Консультация для родителей "Создание условий для детского творчества в семье"
консультация по рисованию

Красильникова Варвара Алексеевна

В консультации содержится информация для родителей о том, как можно создать благоприятные условия для детского творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей (Май)

Родители — первые учителя ребёнка в развитии его художественного творчества

За период дошкольного детства ребёнок проходит большой путь в развитии своего творчества. Беспомощные каракули малышей постепенно сменяются предметными и сюжетными рисунками. Но главное не это, а то, что продуктивные виды детской деятельности (рисование, лепка, аппликация и конструирование) играют важную роль в общем и художественном развитии ребёнка.

Социально-личностному развитию ребёнка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки и т. п., которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В художественно-эстетическом развитии ребёнка важную роль играет моделирующий характер изобразительной деятельности, который позволяет ему по своему усмотрению отражать окружающую действительность и создавать те или иные образы.

Творческая работа дошкольника с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для игры или украшения быта, заполняет его свободное время интересным и содержательным делом. У ребёнка формируется очень важное умение — самому себя занять интересной деятельностью. Кроме того, в процессе работы с разными материалами дети получают возможность почувствовать разнообразие их фактуры, получить широкие представления о способах и приёмах их использования при создании изображения.

Действия с материалами и инструментами (кистью и др.) положительно влияют на развитие руки ребёнка, координацию движений обеих рук, действий руки и глаза и т. п. В процессе продуктивной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к тому, что они делают, развивается художественный вкус. По мнению педагогов и психологов, умение ребёнка создавать изображение является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе.

Отечественные и зарубежные учёные установили, что продуктивные виды детской деятельности не могут эффективно развиваться спонтанно. Художественное развитие ребёнка происходит под влиянием общения со взрослыми в специально созданной для этого развивающей среде и во многом зависит от материалов и оборудования, которыми пользуются дети.

Создание условий для развития детского творчества в семье

В результате специального изучения было установлено, что в настоящее время в большинстве семей не созданы условия для полноценного развития детей в изобразительной деятельности.

Материалы, пособия и оборудование приобретаются родителями чаще всего стихийно, поэтому их подбор носит случайный характер и не способствует своевременному и полноценному развитию ребёнка, а в отдельных случаях даже наносит вред из-за низкого качества приобретённых материалов. Кроме того, многие родители считают, что для художественного развития ребёнка-дошкольника вполне достаточно занятий изобразительной деятельностью в условиях детского сада, а дома рисовать, лепить, заниматься аппликацией и конструированием вовсе не обязательно. Но это неверная точка зрения, потому что в дошкольном образовательном учреждении решаются одни задачи, а в семье — другие.

Во-первых, в детском саду ребёнок попадает в ситуацию специально организованной образовательной деятельности. В семье при наличии соответствующих условий ребёнок может занять себя наиболее интересным ему делом, что в большей степени способствует его личностному развитию.

Во-вторых, в результате специальных психолого-педагогических исследований было установлено, что на всех стадиях развития ребёнка-дошкольника особо значимым для него является понимание и поощрение его усилий именно со стороны родителей. При этом как в детском саду, так и в семье художественное развитие ребёнка невозможно представить без соответствующих материалов и оборудования. Родители должны знать, какие материалы, пособия и оборудование для занятий рисованием необходимы для развития их ребёнка в том или ином возрасте, и стараться приобретать именно их.

С целью оказания помощи родителям в решении этой задачи был разработан специальный перечень материалов и оборудования для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

В вопросах типизации и подбора материалов и оборудования учёные исходили из представлений о развитии творческих возможностей детей, сложившихся в отечественной психологии и педагогике. Кроме того, учитывались представления об условиях художественного развития детей от 3 до 7 лет, описанные в работах отечественных и зарубежных учёных. Остановимся более подробно на вопросе о том, как создать в семье условия для развития ребёнка в самом популярном виде изобразительной деятельности — рисовании.

Материалы и оборудование для занятий рисованием с детьми 5-7 лет.

В старшем дошкольном возрасте активное стремление ребёнка к целенаправленной продуктивной деятельности получает своё реальное воплощение: ребёнок не только готов, но и может поставить чёткую цель, сделать что-то и добиться результата. При этом получение результата становится для него критерием, на основании которого он может судить сам о себе, о своих возможностях. Если этот результат успешен, ребёнок начинает верить в себя, в свои силы и уверенно берётся за другую, более сложную работу.

В процессе создания изображения старшие дошкольники не только передают окружающую их действительность, но и выражают своё эмоциональное отношение к ней.

Основными средствами для выражения отношения к изображаемому для ребёнка служат линия и цвет. А в качестве специальных выразительных средств ребёнок 5—7 лет может использовать орнамент и симметричные построения, гиперболизацию или преуменьшение отдельных предметов, композицию.

Но для того чтобы так действовать, ребёнку нужны соответствующие изобразительные материалы. Именно поэтому специалисты по обучению детей рисованию обращают внимание взрослых на необходимость давать детям для их художественной деятельности материал хорошего качества, широко использовать цветную бумагу. «Я считаю, — говорил народный художник РСФСР Н. Н. Жуков, — что именно ребятам необходимо давать бумагу и краски хорошего качества. Очень целесообразно давать ребятам для работы цветную бумагу. К примеру, если надо рисовать Африку — раздайте им оранжевую бумагу, и пусть рисуют на ней тушью. Нарисуют пальму и длинную тень — и уже становится жарко. А когда будет задание нарисовать море — дайте зелёно-голубую бумагу и гуашевые белила, и они сделают волны и море, которое движется и живёт. Принесите им чёрную бумагу и дайте задание изобразить ночной город. Когда ребята дотронутся белой краской до бумаги, то на ней как бы сразу зажгутся огоньки, восхищая ребят иллюзией света. Так благодаря цветной бумаге будет сокращён процесс технической работы и значительно усилен эмоционально-творческий момент, который и имеет основное значение для развития в ребёнке увлечения и желания заниматься изобразительным искусством».

Именно поэтому в предлагаемый перечень включены в большом количестве и разнообразные изобразительные материалы.

Примерный набор материалов

1. Набор цветных карандашей (24 цвета)

2. Графитные карандаши (2М—ЗМ)

3. Набор фломастеров (12 цветов)

4. Набор шариковых ручек (6 цветов)

5. Угольный карандаш «Ретушь»

6. Сангина

7. Пастель (24 цвета)

8. Гуашь (12 цветов)

9. Белила цинковые

10. Краска фиолетовая, лазурь, охра, оранжевая светлая, кармин, краплак, разные оттенки зелёного цвета

11. Палитры

Для рисования гуашью могут использоваться палитры разной конструкции (подставки, в которые вставляются 8—10 розеток для краски, и др.), но опыт показывает, что для работы с детьми дошкольного возраста в качестве идеальной палитры подойдёт белая керамическая плитка.

12. Круглые кисти (беличьи, колонковые № 10—14)

13. Банки для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л)

Использование для промывания кистей сразу двух банок разного размера (0,5 л — для промывания кисти «по-чёрному», а 0,25 л — для ополаскивания) позволяет детям в процессе рисования не менять воду.

14. Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании в аппликации (15x15 см)

15. Подставки для кистей

16. Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается родителями в зависимости от задач обучения и интересов детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: Условия формирования художественного творчества дошкольников в ДОУ.

Разнообразие и вариативность работы по изобразительному творчеству с дошкольниками в ДОУ, изобразительное творчество и игра, препятствия на пути к успешному развитию детского творчества...

ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В СЕМЬЕ

Учим ребенка рисовать красками 1...

Консультация "Детское творчество в семье."

Советы родителям для развития желания творчества у детей....

Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в дошкольном возрасте

Исследования психологов и данные педагогической науки дают основания утверждать, что эффективность воспитательного взаимодействия, развития личности ребенка, проявлением им активности, самостоятельнос...

Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в дошкольном возрасте

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты взаимодействия воспитателя и ребенка в детском саду....

Условия развития детского творчества

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления и многое, м...