РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительной деятельности кружка «Цветные ладошки»
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Абрамова Наталья Ивановна

Программа по дополнительному образованию  кружка "Цветные ладошки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._prog_dopy.docx83.21 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  изобразительной деятельности

кружка «Цветные ладошки»

Пояснительная записка

Программа  по дополнительному образованию «Декоративно – прикладное  искусство»  с детьми 3- 4 лет  разработана  на основе методических пособий: И. А. Лыкова «Цветные ладошки», Т.Н. Давыдова  «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками», младшая группа.  Программа представляет систему дополнительной практической работы для реализации задач и содержания  образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» (изобразительная деятельность)  в младшей группе.  Программа  реализуется в форме  кружковой работы. Согласно с  принципами  ФГОС ДО  программа направлена   на выявление, поддержку и развитие творческой  индивидуальности  каждого ребенка средствами  разных  способов  нетрадиционного рисования и  видов  декоративно- прикладного  искусства.  Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 4 лет. Продолжительность реализации программы – 1 год, что составляет 63 занятия,  по 15 минут каждое. Занятия проходят 2 раза в неделю.

Актуальность

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует, лепит из пластилина или глины. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте.  При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.

Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

 


 Цели и задачи реализации Программы:

Цель:   

приобщение  детей к миру изобразительного искусства,   знакомство   с  различными  традиционными  и нетрадиционными  способами  рисования , знакомство с  некоторыми видами    декоративно – прикладного  искусства,  формирование  умения  видеть, любоваться и восхищаться  красотой предметов народного творчества, формирование умения  самим  выделять средства выразительности: элементы узора,  цвет,  сочетания, композицию, расположение узора на предмете.

Задачи:

Образовательные: дать детям некоторые сведения о декоративно - прикладном искусстве, назначении предметов, материалах, характерных признаках; обогащать знания детей о разных видах художественного  творчества; знакомить  детей  с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки на практике; формировать умение  рисовать  узоры , используя  декоративные  элементы   : широкие, узкие,  прямые, волнистые  линии, мазки, кольца, круги, точки, располагать их   на  всем листе, ритмично заполняя одинаковыми элементами ( по форме и цвету)

  Развивающие: развивать у детей интерес к  народной игрушке, умение узнавать знакомые образы , видеть их красоту, любоваться ими, выделять некоторые средства  выразительности ( элементы, их цвет);развивать  художественный  вкус,  фантазию ; формировать творческое  мышление, пространственное воображение; формировать   умения  и  навыки,  необходимые  для  создания  творческих  работ;  развивать  желание  экспериментировать,  проявляя  яркие  познавательные  чувства:    удивление, сомнение,  радость от узнавания  нового.

Воспитательные: воспитывать желание видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов  народного творчества; воспитывать  трудолюбие и  желание добиваться  успеха  собственным  трудом; воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию

Ожидаемые результаты реализации программы:  

К концу учебного года ребенок:

  • проявляет интерес к  изобразительной  деятельности ;
  • знает и называет различные материалы и инструменты , которыми можно рисовать, умеет ими пользоваться;
  • знает и называет основные  цвета,  умеет правильно подбирать их, смешивать краски ;
  • передает различие предметов по величине;
  • ритмично наносит штрихи, пятна, круги, кольца;
  • украшает изделие различными способами;
  • рисует линиями и мазками простые декоративные элементы;
  • знаком с нетрадиционными  техниками  рисования: пальчиками, печатками, поролоновым тампоном, др.;
  • овладевает основными навыками и умениями лепить предметы разной формы.

Работа в кружке строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.
Интеграция с другими образовательными областями:

1. Социально — коммуникативное развитие:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование патриотических чувств; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

2. Познавательное развитие:

сенсорное развитие; формирование целостной картины мира; расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества; формирование элементарных математических представлений: занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении; расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий; знакомство со строением предметов, объектов.

3. Речевое развитие:

практическое овладение воспитанниками нормами речи, использование для обогащения словарного запаса художественных произведений и художественного слова: потешек, загадок; развитие связной и монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей; развитие коммуникативной функции речи: на занятиях используется прием комментированного рисования; в процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в ходе рисования обсуждают свою работу; выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря,

4. Художественно — эстетическое развитие:

использование музыкальных произведений для обогащения содержания области деятельности, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; рисование по впечатлениям просмотренных

сказок, постановок; рисование пригласительных билетов, использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям; музыкатерапия – прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы; рисование по передаче восприятия музыкальных произведений; музыкальное оформление для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

5. Физическое развитие:

развитие мелкой моторики, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; использование здоровьесберегающего принципа.

Для реализации данного принципа предлагается: 

  • ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений; предупреждать нарушение осанки; 
  • осваивать навыки рационального дыхания (необходимые при обучении рисованию воздушными фломастерами) с помощью дыхательных упражнений; 
  • использовать физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для  координации глаз и развития мелкой моторики рук, для концентрации внимания и усидчивости.

Этапы реализации программы кружка «Цветные ладошки»

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-Проведение выставок детских работ

-проведение открытого мероприятия

-проведение мастер-класса среди педагогов

-проектная деятельность

Для реализации данной программы необходимы следующие материалы:

гуашь, ватные палочки, поролоновые печатки,  манная крупа, стаканы для воды, подставки под кисти, кисти, мисочки под краску, салфетки, пластилин, доска для лепки, стеки, бумага разного формата и цвета, цветной картон.

Нетрадиционные художественные техники:

-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Рисование  ладошкойребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Оттиск печатками из поролона: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) 

-Пластилинография -рисование пластилином на какой-либо плотной основе.

Календарно – тематическое планирование на 2021-2022 учебный год

Октябрь

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Дождик кап-кап-кап»

Рисование пальчиками

 1. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой  - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности.

 2. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

 3.Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

- листы бумаги белого цвета с нарисованными  тучками разной величины;

- синяя гуашь в мисочках,

- салфетки,

- зонтик для игры;

- магнитофон

2.

«Созрели яблочки в саду»

Пластилинография

 1.Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева.

 2.Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.

 3.Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева).

 4.Развивать образное восприятие.

плотный картон с силуэтом дерева, размер 1/2 А4;

пластилин красного или желтого цвета;

яблоки для рассматривания и угощения детей;

салфетка для рук.

3.

«Мухомор»

Рисование ватными палочками

1.Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками.

 2.Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора

 3.Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

 4.Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.

- вырезанные из белой бумаги мухоморы с раскрашенной в красный цвет шляпкой;

- гуашь белого цвета в чашечках;

- салфетки;

- иллюстрации мухоморов;

- ватные палочки

4.

«Осень золотая»

Пластилинография

 1.Развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навыки (умение работать стекой как карандашом, используя прием процарапывание);

 2.Воспитывать эстетические чувства через восприятие картин  художников об осени.

 3.Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

картон с нарисованными контурами деревьев  размер 1/2 А4;

пластилин красного, желтого,  зеленого цветов;

картины осени,

салфетка для рук;

доска для лепки.

5.

«Разноцветные листочки осень подарила»

(коллективная работа)

Отпечаток листьями

 1.Познакомить  с нетрадиционной изобразительной техникой печатание листьями.

 2.Учить детей создавать ритмические композиции.

 3.Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

 4.Вызвать у детей желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

- нарисованное дерево без листьев на ватмане белого цвета;

- гуашь разноцветная в чашечках;

-листочки разных деревьев;

- салфетки;

6.

«Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»

Пластилинография

 1. Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы.

 2. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.

 3.Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

-плотный картон голубого (синего) цвета  размер ½ А4;

-пластилин желтого, красного, оранжевого цветов;

-салфетка для рук;

-доска для лепки;

-персонажи к сказке «Утренние лучи» К. Ушинского для фланелеграфа.

7.

«Компоты и варенье в баночках»

Рисование пальчиками

 1.Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками.

 2. Учить детей создавать ритмические композиции.

 3.Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

 4. Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности изображать фрукты и ягоды, которые они выдели, пробовали и хотели бы нарисовать

- вырезанные из бумаги силуэты банок  разного размера;

- гуашь красного, синего и желтого  цвета в чашечках;

- салфетки

8.

«Звездное небо»

Пластилинография

 1.Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии.

 2.Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев.

 3.Развивать композиционное и пространственное восприятие.

-плотный картон черного (темно-синего или фиолетового) цвета, размер ½  А4;

-пластилин желтого, белого цветов;

-стека;

-салфетки для рук;

доска для лепки.

       

         Ноябрь

9.

«Веточка рябины»

Рисование ватными палочками

 1.Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой –рисование ватными палочками.

 2. Учить детей создавать ритмические композиции.

 3.Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

-листы бумаги белого цвета с нарисованной веточкой рябины;

- салфетки;

-гуашь красного цвета в чашечках;

-иллюстрации рябины;

- ватные палочки

10.

«Воздушные шары»

Пластилинография

 1.Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями  

 2.Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней.

 3.Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

 4.Развивать эстетическое и образное восприятие

-картон с нарисованными контурами разноцветных ниточек для шариков, размер 1/2 А4;

-пластилин красного, синего, зеленого цветов;

-воздушный шар красного цвета для организации игровой ситуации;

-салфетка для рук;

-доска для лепки.

11.

«Ах, какие ягодки на тарелочке лежат»

Рисование пальчиками

 1.Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой -рисования пальчиками.

 2.Развивать мелкую моторику рук.

 3. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца

-листы бумаги белого цвета с нарисованными тарелками;

- салфетки;

-гуашь красного и розового цвета в чашечках;

-картинки с ягодами;

12.

«Мы делили апельсин»

Пластилинография

1.Продолжать учить детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных им фруктов.

2.Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями, оттягивать пальцами нужные части предметов.

3.Учить использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.

4.Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.

-плотный картон с силуэтом вазы, размер 1/2 А4;

-пластилин желтого и оранжевого цветов;

-стержень отработанной шариковой ручки;

-салфетка для рук;

-доска для лепки

13.

«Усатый -полосатый друг»

Рисование методом тычка

1. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой-рисование методом тычка.

2. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

3. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать у детей желание помочь котенку.

     

- листы бумаги с нарисованным силуэтом котенка;

- игрушка котенок;

- гуашь белого, черного, оранжевого цвета в чашечках;

- салфетки;

14.

«Клубочки для котенка»

Пластилинография

 1.Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.

 2.Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.

 3.Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали.

 4.Развивать мелкую моторику рук.

-плотный картон с силуэтом котенка, размер 1/2 А4;

-пластилин ярких цветов;

-салфетка для рук;

-доска для лепки;

--картина «Кошка с котятами» из серии «Домашние животные» (автор С.А. Веретенникова).

15.

«Бусы для мамы»

Пластилинография

 1.Закрепить умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя их по цвету.

 2.Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие равные части при помощи стеки.

 3.Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.

 4.Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма.

плотный картон с контуром нитки для бус, размер 1/2 А4;

пластилин желтого и красного цветов;

стека;

салфетка для рук;

доска для лепки;

разные бусы для образца.

   

        Декабрь

-листы бумаги синего цвета;

-гуашь белого цвета;

 -салфетки;

- ватные палочки

16.

«Первый снег»

Рисование ватной палочкой

 1.Продолжать учить работать  нетрадиционной изобразительной техникой-рисование ватной палочкой.

 2. Учить рисовать снег ватной  палочкой.

 3. Воспитывать аккуратность.

 4. Развивать чувство ритма и композиции.

17.

«Белая снежинка на ладошку села»

Пластилинография

 1.Учить составлять геометрически правильный рисунок из пластилина, пропущенного через шприц.  

 2. Развивать глазомер, творческое воображение и творческие способности.

 3.Вызвать интерес к процессу деятельности.

 4.Воспитывать аккуратность, терпение в процессе работы.

-плотный картон с силуэтом снежинки, размер 1/2 А4;

-пластилин белого цвета.

-салфетка для рук;

-доска для лепки

18.

«Снегирь»

Рисование ватными палочками

 1. Продолжать   использовать в работе нетрадиционную технику - рисование ватными палочками, развивать видение художественного образа,  закреплять знание цветов.

 2. Развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге; развивать мелкую моторику рук,  внимание и мышление.

 3.  Воспитывать интерес к изучению живой природы, любовь и бережное отношение к ней.

 -силуэт снегиря, -гуашь красного  цвета, 

-ватные палочки, - салфетки.

19.

«Новогодние шары»

Пластилинография

 1. Учить создавать всевозможные декорации, сюжетные изображения на шаре, вырезанном из картона .

 2. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика.

 

- плотный картон яркого цвета в виде шара;

-пластилин разных цветов;

-паетки, шарики для декора;

-салфетка для рук;

-доска для лепки;

20.

«Дед Мороз»

(1 занятие)

Рисование ладошкой

 1.Формировать у детей умение рисовать в нетрадиционной технике " ладошкой", оставлять отпечаток на листе бумаги.

 2. Развивать творческие способности, мышление, воображение.

 3. Воспитывать аккуратность в работе.

-  гуашь белого цвета;

-листы цветного картона ;

- салфетки

21.

«Дед Мороз»

(2 занятие)

 Рисование ладошкой

1.        Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками.

2.         Учить рисовать глаза, украшать шапочку Деда Мороза помпончиками.

3.        Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

4.        Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

-заготовки с бородой Деда Мороза дополненные аппликацией (шапочка и нос) с предыдущего занятия;

- гуашь белого, зеленого и черного цвета в чашечках;

- салфетки.

- магнитофон

22.

«Новогодняя елка»

Пластилинография

 1. Продолжить знакомить детей с техникой трафаретного рисунка и приемами декорирования.

 2.Развивать творческое воображение, мышление детей при украшении елочки.

 3.Развивать внимательность, умение слушать и руководствоваться инструкцией воспитателя.

 4.Вызвать интерес к деятельности желанием участвовать в подготовке праздничных мероприятий.

 картон  с силуэтом елки, размер 1/2 А4;

-пластилин разного цвета.

-салфетка для рук;

-доска для лепки

23.

«В лесу родилась елочка»

Рисование методом тычка

 1.Продолжать учить рисовать детей методом тычка.

 2.Прививать аккуратность при работе с гуашью.

 3.Закреплять умение правильно держать кисть.

 4.Воспитывать интерес к нетрадиционной технике рисования.

листы белого цвета с силуэтом елочки;

-кисть с жестким ворсом;

-гуашь зеленого  цвета;

-стаканы с водой

-салфетки

24.

«Бусы на  елочку»

Пластилинография

 1. Продолжать учить детей отщипыванию кусочков пластилина от большого куска и раскатыванию шариков;

 2. Закрепление умения лепить аккуратно;

 3.Вызвать радость от приближающего праздника.

-заготовки из картона «елочки»;

-иллюстрации с изображением украшенной елки;

- красный и желтый пластилин; дощечки для лепки.

 

       Январь

25.

«Елочка-красавица»

(коллективная работа)

Рисование ладошками

 1. Продолжать знакомить детей с техникой печатанья ладошками.

 2. Развивать внимание, мышление, память, речь.

 3. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке;

 4. Вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

- лист ватмана;

- зеленая гуашь в чашечке;

- салфетки;

- магнитофон;

26.

«Зимний лес»

( 1 занятие)

Пластилинография

 1. Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина круговыми движениями между пальцами; расплющивать шарики. Учить составлять предмет (ёлочку) поочерёдно из двух разных цветов пластилина.

  2. Развивать любознательность, познавательный интерес ребенка в процессе лепки; мелкую моторику рук.

 3. Способствовать созданию у детей положительного эмоционального настроя.

плотный картон с силуэтом деревьев, размер 1/2 А4;

пластилин белого, зеленого  и коричневого цвета;

салфетка для рук;

доска для лепки;

27.

«Зимний лес»

( 2 занятие)

Пластилинография

 1. Продолжать  учить детей в технике нетрадиционной лепки (пластилинография) создавать изображение деревьев, работать стекой, нанося насечки для придания ощущения «колючести» елок. Совершенствовать технику работы с пластилином.

  2.Развивать образное мышление, творческое воображение.

 3. Способствовать созданию у детей положительного эмоционального настроя.

плотный картон с силуэтом деревьев, размер 1/2 А4;

пластилин белого, коричневого и зеленого  цвета;

салфетка для рук;

доска для лепки

28.

«Снеговик»

Отпечаток картофелем

 1. Продолжать знакомить детей с    нетрадиционной      изобразительной техникой -отпечаток картофелем.  

 2 .Учить детей аккуратно макать картофель  в гуашь и делать отпечаток .

 3.Воспитывать аккуратность.

 4.Развивать эстетический вкус.

- листы бумаги голубого цвета ;

- гуашь белого цвета в чашечке;

- салфетки;

- магнитофон.

29.

«Снеговик – наш зимний друг»

Пластилинография

 1. Закреплять умение ровно и гладко наносить пластилин на поверхность картона – растирать его, используя воду.

 2. Развивать образное восприятие, воображение и творческую активность, самостоятельность в работе, навыки графического изображения.

 3.Воспитывать аккуратность, самостоятельность, решительность в действиях.

-плотный картон с силуэтом снеговика, размер 1/2 А4;

-пластилин белого  цвета.

салфетка для рук;

доска для лепки

30.

«Зайка беленький прыг- скок»

Рисование методом тычка

 1.Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование методом тычка.

 2.Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

 3.Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

 4. Вызвать у детей желание помочь зайчику спрятаться в зимнем лесу – нарисовать для него белую шубку.

- листы бумаги голубого цвета с нарисованным силуэтом зайчика;

- кисть с жестким ворсом ;

- гуашь белого цвета в чашечке;

- салфетки;

- магнитофон.

      Февраль

31.

«А снег идет и идет за окном»

Рисование пальчиками

 1. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа.

 2. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

 3. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

-листы бумаги квадратной формы, синего цвета – «окна»;

- гуашь белого цвета в чашечке;

- салфетки

32.

«К нам прилетели птички»

Пластилинография

 1. Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности.

 2. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения.   3.Развивать моторику рук, творческую активность и самостоятельность.

-плотный картон синего (голубого) цвета с силуэтами птиц, размер 1/2 А4;

- пластилин разных  цветов;

- салфетка для рук;

- доска для лепки;

- стека

33.

«Подводное царство»

(коллективная работа)

Рисование ладошками

 1.Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой -печатанья ладошками.

 2.Закрепить умение дополнять изображение деталями.

 3.Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

 4.Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

 5.Вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

- лист ватмана голубого цвета ;

- гуашь разноцветная в чашечках;

- салфетки;

- магнитофон

34.

«Золотая рыбка в аквариуме живет»

Рисование пальчиками

1. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета.

 2. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

 3. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

 4. Вызвать желание помочь маме-рыбке.

- вырезанные из белой бумаги силуэты рыб;

- мама-рыбка (образец);

- гуашь желтого цвета;

- чашечки для краски;

салфетки

35.

«Самолет летит»

Пластилинография

 1.Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.

 2.Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей.

 3.Дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами), используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание.

 4.Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости.

-плотный картон синего (голубого) цвета с силуэтами облаков, солнца, размер 1/2 А4;

-ластилин серого и желтого цветов;

-салфетки;

-доска для лепки;

стека;

-иллюстрация с изображением самолета или самолет-игрушка.

36.

«Кораблик для папы»

Оттиск поролоном

 1. Познакомить детей  с  нетрадиционной изобразительной техникой-оттиск поролоном.

 2.Учить создавать ритмические композиции, делать оттиск поролоном.

 3.Воспитывать аккуратность.

 4.Развивать чувство ритма и композиции.

-нарисованный кораблик на голубом листе бумаги;

-гуашь белого цвета в чашечке;

- салфетки;

- магнитофон;

37.

«Бежит кораблик по волнам»

Пластилинография

 1. Совершенствовать технику работы с пластилином.

 2. Развивать образное мышление, творческое воображение.

 3. Учить работать с цветом; правильно выстраивать композицию рисунка.

 4. Вызвать желание сделать подарок близким, дорогим людям и поздравить с праздником «День Защитника Отечества».

-плотный картон синего (голубого) цвета с силуэтом  кораблика, размер 1/2 А4;

-пластилин разных  цветов;

-салфетка для рук;

-доска для лепки;

-стека;

- иллюстрация с изображением корабля.

38.

«Флаг России»

Рисование ватными палочками

 1. Учить детей создавать выразительный образ флага, использовать в работе колеры трех цветов, закреплять цвета красный, синий, белый.

 2 .воспитывать любовь к своей стране. 

 3. вызвать у детей эмоциональный отклик на рисование и  дать начальные знания о своей стране.

- лист бумаги белого цвета, с изображение российского флага,  размер 1/2 А4;

- гуашь ( белая , синяя, красная;

-ватные палочки;

-салфетки

 

        Март

39.

«Веточка мимозы маме в подарок»

Рисование пальчиками

 1. Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности.

 2. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много).

 3. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

 4. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

 5. Вызвать желание сделать в подарок маме- красивый букет.

 -листы бумаги с  нарисованными веточками мимозы;

- гуашь желтого цвета в чашечке;

- салфетки;

- магнитофон.

40.

«Цветы для мамы»

Пластилинография

 1. Продолжать знакомить детей с вариантами использования пластилиновых жгутиков.

 2.Учить отражать природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков.

 3.Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие, композицию.  4.Вызвать желание сделать подарок любимому человеку.

- плотный картон синего (голубого) цвета с силуэтом цветка, размер 1/2 А4;

- пластилин разных  цветов;

- салфетка для рук;

 - доска для лепки;

- стека;

- иллюстрации с изображениями цветов

41.

«Платочек»

Рисование пальчиками, ватными палочками.

 1. Совершенствовать технику рисования пальчиками, ватными палочками, печатками.

 2. Воспитывать аккуратность.

 3.Развивать чувство ритма, цветовосприятие.

 4. Воспитывать любовь к близким.

- Лист белой бумаги 25*25 см;

- ватные палочки;

- гуашь разных цветов,

- влажные салфетки.

42.

«Матрешка»

Пластилинография

 1. Приобщать детей к миру искусства.

 2. Продолжать учить приемам декорирования: соблюдать геометрию и симметричность элементов декорации, выбирать контрастные цвета.

 3. Развивать фантазию, творчество, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память.          4.Развивать активность и самостоятельность в работе, а так же старание и аккуратность.

- плотный картон с силуэтом матрешки, размер 1/2  А4;

- пластилин желтого, зеленого и красного цветов;

- салфетка для рук;

- доска для лепки.

- стека;

- иллюстрация с изображением матрешек.

43.

«Цыпленок»

Рисование методом тычка

 1.Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование методом тычка.

 2.Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

 3. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

-листы бумаги белого  цвета с нарисованным силуэтом цыпленка;

- гуашь желтого цвета в чашечке;

- салфетки;

- магнитофон

44.

«Вышла курочка гулять,  а за ней цыплятки»

Пластилинография

 1. Учить детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине.

 2.Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.

 3.Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела (цыпленок гуляет, цыпленок клюет).

 4.Учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе.

- плотный картон зеленого цвета с силуэтом курицы, размер 1/2  А4;

- пластилин желтого и красного цветов;

- салфетка для рук;

- доска для лепки;

- стека;

- иллюстрация с изображением курицы с цыплятами.

45.

«Колобок на окошке»

Аппликация с элементами рисования

 1. Учить детей создавать выразительный образ колобка в технике  аппликации: наклеивать готовую форму и дорисовывать детали фломастерами.

 2. Развивать чувство цвета , формы, композиции.

- Окошки со ставенками;

- силуэты колобков;

-Фломастеры;

-иллюстрации к русской народной сказке «Колобок»;

-клей;

-кисти для клея;

-салфетки;

-клеенки;

фломастеры

46.

«Неваляшка танцует»

Аппликация с элементами рисования

 1. Учить создавать образ игрушки в характерном движении ( «неваляшка танцует»). Показать способ передачи движения через изменение положения (смещение деталей для передачи наклона).

