Роспись Дымковской игрушки в старшей группе
материал по рисованию (старшая группа)

Логинова Юлия Геннадьевна

Роспись Дымковской игрушки  в старшей группе. 

Цель: Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета.

Задачи: - Развивать навыки художественного творчества детей

- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

 - Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь (Вяткадымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись ), повышать выразительность речи.

Демонстрационный материал: Дымковские игрушки, иллюстрации с дымковской игрушкой, образцы узов.

Оборудование: трафареты для росписи, краски, кисточки

Ход: Послушайте стихотворение:

Дымковские игрушки    Нина Агошкова

Приготовьте, детки, ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.

В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад
К празднику весны «Свистунье»,
Их лепили стар и млад.

Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной:
Посмотрите, вот индюшка,
Хвост, как веер расписной,

Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой —
Вся игрушка, как цветок!

Рядом барышня — красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.

Брови чёрные дугою,
Глазки, щёчки, алый рот —
Кажется, взмахнёт рукою
И немедля в пляс пойдёт.

Скоморохи, водоноски,
Барыни и петухи —
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.

Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой —
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.

Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Вы увидели сегодня
Этот русский сувенир.

В городе Вятке, над крутым берегом реки Вятки, у городских белокаменных стен и древних башен, каждую весну шумела ярмарка - свистунья. Яркое солнце играло в праздничном раздолье. Солнечные блики и сейчас блестят золотой фольгой на дымковских игрушках.

Дети рассматривают Дымковские игрушки

Дымковские мастерицы, разминая руками послушный ком глины, вспоминали шумную ярмарку. Всю зиму лепили они игрушки – животных, всадников, дам, кавалеров и даже целые сценки. А весной вновь открывалась ярмарка, и вновь спешили мастерицы удивить и обрадовать покупателей своим товаром.

Чтобы получилась такая нарядная барыня, нужно было знать секреты ее изготовления. Глину собирали  после половодья, смешивали с мелким и чистым речным песком. Тогда сделанные из нее игрушки во время обжига в печи не трескались. Подготовив глину, приступали к лепке. Глину скатывали в комок, плющили блином, а затем сворачивали колоколом. Получалась юбка. Ручки, головку и туловище лепили отдельно и затем примазывали к юбке. Готовую фигуру обжигали в  русской печи, отчего глина затвердевала. После обжига фигурка по прежнему остается красно- коричневой, как кирпич. Дымку обязательно отбеливали-окунали в раствор мела с молоком, просушивали и только потом начинали раскрашивать.

Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

- Какими цветами расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, желтый, зеленый.)

 - Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? (Да!)

- Сейчас приглашаю всех в нашу художественную мастерскую, где вас ждут заготовки дымковской игрушки.

Пальчиковая гимнастика: (дети выполняют имитационные движения руками в соответствии с текстом).

Мы игрушки расписные, Хохотушки вятские

Щеголихи слободские Кумушки посадские        

Наши руки крендельком,

 Щеки будто яблочки.        

С нами издавна знаком      

Весь народ на ярмарке.                 

- Предлагаю расписать ваши дымковские игрушки так, как вам нравится.

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце занятия дети рассматривают свои работы. Рассказывают, кого они расписали.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности «Дымковская игрушка» Старшая группа

Программное содержание образовательной деятельности:«Художественное творчество»- Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.- Помочь де...

Проект «Дымковская игрушка» (старшая группа)

Проект:  «Дымковская игрушка» Тип проекта: познавательно-творческий Вид проекта: творческий Продолжительность: краткосрочный Срок реализации: 1 неделя...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....

Конспект-игры развлечения в познавательно-коммуникативной деятельности. Тема:" Дымковская игрушка" Старшая группа.

Обобщить представление детей  о дымковской игрушке через организацию  познавтельно-коммуникативной деятельности....

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию Лепка «В мастерской дымковской игрушки» Старшая группа

Конспект образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитиюЛепка  «В мастерской дымковской игрушки»Старшая группа Подготовила:Воспитатель Станчу О.И...

творческий проект "Дымковская игрушка " старшая группа

Цель:Расширять представления детей о характерных элементах дымковской росписи. Формировать детей представление, что при лепке реальные образы преображаются в сказочные, декоративные.Задачи:Познакомить...

4.1 Досуг на тему: "Ярмарка дымковской игрушки" Старшая группа. 2023

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой...