Мониторинг по формированию УУД
материал по рисованию (подготовительная группа)

Фаррахова Люция Мирзагаяновна

«Мониторинг формирования  УУД на занятиях декоративно-прикладным творчеством  в системе дополнительного образования»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_po_formirovaniyu_uud.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад комбинированного вида №33 «Колобок»

г. Набережные Челны Республики Татарстан

Инновационный продукт

«Мониторинг формирования  УУД

на занятиях декоративно-прикладным творчеством

 в системе дополнительного образования»

                                                                                       Автор: Елизарова Елена Егоровна,

                                                                                                    воспитатель

        

Набережные Челны 2019 год

Содержание

  1. Введение.
  2. Общая характеристика инновационного продукта.
  3. Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта.
  4. Технология внедрения инновационного продукта.
  5. Описание эффектов, достигаемых при использовании продукта
  6. Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления.
  7. Характеристика  группы.
  8. Выводы.
  9. Диагностические материалы.
  10. Образец правильных ответов.
  11. Диагностическая карта обучающегося.
  12. Презентация слайдов проверочных материалов.
  13. Диагностическая карта уровня освоения программы.
  14.  Диаграмма к карте диагностики усвоения программы обучающимися.
  15. Анкеты для родителей.
  16. Результаты анкетирования.

  1. Введение.

Современный педагог работает в период модернизации всей системы образования, поэтому требует постоянного развития учительского потенциала. Работая в системе дополнительного образования педагог свободен  выбрать образовательную программу или использовать авторскую дополнительную  общеразвивающую программу. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано: «Эффективное внедрение новых образовательных стандартов не возможно без адекватной обратной связи- системы оценки качества образования…»

  1. Общая характеристика инновационного продукта

Представляемый инновационный продукт относится к диагностическим материалам. Разработанный и прошедший апробацию комплект материалов мониторинга формирования УУД при переходе от одного блока программы к другому позволяет осуществить промежуточный, а также итоговый  контроль для выявления не достаточно эффективных методов преподавания и видов работы на занятиях и совершенствования процесса обучения.

УУД

Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик»

           В настоящее время дополнительное образование и практика непрерывного сопровождения образовательного процесса с точки зрения оценки его эффективности и качества испытывает очевидный дефицит прямых, понятных педагогу, ученикам и родителям, инструментов диагностики и анализа.  Предлагаемый продукт содержит в себе целостный комплект диагностических процедур, участниками которых становятся все участники образовательного процесса: педагоги дополнительного образования, учащиеся данного объединения и  родители.

Наконец, инструментарий инновационного продукта (диагностические материалы и рекомендации по работе с ними) являются авторскими, прошедшими апробацию в условиях работы объединения «Палитра» по дополнительной общеразвивающей программе «Волшебные ладошки».

Диагностические материалы представлены в виде тестовых заданий оформленных презентациями MO PowerPoint

  1. Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта

Технические ресурсы:

  • сайт образовательного учреждения, сайт педагога
  • компьютер ( операционная система - Windows7-10;  программное обеспечение  Microsoft Office 2003,2007,2010 (Word, Power Point )

  1. Технология внедрения инновационного продукта

Что?

Инновационный продукт представляет собой комплексный, прошедший апробацию,  диагностический инструментарий по оценке качества формирования УУД обучающихся при переходе от одного блока программы к другому позволяющий осуществить промежуточный, а также итоговый  контроль процесса обучения.

Комплект диагностических материалов включает:

-          комплексную характеристику группы;

-          диагностический инструментарий формирования УУД;

            Для чего и зачем?

Актуальность предлагаемого инновационного продукта можно раскрыть в следующих кратких тезисах:

1. Мониторинг ориентирован на решение задачи обеспечения подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы на промежуточном и конечном этапах.

2. Предлагаемый инновационный продукт позволяет вовлечь в совместный процес в дополнительном образовании ресурс семьи через компетентное, доброжелательное, открытое взаимодействие с ней в рамках мониторинга;

3.  Организация данного мониторинга позволяет создать непрерывной процесс мониторинга по ключевым темам дополнительной общеразвивающей программы.