 2. Вызвать интерес к «оживлению» образа, поиску изобразительно- выразительных средств.

- листы белой бумаги (для фона);

-круги двух размеров;

-клей, кисточки;

- ватные палочки;

-салфетки.

47.

«Сосульки- воображульки»

Пластилинография

 1. Учить детей лепить предметы в форме конуса. Побуждать самостоятельно сочетать разные приемы для усиления выразительности образов: сплющивать, скручивать, вытягивать.

 2. Воспитывать интерес к природным явлениям и передаче своих впечатлений в изобразительной деятельности.

- силуэт крыши из гофро-картона;

-пластилин белого, голубого  цвета;

-салфетки

          Апрель

48.

Солнышко лучистое улыбнулось весело

(коллективная работа)

Рисование ладошками

 1. Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками.

 2. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка.

 3. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

 4. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

-лист ватмана с нарисованным посередине жёлтым кругом;

- гуашь жёлтого цвета в чашечке;

- салфетки

49.

«Бабочка»

Пластилинография

  1. Продолжить знакомство детей с миром природы.

 2. Совершенствовать навыки работы в технике «пластилиновое рисование».

 3. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки, шарики кругообразными движениями.  

 4. Развивать цветовосприятие, чувства меры гармонии, чувства эстетического восприятия.

- плотный картон с силуэтом бабочки, размер 1/2 А4;

- пластилин разных цветов;

- салфетка для рук;

- доска для лепки;

- стека;

- иллюстрация с изображением бабочек

50.

«Разноцветные бабочки»

 1. Упражнять в  технике печатания ладошками.

 2..Учить наносить . гуашь и делать отпечатки – ладошкой.

 3. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

 4. Формировать  интерес к рисованию нетрадиционными способами.

-листы бумаги белого цвета;

- гуашь разного цвета в чашечках;

- салфетки;

- магнитофон

51.

«Мостик»

Лепка  ( с элементами конструирования)

 1. Вызвать интерес к моделированию мостика из 3-4 «бревнышек» и созданию весенней композиции (ручеек, мостик, цветы). Учить выравнивать пластилиновые детали ( столбики- бревнышки) по разной длине, лишне отрезать стекой.

 2. Развивать чувство формы и величины (длины) , способности к композиции.

-картон зеленого цвета( формат  1/2 А4;

- пластилин коричневого, желтого , белого цвета;

-стека;

- салфетки;

-доска для лепки

52.

«Пятнышки для жирафа»

Рисование ватными палочками

 1. Упражнять в  технике рисования ватными палочками.

 2. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

 3. Воспитывать интерес к  рисованию нетрадиционными способами,  интерес к рисованию.

-листы бумаги с нарисованным жирафом;

- гуашь коричневого цвета в чашечках;

- салфетки;

- магнитофон

53.

«Почки и листочки»

Рисование и аппликация

 1. Учить детей передавать изменения образа: рисовать ветку с почками и поверх почек наклеивать листочки. Формировать представление о сезонных изменениях в природе.

 2. Развивать наглядно-образное мышление, воображение.

 3. Воспитывать  интерес к природе и отражению впечатлений в изобразительной деятельности.

- листы бумаги белого цвета;

- листочки зеленого цвета разной формы;

-клей, кисточки;

-салфетки

54.

«Колючий ежик»

Рисование ладошками

 1. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой -печатанья ладошками.

 2. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

 3. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

 4. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

-листы бумаги белого цвета с силуэтом ёжика;

- салфетки;

-гуашь черного цвета в чашечках;

55.

«Черепаха»

Пластилинография

 1.Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.

 2.Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.

 3.Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.

-плотный картон желтого цвета, размер 1/2 А4;

- пластилин коричневого и зеленого цветов;

- салфетка для рук;

- доска для лепки;

- стека;

- живая черепаха (или игрушка);

- палочка или карандаш.

                Май

56.

«Праздничный салют»

Рисование методом тычка

 1. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование методом тычка.

