Нетрадиционные художественно-графические техники рисования с детьми дошкольного возраста.
картотека по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Келехсашвили Людмила Алексеевна

Существует много техник нетрадиционного рисования, они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Перечисленные  в работе техники способствуют этому. Каждая техника-это маленькая игра.Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованней, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает свободу для самовыражения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные художественно-графические техники рисования с детьми дошкольного возраста.

  1. Тычок жесткой полусухой кистью.

Возраст: любой.                                                                                                                                                Средства выразительности: фактурность окраски.                                    Материалы: кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.                                                                      Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа кисть вертикально. При работе кисть в воду не опускается.

  1. Рисование пальчиками.                                                                                           Возраст: от двух лет.                                                                                                   Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.    Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. Затем гуашь вытирается салфеткой и смывается.
  2. Оттиск печатками из картофеля. Возраст: от трех лет.                                          Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.                                                                 Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложили штемпельную подушечку из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.                                                               Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу.
  3. Оттиск поролоном.                                                                                                                      Возраст: от четырех лет.                                                                                                   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.                                                     Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложили штемпельную подушечку из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.                                                                        Способ получения изображения: Ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу.
  4. Оттиск печатками из ластика.                                                                                       Возраст: от четырех лет.                                                                                                   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.                                                     Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложили штемпельную подушечку из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика ( педагог изготавливает сам, используя нож или бритву.                                                                                              Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу.
  5. Восковые мелки, плюс акварель. 

Возраст: от четырех лет.                                                                                                   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.                                                   Материалы: восковые мелки, акварель, кисть, плотная белая бумага.                                                                                           Способ получения изображения: Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

  1.   Свеча, плюс акварель.

Возраст: от четырех лет.                                                                                                   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.                                                   Материалы: свеча, акварель, кисть, плотная белая бумага.                                                                                           Способ получения изображения: Ребенок рисует свечой на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой

 остается белым.

  1. Печать по трафарету.

Возраст: от пяти лет.                                                                                                   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.                                                     Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложили штемпельную подушечку из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, тампон из поролона, трафареты из картона или прозрачной пленки.                                                                                                          Способ получения изображения: Ребенок прижимает тампон  к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета.

  1. Монотипия предметная.                                                                                                Возраст: от пяти лет.                                                                                                   Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.                                                     Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.                                                                                                      Способ получения изображения: Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображения предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка.
  2. Кляксография обычная. 

Возраст: от пяти лет.                                                                                                   Средства выразительности: пятно.                                                           Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.                                                                                                      Способ получения изображения: Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывают другим листом и прижимают. Далее лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что похоже. Дорисовываются детали.

  1.  Кляксография с трубочкой.                                                                                                          Возраст: от пяти лет.                                                                                                   Средства выразительности: пятно.                                                           Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка.                                                                                                      Способ получения изображения: Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу, делая небольшое пятно. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Дорисовываются детали.
  2. Отпечатки листьев.                                                                                                Возраст: от четырех лет.                                                                                                   Средства выразительности: фактура, цвет.                                                           Материалы: бумага, гуашь, кисти, листья разных деревьев.                                                                                                      Способ получения изображения: Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной к листу бумаги, для получения отпечатка.
  3. Монотипия пейзажная.                                                                                          Возраст: от шести лет.                                                                                                   Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.                                                                                             Материалы: бумага, гуашь либо акварель, кисти, влажная губка.                                                                                Способ получения изображения: Ребенок складывает лист пополам. На одной половине рисует пейзаж, другая половина листа протирается влажной губкой. Лист снова складывают пополам. Затем открывают, получается отражение пейзаже в озере, реке.
  4.  Рисунки из ладошки.                                                                                                  Возраст: от четырех лет.                                                                                                   Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.                                                                                             Материалы: бумага, гуашь либо акварель, кисти, простой карандаш, ладошка ребенка.                                                                                                                               Способ получения изображения: Растопырив пальчики, ребенок прикладывает ладошку к листу бумаги и обводит простым карандашом. Затем рисунок дорисовывается и раскрашивается.
  5. Волшебные веревочки.                                                                                          Возраст: от четырех лет.                                                                                                   Средства выразительности: волшебное изображение, силуэт.                                                                                            Материалы: веревочки различной длины и цвета.                                                                                Способ получения изображения: Ребенок выкладывает из веревочек различные изображения. С начала простейшие (овощи, фрукты), затем усложняет, используя несколько веревочек.
  6. Воздушные фломастеры.                                                                                                      Возраст: от пяти лет.                                                                                                   Средства выразительности: яркие цвета, набрызг по сему листу, точка, фактура.                                                                                          Материалы: воздушные фломастеры – блопены, трафареты в соответствии с темой, белые листы.                                                                                               Способ получения изображения: Ребенок выбирает трафарет, располагает его на белом листе, берет необходимый фломастер и, соблюдая правила вдоха, дует в него, направляя на трафарет. Чтобы составить композицию нужно несколько трафаретов и фломастеров разного цвета.
  7. Рисование песком.                                                                                                    Возраст: от шести лет.                                                                                                   Средства выразительности: объём.                                                                           Материалы: цветной песок, кисти для клея, клей ПВА, картон, простой карандаш.                                                                                                                                 Способ получения изображения: Ребенок готовит картон нужного цвета, простым карандашом наносит необходимый рисунок, потом каждый предмет по очереди намазывает клеем и посыпает песком, лишний ссыпает на поднос.

Литература:

1.А.В. Никитина. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей» - Санкт-Петербург- КАРО, 2021,

2.И.А. Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками.20 познавательно-игровых занятий»- М.; ТЦ Сфера, 2021.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации. Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста.

Методические рекомендации. Нетрадиционные техники рисования....

План по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

План работы по самообразованиюВоспитатель: Радионова Наталья АлексеевнаМБДОУ детский сад комбинированного вида №42Тема: Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возрастаЦель:Использование...

Методическая разработка по нетрадиционной технике рисования с детьми дошкольного возраста

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерс...

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

Рисование восковыми карандашами и акварелью как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста.

Приобретение навыков работы различными графическими и живописными материалами....

Консультация для педагогов "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста- рисование пальцами" 28.12.2020г.

quot;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев" В.А.Сухомлинский....

Консультация для педагогов "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста - рисование пальцами"

quot;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питаютисточник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерс...