Материалы, представляющие интерес для профессионального сообщества
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Зырянова Наталья Геннадьевна

Формирование элементов эмоциональной рефлексии дошкольников в процессе творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masster_klass_s_uchastiem_roditeley.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование элементов эмоциональной рефлексии дошкольников в процессе творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говорят, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше

мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Актуальность:

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают обеспечение эмоционального благополучия через:

- непосредственное общение с каждым ребенком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

- поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности,

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Современному обществу в ситуации постоянных изменений, необходим человек с развитыми индивидуальными качествами личности и активным творческим потенциалом, основой которого является творческое воображение.

Художественная деятельность затрагивает познавательную и социально - эмоционально сферу личности ребёнка, таким образом, способствуя его всестороннему развитию.

Активное участие семей воспитанников в совместной деятельности является одним из главных компонентов по созданию единой развивающей образовательной среды, способствующей формированию социально-эмоциональных компетенций у детей, развитию инициативы и самостоятельности

Цель: создание условий для организации    совместной творческой деятельности взрослого и ребенка как   средства   развития   элементов эмоциональной рефлексии   у   детей дошкольного возраста. 

 Задачи: 

  1. Содействовать созданию единой развивающей образовательной среды, способствующей формированию социально-эмоциональных компетенций у детей через использование нетрадиционных техник рисования;
  2. Создать условия для вовлечения родителей в активную совместную деятельность по использованию нетрадиционных техник рисования как фактора позитивного эмоционального развития ребенка;
  3. Формировать у участников образовательных отношений  положительную мотивацию в использовании техник представленных в совместной деятельности.

Ожидаемые результаты:

Родители вовлечены в совместную творческую деятельность по использованию нетрадиционных техник рисования как фактора позитивного социально- эмоционального развития ребенка.

Форма организации мероприятия: мастер-класс

Участники: родители, воспитатели, дети.

Оборудование: бумага, кисточки, гуашь, салфетки, поддоны с краской, пена для бритья, рисунки с различной сюжетной направленностью, посылка, «Карусель эмоций», смайлики.

Сценарный план (ход) мастер – класса

Действия педагога,

предполагаемая  практическая деятельность участников мастер – класса

Добрый день, ребята, а так же их родители! Я очень рада видеть Вас  в нашей творческой мастерской! Наша сегодняшняя встреча необычна. Как вы думаете почему? (мнения участников) Но прежде чем мы перейдем к деятельности я предлагаю вам настроиться на предстоящую работу и поздороваться друг с другом с помощью «смайликов» (дети, родители, педагог выбирают смайлы с изображением разных эмоций и с использованием мимики передают свое настроение друг другу).

В ходе такой деятельности формируются элементарные аналитические навыки сравнения, анализа, выделения общих черт изображения и способности распознавать и сопоставлять свои эмоции и эмоции других людей по их внешним проявлениям (мимике, жестам, голосу и т. п.)

Накануне нашей встречи, к нам в группу пришла посылка, предлагаю вместе рассмотреть ее содержимое (в посылки находятся губки, мятая бумага, свечи, зубные щетки, пена для бритья, ватные диски и палочки).

Педагог совместно с детьми и родителями обсуждают варианты использования обнаруженных предметов, вспоминают  какие  предметы и материалы   уже использовали и как в творческой студии, а с какими еще не знакомы.

Родители примеряют роль мастеров и  помогают принять совместное решение по использованию новых предметов как инструментов и материалов в творческой студии группы.

В ходе такой деятельности актуализируются творческие представления детей, создаются условия для применения детьми имеющегося опыта, собственных творческих замыслов  в практической деятельности, эмоциональной окраски событий.

Участникам мастер- класса предлагаю вспомнить правила работы в студии группы (совместно актуализируют правила работы, условно изображенные и расположенные в группе, где одним из условий является работа в командах)

Мастера, и при необходимости воспитатель, помогают детям объединиться в группы (любым способом)

Такая форма взаимодействия способствует направленному вниманию участников мастер- класса друг на друга, эмоциональному комфорту, чувству общности.

Первая команда с мастером знакомятся с техникой рисования «пухлые» краски. Ребята смешивают пену с клеем ПВА и красками, затем наносят краски на выбранные ими рисунки.

Вторая команда с мастером работают в технике рисования втулками.  Ребятам предложены втулки различных диаметров  и плотности, емкости  с красками и прием работы в технике отпечатка.

Мастера сопровождают свои действия комментариями, напоминая про технику безопасности. Совместно с воспитателем создают условия для возникновения детских инициатив и  творческих  исследований, сопровождают практическую деятельность выясняющими и уточняющими вопросами (Как вы думаете, что будет если? Если хочешь - давай попробуем? Как мы выясним что..? и т.д.) с возможностью импровизации и добавления новых способов действия с предметами и материалами.

Напоминаю, что по правилам студии вы можете меняться местами в группах.

В ходе мастер - класса участники высказывают свои предположения по использованию тех или иных способов действий с материалами и инструментами, делают выводы о том, что удалось, и какие возникли трудности в ходе работы.

Такая форма работы позволяет детям устанавливать причинно - следственные связи, формировать навыки исследовательского поведения, реализовывать свои творческие замыслы, делать несложные выводы и приобретать навыки работы в группах.

В завершении мастер- класса по правилам мастерской все участники творческой  деятельности делятся полученными эмоциями и их причинами (успехи, достижения, трудности, неудачи) и фиксируют свое отношение в «карусели эмоций».

Такая форма рефлексивной деятельности  способствует формированию у детей представлений о себе, своих возможностях и способностях, предпосылок самоанализа, саморегуляции, пониманию эмоций и чувств — как своих, так и других людей.

Спасибо за работу участникам мастер- класса, напоминаю, что в нашей студии поработать мастером может каждый, идеи и предложения обсуждаются на Совете группы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результативность деятельности педагогического работника в профессиональном сообществе

Мои результаты участия  в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса...

СПРАВКА О РАЗМЕЩЕНИИ СТАТЬИ НА САЙТЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Буклет. Методические рекомендации «Детская агрессия. Что делать?»...

2. Мое педагогическое послание профессиональному сообществу участников конкурса "Сердце отдаю детям"

Мое педагогическое послание профессиональному сообществу участников конкурса "Сердце отдаю детям"...

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...

Педагогическое эссе «Мое педагогическое послание профессиональному сообществу».

laquo;Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя», –  Л. Н. Толстой....