4. Опыт участия педагогов дополнительного образования, учащихся и родителей в мероприятиях мониторинга развивает понимание ключевых смыслов образовательной деятельности, влияет на внутреннюю мотивацию субъектов, помогает организовать взаимодействие всех участников процесса.

            Для кого?

Мониторинг формирования УУД обучающихся при переходе от одного блока программы к другому позволяющий осуществить промежуточный, а также итоговый  контроль процесса обучения. Мониторинг ориентирован на всех обучающихся в объединении по программе «Волшебные ладошки».

-  учащихся объединения;

-  педагогов дополнительного образования, способных оценивать готовность учащихся объединения решать образовательные задачи дополнительного образования;

- родителей, имеющих в распоряжении чрезвычайно ценный ресурс включенного наблюдения за учебной деятельностью ребёнка дома, а также способных оценить отношение ребёнка к образовательному процессу через диалог с ним дома;

-  администрации образовательного учреждения, обеспечивающей условия для эффективного процесса формирования УУД у учащихся объединения.

 

            Как?

Основные мероприятия и диагностические процедуры мониторинга осуществляются в конце каждого блока программы или в конце учебного года. Данные материалы могут быть использованы на занятиях объединения в качестве материалов для закрепления и промежуточной проверки УУД учащихся.

В приложениях обозначены ключевые исполнители каждой из диагностических процедур, а именно:

-  учащиеся, как исполнители задания ;

-  педагоги дополнительного образования, как эксперты оценивания заданий диагностики;

-  родители учащихся, как респонденты развернутого анкетирования.

  1. Описание эффектов, достигаемых при использовании продукта

Мы рассматриваем результаты эффективности представленного инновационного продукта в трех аспектах:

1. Влияние используемого   продукта на решение задачи обеспечения доступности качества  дополнительного образования.

Данный продукт является комплексной системой мониторинга качества образования, способствует личностному развитию каждого ученика в системе дополнительного образования;  обеспечивает процесс развития самооценки и образовательной рефлексии; развитие образовательной мотивации учащихся;  создаёт условия для предупреждения и раннего эффективного преодоления учебных затруднений.

 

2.  Влияние используемого продукта на  гармоничное взаимодействие всех участников образовательного процесса, как  необходимое условие реализации модели успешного  и комфортного дополнительного образования.

   Все компоненты представленного инновационного продукта объединены принципами ориентации на личностные достижения учащихся, успешности,

педагогического диалога семьи и системы дополнительного образования, открытости образовательного процесса. Это позволяет рассматривать  представленный продукт как ресурс построения гармоничной, комфортной образовательной среды, ориентированной, с одной стороны, на доступность качественного дополнительного образования школьников, а с другой - на профессиональное развитие и актуализацию педагогической позиции педагога в условиях внедрения инновационных технологий в дополнительном образовании. Кроме того, инновационный продукт способствует становлению института социального партнёрства в системе дополнительного образования.

 

3. Влияние используемого продукта на реализацию инновационного потенциала образовательного учреждения.

     Комплексное использование инновационного продукта в образовательном процессе повлияло на мотивацию профессионального развития  педагога – участника инновационной деятельности, сделав саму  деятельность более привлекательной, востребованной на уровне личных профессиональных инициатив. Это позволило обеспечить накопление учителями культуры применения педагогических технологий, проектной деятельности, практики осмысленной педагогической диагностики.

  1. Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления.

№ п/п

Сложности в процессе внедрения инновационного продукта

Рекомендуемые способы решения

1

Отсутствие достаточного количества компьютерной техники для индивидуального выполнения заданий каждым учащимся отдельно.

Создание «Диагностической карты учащегося» на период всего обучения для возможности коллективной диагностики.

2

Эмоциональное напряжение учащихся, связанное с переживаниями о результатах прохождения мониторинга.

Игровая форма проведения мониторинга.

Публикация рейтинговой диаграммы личностного роста каждого учащегося.

3

Недостаточная активность родителей в заполнении анкет и необъективность («умалчивание» проблем) в оценке комфортности на занятиях в ДО.

Популяризация ресурсов мониторинга на родительских собраниях, в индивидуальных консультациях и через сайт педагога и учебного учреждения.

  1. Характеристика  группы.

В группе 15 обучающихся, из них  6 мальчиков и 9 девочек в возрасте 5-7 лет.

Группа  обучается второй год по программе «Волшебные ладошки»  4 раза в неделю по 25-30мин.. Дети принятые в группу специальных навыков не имеют. С интересом  воспринимают новую информацию, задают дополнительные вопросы. С легкостью осваивают новые техники. В работе проявляют инициативу и творчество. Активно участвуют в групповых формах работы.

Отношения в группе характеризуются как вполне благополучные. Отдельных группировок со своими правилами и нормами поведения не наблюдается.  В группе есть обучающиеся, которые претендуют на лидерство, хотя по своей сути таковыми не являются. Эти ребята занимают активную жизненную позицию: хорошо учатся в школе, являются главными помощниками педагога в общественно-полезных делах, выполнении поручений. Отвергаемых и изолированных учащихся нет.

Отношения между членами коллектива положительные, имеют место быть проявления взаимовыручки и взаимопомощи между учащимися.

Группа  принимает активное участие в воспитательных  мероприятиях. Творчески,   активные при организации и проведении праздников, конкурсов, игр, оформлении плакатов и т.п. По мере своих сил каждый обучающийся старается принять участие в делах группы и объединения.

  1. Выводы.

По результатам за первый год обучения инновационный продукт подтвердил показатели моих наблюдений. За 2019-2020 учебный год  дети вышли на результат в 53% высокого уровня, 42% среднего и всего 5% низкого.

                       

По анкетированию родителей 75%  обучающихся пришли в объединение по желанию родителей искавших способы занять своих детей не только интересным, но и полезным делом. Весь первый год обучения педагог, совместно с родителями,  трудился на формирование устойчивого интереса ребят к предлагаемым видам деятельности. К концу года мы видим, что увеличивается интерес ребят к данному виду творчества. И на 2-ой год обучения дети самостоятельно ходят на занятия с интересом выполняют задания.

 Родители в свою очередь активно интересуются, в каких условиях обучаются их дети, по каким программам работает педагог (58% родителей), какое  использует материально-техническое оснащение (75% родителей). Для родителей важно, что бы педагог был профессионалом (58% родителей) и интересуются его  рейтингом (42% родителей).

        92% обучающихся с большим интересом занимаются в объединении, 33%  говорят о том, что помешать их посещению занятий может только территориальная удалённость.

        Подводя итоги можно сказать, что представляемый инновационный продукт в игровой форме помог каждому ребёнку достичь эффективного результата в освоении тем и блоков программы, подвёл их к оцениванию собственных достижений, указал педагогу на пробелы в знаниях ребят и сориентировал индивидуальный план работы для каждого участника творческого процесса.

        Данный инновационный продукт  предлагаю  использовать в работе педагогам дополнительного образования на обобщающих и итоговых занятиях. Он является конструктором, который педагог может адаптировать для любого вида деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР".

Материалы  для проведения педагогом-психологом мониторинга с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста....

Выводы к мониторингу за 3 года «Формирование элементарных экологических представлений».

Выводы к мониторингу за 3 года «Формирование элементарных экологических представлений»....

Мониторинг по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Диагностическое исследование с целью  изучения личностной сферы ребенка, а именно: личностных характеристик, позволяющих с учетом анализа межличностных отношений с окружающими людьми сделать выво...

Методические рекомендации и задания по организации и проведения мониторинга по формированию знаний о мире природы у детей дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативной технологии по программе Н. Рыжовой «Наш дом – природа».

Мониторинг формирования знаний о мире природы у детей  дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативной технологии по программе Н. Рыжовой «Наш дом – природа».(с...

Анализ мониторинга по формированию семейных ценностей детей.

Результаты диагностического обследования детей по формированию семейных ценносте в рамках проектной деятельности  «Сундучок семейных ценностей»...

Мониторинг результатов формирования патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС

Мониторинг результатов формирования патриотического воспитания  дошкольников в условиях ФГОС...

Протоколы мониторинга по формированию здорового и безопасного образа жизни детей

Протоколы мониторинга по формированию здорового  и безопасного образа жизни детей...