конспект НОД в старшей группе «Эксперимент-исследование в изобразительном творчестве»
опыты и эксперименты по рисованию (подготовительная группа)

Долгова Елена Владимировна

Роль изобразительного творчества в развитии ребенка и описание педагогического эксперимента

Занятия изобразительным творчеством вносят значительный вклад в полноценное развитие личности ребенка. Они учат его видеть красоту и гармонию природы, способствуют самопознанию и пониманию окружающих, предоставляют инструменты для выражения оригинальных идей и фантазий, что в конечном итоге формирует гармоничную и счастливую личность.

В рамках работы по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей и подготовительной к школе групп был реализован педагогический эксперимент (серия творческих занятий), направленный на активизацию самостоятельной познавательной и творческой деятельности.

Цель: Создать педагогические условия для самостоятельного выбора детьми изобразительных средств и техник при создании образа природного явления (радуги).

Задачи:

  • Образовательные: Систематизировать знания детей о радуге как о природном явлении. Закрепить представления о цветовом спектре.

  • Развивающие: Развивать творческое мышление, инициативность и навыки исследовательской деятельности через экспериментирование с различными изобразительными материалами и техниками (пластилинография, пуантилизм, печать поролоном, тычок жесткой кистью).

  • Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес, самостоятельность, аккуратность в работе и умение работать в малых группах.

Описание эксперимента (серии занятий):

В течение учебного года дети активно осваивали различные нетрадиционные техники рисования. На основе их устойчивого интереса была предложена исследовательская задача: изобразить один и тот же объект — радугу — максимальным количеством разных способов.

  • Занятие 1: «Радуга из пластилина»

    • Условие/Проблемная ситуация: Изобразить радугу без красок, кистей и карандашей.

    • Решение и образовательный акцент: Дети единогласно выбрали технику пластилинографии. Столкнувшись с дефицитом цветов (было только 4 основных), они самостоятельно нашли решение — смешивание пластилина. В процессе практического экспериментирования дети закрепили знания об основных и составных цветах, получив необходимые для радуги оттенки.

  • Занятие 2: «Радуга-дуга разными материалами»

  • Условие: Самостоятельно выбрать классические средства изображения.

  • Решение и образовательный акцент: Дети, основываясь на личном опыте, выбрали акварель и восковые мелки. Это позволило им на практике сравнить различные классические техники.

  • Условие/Проблемная ситуация: Изобразить радугу гуашевыми красками, не используя воду.

  • Решение и образовательный акцент: Дети проявили креативность и умение договариваться, разделившись на три группы по выбранным техникам:

    • Группа 1: Пуантилизм (ватными палочками).

    • Группа 2: Печать поролоном.

    • Группа 3: Тычок жесткой сухой кистью.
      Этот этап способствовал развитию навыков коллективной работы и принятия совместных решений.

  • Занятие 3: «Радуга без воды»

Результаты и выводы:

  1. Достижение целей: Дети успешно справились с поставленными задачами, проявив высокую степень самостоятельности и творческой активности.

  2. Развитие компетенций: В ходе эксперимента дошкольники не только освоили и закрепили разнообразные изобразительные техники, но и развили важные метапредметные навыки: исследовательские (выдвижение гипотез, экспериментирование), коммуникативные (работа в группах) и регулятивные (планирование деятельности, решение проблем).

  3. Формирование целостного представления: Дети пришли к ключевому выводу, что один и тот же образ или объект можно передать множеством способов, используя разные инструменты и материалы, что обогащает их художественный опыт и творческое мышление.

Итогом проекта стала выставка детских работ «Радужный мир», которая наглядно продемонстрировала родителям и педагогам вариативность детского творчества и успешность применяемого подхода. Данный опыт полностью соответствует принципам ФГОС ДО, поддерживая детскую инициативу, познавательную активность и личностное развитие через художественно-эстетическую деятельность.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в старшей группе по изобразительной деятельности

конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе "Волшебные незабудки"...

Конспект занятия в старшей группе по изобразительной деятельности «Зимний пейзаж»

Занятие по изобразительной деятельности в сотрудничестве с музыкальным уководителем, пожет детям наиболее глубоко ощутить красоту пейзажа. В данном случае красоту зимнего пейзажа русских художников....

Конспект занятия в старшей группе - изобразительная деятельность. Аппликация «Рыбки в аквариуме»

Программное содержание: развивать художественное воображение, эстетический вкус. Развивать чувство композиции. Закреплять усвоенные ранее приемы вырезания, в том числе приемы вырезания геометрических ...

Конспект занятия в старшей группе по изобразительной деятельности на тему "Зимний сказочный лес"

конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования...

Конспект занятия в старшей группе по изобразительной деятельности на тему: "Лето"

конспект занятия в старшей группе аппликация на тему: "Лето"...

Конспект занятия в старшей группе по изобразительной деятельности по теме "Фрукты и овощи".

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей с ЗПР по тема "Фрукты и овощи" (старшая группа)....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Приобщение детей к изобразительному искусству»

Известно дошкольное детство – период интенсивного психического развития и становления качеств личности. Дети растут быстро и не успеешь оглянуться, как воспитанник стал взрослым. Что д...