из маленьких фигур и штрихов вырисовывается целый образ, причем неудачи случаются редко.

Для занятий творчеством есть много возможностей!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребенка - детский сад № 1387"

Управления делами Президента Российской Федерации

Годовой проект

Тема: «Рисуем по алгоритмическим схемам»

в старшей группе по методической разработке

Шайдуровой Н.В.

                                                                                                                                                                                   Воспитатель: Макарова

Наталья  Геннадьевна

Москва,  2022г.

Актуальность

Расскажи мне – и я услышу,

Покажи мне - и я запомню,

Дай мне создать самому –

И я пойму.

Японская пословица.

Предлагаемое пособие посвящено одному из видов изобразительной деятельности – рисованию.

Рисование - один из любимых видов детской деятельности. Большинство детей смело берутся за любые изобразительные материалы и рисуют. Однако у некоторых ребят рисование вызывает затруднение, и они обращаются за помощью к родителям, но многие взрослые чувствуют себя в такой ситуации беспомощно. А как хочется помочь маленькому человеку!

Не все взрослые умеют рисовать, поэтому не все могут правильно и грамотно научить ребенка изображать предмет или сюжет. На помощь современным педагогам в изобразительно-художественной деятельности приходят алгоритмы и технологические карты, которые необходимо использовать при обучении детей созданию определенных образов. Они помогают понять ребенку, как пошагово изобразить предмет либо самостоятельно создать сюжет.

Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Б.М. Теплов пишет, что «задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей… Решая задачу изобразить увиденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».

Поэтапное рисование – это метод рисования, который позволяет создавать рисунок последовательно, по этапам, от простого к сложному. Для детей же поэтапное рисование – хорошее подспорье: во-первых, они учатся рисовать без ошибок, соблюдая определенный порядок действий, во-вторых, в процессе многократных  тренировок у них вырабатывается алгоритм, который позволит впоследствии самостоятельно безошибочно изображать многое и без схемы. Наконец, просто очень интересно и увлекательно следить, как из маленьких фигур и штрихов вырисовывается целый образ, причем неудачи случаются редко.

Для занятий творчеством есть много возможностей!

Педагогическая целесообразность использования алгоритмических схем в обучении детей изобразительно-художественной деятельности в том, что они предназначены для развития технических умений, самостоятельности и творческих задатков детей.

Цели работы по алгоритму:

  • Создание образа или композиции по методу «Шаг за шагом»;
  • Развитие самостоятельности детей.

Задачи работы с детьми:

  • Учить создавать рисунок по алгоритмическим схемам;
  • Учить работать с технологической картой;
  • Знакомить с технологическими операциями, порядком их выполнения при создании образа;
  • Формировать умения соблюдать последовательность создания образа или сюжета;
  • Формировать умения создавать образ или композицию по методу «Шаг за шагом»;
  • Овладевать отдельными технологическими операциями: разметка рисунка,  создание наброска, прорисовка, штриховка, заливка цветом;
  • Развивать умения анализировать алгоритмическую схему последовательного изображения рисунка;
  • Применять усвоенные знания в самостоятельной , игровой и творческой деятельности.

Само содержание тематики технологических карт основано на подборке тематического планирования согласно той программе, по которой работает ДОУ.

Тематический план на 2022-2023 учебный год.

Месяц

Неделя

Тема

Творческий замысел.

Цели, задачи

Материалы

Источник

Практический выход

Сентябрь

1неделя

 

Тема месяца:

«Здания ».

Тема занятия : «Дом»

Учить рисовать простым карандашом .

Развивать творческую инициативу.

белая бумага А4.простой карандаш, цветные карандаши

Шайдурова Н.В.

Стр. 10

Консультация для родителей о важности развития мелкой моторики рук.

 Выставка детских работ в группе.

2неделя

 

Тема занятия: «Детский сад».

Ритмически расположить элементы на плоскости.

Учить зараннее обдумывать содержание будущей композиции, давать общее описание.

Развивать самостоятельность

Белая бумага

А4, простой карандаш, цветные карандаши.

Шайдурова Н.В.

стр.10

3неделя

Тема занятия: «Избушка на курьих ножках».

Закреплять умение рисовать дома.

Белая бумага А4, простой карандаш, цветные карандаши.

Шайдурова Н.В.

стр. 14

4неделя

Тема занятия: «Многоэтажный дом».

Учить передавать единство формы, цвета.

белая бумагаА4, простой карандаш, цветные карандаши

Шайдурова Н.В.

стр.17

Октябрь

1неделя

Тема месяца: «Домашние птицы».

Тема занятия: «Цыпленок»

Развивать внимание, мелкую моторику рук.

Учить бережно относиться к рисунку.

простой карандаш, цветные  карандаши, бумага А4

Шайдурова Н.В.

стр.9

Выставка детских работ в группе.

2неделя

Тема занятия: «Курочка».

 

Учить создавать выразительный образ , сочетая в композиции разные формы и цвета.

Белая бумагаА4, простой карандаш.

Шайдурова Н.В.

стр.18

3неделя

Тема занятия: «Утенок».

Закреплять полученные навыки.Учить зараннее обдумывать содержание будущей композиции, называть ее тему, давать общее  описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Белая бумага а4, простой карандаш.

Шайдурова Н.В.

стр.30

4неделя

Тема занятия: «Гусь».

Передать цветом и формой символический образ.

Закреплять названия деталей и цвет.

Белая бумага А4, карандаш простой, цветные карандаши.

Шайдурова Н.В.

стр.32

Ноябрь

1неделя

Тема месяца: «Человек».

Тема занятия: «Забавный портрет».

Учить передавать характерную особенность человека. Распределять части тела правильно. Развивать творческое воображение.

Белая бумага А4, карандаш простой, цветные карандаши.

Шайдурова Н.В.

 стр. 13

Выставка детских работ в группе.

2неделя

Тема занятия:

«Девочка».

Развивать творческую активность.

 белая бумага А4, простой карандаш.

Шайдурова Н.В.

Стр.16

3неделя

Тема занятия:

«Малыш».

Продолжать знакомить детей с

возможностями

различных форм.

- формировать чувства симметрии

- развивать умения анализировать

образ человека – выделять в нем

части тела (голова, туловище) , называть и показывать .

белая бумагаА4, простой карандаш, цветные карандаши.

Шайдурова Н.В.

стр.18

4неделя

Тема занятия: «Портрет мамы»

- повторить строение цветка;

- учить подбирать  цвета

соответствующие данному цветку

- Закреплять навыки.

белая бумагаА4, простой карандаш, цветные карандаши

Шайдурова Н.В.

стр.

Декабрь

1неделя

Тема месяца: «Дикие птицы».

Тема занятия: «Дятел».

Передать эффект северного сияния линией, цветом, формой.

Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец.

белая бумагаА4,

Шайдурова

стр.29

Выставка детских работ в группе.

2неделя

Тема занятия: «Сова».

Показывать разные варианты изображения  птиц.

Развивать воображение, фантазию.

Белая бумага, простой карандаш, цветные  карандаши.

Шайдурова Н.В. стр.43

3неделя

Тема занятия: «Воробей».

Изобразить птиц из геометрических фигур. Развивать воображение, фантазию.

Белая бумага, простой карандаш, цветные  карандаши.

Шайдурова Н.В.

стр.12

4неделя

Тема занятия: «Пингвин».

Передать характерные особенности пингвина

Закреплять полученные навыки.Учить зараннее обдумывать содержание будущей композиции, называть ее тему, давать общее  описание.Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

 Белая бумага, простой карандаш, цветные  карандаши.

Шайдурова Н.В.

стр.47

Январь

2неделя

Тема месяца: «Животные».

Тема занятия: «Кот»

Передавать характерные особенности животных. Развивать воображение, фантазию.

Белая бумага, простой карандаш, цветные  карандаши.

 Шайдурова Н.В. стр.12

Выставка детских работ в группе.

Консультация для родителей

3неделя

Тема занятия: «Свинья».

Учить рисовать животных.

Белая бумага, простой карандаш, цветные  карандаши.

Шайдурова Н.В. стр.41-42.

Леонова Н.Н.

Стр.63.

4неделя

Тема занятия: «Корова».

Показать разные варианты рисования животных в изобразительной технике.

Белая бумага, простой карандаш, цветные  карандаши.

Леонова Н.Н.

стр.62

Шайдурова Н.В.

Стр.46

Февраль

1неделя

Тема месяца:  «Динозавры».

Тема занятия: «Динозавр»

Учить передавать форму.

Закреплять навыки рисования карандашом по этапам.

Белая бумага, простой карандаш, цветные  карандаши.

 Шайдурова Н.В.

стр.6

Выставка детских работ в группе.

2неделя

Тема занятия: «Трицератопс».

Передать необычность , сказочность образа динозавров.

Белая бумага, простой карандаш, цветные  карандаши.

Шайдурова Н.В.

стр.6

3неделя

Тема занятия: «Птеродактиль».

Учить рисовать. Передать характерные особенности динозавра. Развивать творчество и мышление.

Белая бумага, простой карандаш, цветные  карандаши.

Шайдурова Н.В.

стр.

4неделя

Тема занятия: «Спинозавр».

 Учить выделять части тела динозавра. Развивать интерес и творчество. Рассказать о динозаврах.

Белая бумага, простой карандаш, цветные  карандаши.

Шайдурова Н.В.

стр.10

Март

1неделя

Тема занятия: «Мимоза»

Учить зараннее обдумывать содержание будущей композиции, называть ее тему, давать общее  описание.Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Развивать воображение , фантазию.

Цветные карандаши, белая бумага А4, простой карандаш.

Леонова Н.Н

Стр.77-78

Шайдурова Н.В.

стр.

Выставка детских работ в группе.

2неделя

Тема занятия: «Мама»

Передать  в  портрете мамы выразительность  образа цветом, линией.