 2. Познакомить детей с праздником «День Победы» и рассказать ,что праздник не обходится без салюта.

 3. Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

 4. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

-листы бумаги синего цвета;

- гуашь разных цветов в чашечках;

-иллюстрации с изображением салюта;

- салфетки;

- магнитофон

57.

«Радуга-дуга»

Пластилинография

 1. Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук.

 2. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.

 3. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.

 4. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга).

- плотный картон синего цвета с изображением солнышка, облака с дождем, с контуром дуги, размер 1/2 А4;

- пластилин красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов;

- салфетка для рук;

- доска для лепки;

- стека;

- иллюстрация с изображением радуги

58.

«Носит одуванчик желтый сарафанчик»

Рисование воздушными шариками

 1. Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой-отпечаток воздушным шариком .

 2. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа.

 3. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

 4. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

-листы бумаги светло-зеленого цвета;

- гуашь желтого цвета в чашечках;

- салфетки;

- магнитофон

59.

«Весенние цветы»

Пластилинография

 1.Продолжить знакомство детей с миром природы.

 2. Совершенствовать навыки работы в технике «пластилиновое рисование».

 3. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки, шарики кругообразными движениями.  

 4. Развивать цветовосприятие, чувства меры гармонии, чувства эстетического восприятия.

- плотный картон с силуэтом  цветов, размер 1/2 А4;

- пластилин разных  цветов;

- салфетка для рук;

- доска для лепки;

- стека;

- иллюстрация с изображением весенних цветов.

60.

«Божья коровка»

Рисование пальчиками

 1. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета.

 2. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

 3. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

- вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках;

- чёрная гуашь в чашечках;

- ватман;

- салфетки.

61.

«Божья коровка, улети на небо»

Пластилинография

 1.Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе.

 2. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого.

 3.Развивать образные представления, находчивость в процессе выполнения задания: стремиться использовать как можно больше средств для воплощения образа.

 4. Воспитывать усердие, усидчивость, умение доводить начатое до конца.

-плотный картон с силуэтом божьей коровки, размер 1/2 А4;

-пластилин черного и красного  цветов;

-салфетка для рук;

-доска для лепки;

-стека;

-иллюстрация с изображением божьей коровки.

62.

«Цветик-разноцветик»

Смешивание красок

 1. Закрепить представления детей о цветовом многообразии.  

 2. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения.

3. Закрепить навык закрашивания внутри контура.

4. Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

- альбомный лист, размер1/2  А4, с контурным изображением цветка,

выполненным восковым карандашом;

-  набор гуашевых красок;

- кисть;

-  стаканчик с водой;

  салфетка;

- палитра;

- разноцветные ленточки по количеству детей.

                                         Литература

1. И. А. Лыкова  Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.

2. Р. Г. Казакова  Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.

3. С. К. Кожохина  «Путешествие в мир искусства» –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с..

4. Е. П. Арнаутова  «Педагог и семья» – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с

5. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.

6. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006

7. «Яркие ладошки» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2004

8.  «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003

9. Педагогический опыт ,опубликованный в журналах  дошкольное воспитание

10. Медиоресурсы интернета « МААМ.ru», «Почемучка.ru» и т.д

11. Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.

12. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»

13. Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» -- «Олма Медиа Групп»,2009.

14. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. — М.: АСТ; СПб: Сова, 2006

15. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. — Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Цветные ладошки"

Рабочая программа по художественно - эстетическому развитию во 2 младшей группе....

Рабочая программа дополнительного образования кружок "Цветные ладошки".

Программа  разработана  на  базе  методического  пособия  Лыковой....

Рабочая программа кружка "Цветные ладошки"

Рабочая программа кружка "Цветные ладошки" для средней группы (4-5 лет)...

Рабочая программа кружка "Цветные ладошки"

Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование при...

Рабочая программа дополнительной деятельности кружка «Волшебные ручки: Оригами».

Пояснительная записка.Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека....

Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» (нетрадиционная техника изобразительной деятельности) для детей I младшей группы

   Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, зате...

Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» средний возраст

ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ И.А. ЛЫКОВОЙ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ. СРЕДНЯЯ  ГРУППА»....