Развивать воображение, фантазию.

Белая бумага, простой карандаш, цветные  карандаши.

Леонова Н.Н.

Стр.52

Шайдурова Н.В.

стр.14

3неделя

Тема занятия: «Тюльпан».

Учить доводить начатое дело до конца. Развивать воображение, фантазию, творчество.

Белая бумага, простой карандаш, цветные  карандаши.

Леонова Н.Н.

стр.78

4неделя

Тема занятия: «Береза».

Развивать фантазию и воображение. Учить умению

планировать работу

Белая бумага, простой карандаш, цветные  карандаши.

Леонова Н.Н.

стр.46

Апрель

1неделя

Тема занятия: «Рыбы».

Развивать фантазию и воображение. Учить умению

планировать работу.

Белая бумага, простой карандаш, цветные  карандаши.

Шайдурова Н.В.  стр.8

Леонова Н.Н.

Стр.65

Выставка детских работ в группе.

2неделя

 

Тема занятия: «Ракета».

Показать возможности составления сюжетной композиции на основе силуэтного изображения. Передать эффект огненного  пламени.

Рассказать о космических ракетах, космонавтах. Учить рисовать ракету. Развивать патриотические чувства.

Белая бумага, простой карандаш, цветные  карандаши.

Леонова Н.Н.

 стр.69

3неделя

Тема занятия: «Акула».

Рассказать об акулах. Учить рисовать рыб.

Белая бумага, простой карандаш, цветные  карандаши.

Шайдурова Н.В. стр.26-27

4неделя

Тема занятия: «Скат».

Продолжать учить создавать

композицию по замыслу.

Белая бумага, простой карандаш, цветные  карандаши.

Шайдурова Н.В.

стр.31

Май

1неделя

Тема месяца: «Насекомые».

Тема занятия: «Бабочка»

Развивать воображение, фантазия, творчество

Белая бумага, простой карандаш, цветные  карандаши.

Шайдурова Н.В. стр.8-9

Выставка детских работ в группе.

2неделя

Тема занятия: «Божья коровка».

Развивать фантазию и воображение. Учить умению

планировать работу.

Белая бумага, простой карандаш, цветные  карандаши.

Шайдурова Н.В.

стр.33

3неделя

Тема занятия:  «Рисование по замыслу»

Закреплять полученные навыки. Учить зараннее обдумывать содержание будущей композиции, называть ее тему, давать общее  описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Белая бумага, простой карандаш, цветные  карандаши.

Шайдурова  Н.В.

Леонова Н.В.

Список литературы:

  1. Леонова Н.Н. Обучение рисованию дошкольников 5-7лет по алгоритмическим схемам.
  2. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей 5-7 лет.
  3. Шайдурова Н.В. Рисуем здания по алгоритмическим схемам.
  4. Шайдурова Н.В. Рисуем домашних птиц по алгоритмическим схемам.
  5. Шайдурова Н.В. Рисуем диких птиц по алгоритмическим схемам.
  6. Шайдурова Н.В. Рисуем человека  по алгоритмическим схемам.
  7. Шайдурова Н.В. Рисуем животных  по алгоритмическим схемам.
  8. Шайдурова Н.В. Рисуем динозавров по алгоритмическим схемам.
  9. Шайдурова Н.В. Рисуем  рыб по алгоритмическим схемам.
  10.  Шайдурова Н.В. Рисуем  насекомых по алгоритмическим схемам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД с детьми младшей группы: "8 марта". Методическая разработка по проведению праздника

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми младшей группы: « 8 марта».Методическая разработка по проведению праздника...

Годовой проект в старшей группе "Мастерами славится земля"

Проект по декоративно- прикладному искусству "Мастерами славится земля"...

Конспект занятия по рисованию с детьми старшей группы «Рисуем фигуру солдата»

Цель: обучение рисованию фигуры человека. Задачи:Учить детей рисовать фигуру человека и создавать в рисунке образ воина, правильно располагать части тела (руки от плеч, ноги от туловища), соблюда...

«Умные резиночки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (методическая разработка)

Цель данной методической разработки: развивать координацию тонких движений пальцев рук с помощью нестандартного оборудования, а именно: «резиночки для волос».Игры с нестанда...

«Тактильные дощечки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (методическая разработка)

Развитие мелкой моторики (гибкость и точность движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, памяти, мышления, речи. Пособие «тактильные д...

«Особенности организации учебно-тренировочного процесса при работе с детьми 6-7 летнего возраста» (Методическая разработка)

Данные рекомендации, как составная часть программы носят развивающий характер и базируются на изучаемом материале спортивно-оздоровительного этапа. Вданной разработке раскрыта особенность всего образо...

Конспект совместной деятельности с детьми по песочному рисованию в старшей группе «Рисуем чудесный лес»

Цель: гармонизация психо-эмоционального состояния посредством песочного рисования.Задачи:1. Вызвать интерес к созданию изображения на песке.2. Формировать навыки рисования линий, кругов на песке....