Лаборатория ЗD-моделирования «Прототипирование
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Алина Федоровна Головнина
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Цель дошкольной образовательной организации – поддерживать инициативу в области технического образования, инженерных дисциплин и предметов естественно-научного цикла, определяет основные направления, специфику развития технического и естественно-научного мышления детей дошкольного возраста и профориентационной работы. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено 3D - моделированию. Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей с помощью 3D-ручек, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. 3D-конструирование способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_zd-ruchka.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

дополнительного образования

естественно - научной направленности

для детей дошкольного возраста (6 - 7 лет)

Лаборатория ЗD-моделирования «Прототипирование»

Срок реализации программы – 1 год

Уровень программы – ознакомительный

Разработчик программы – педагог дополнительного образования

Головнина А.Ф.

Москва, 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию.

   Цель дошкольной образовательной организации – поддерживать инициативу в области технического образования, инженерных дисциплин и предметов естественно-научного цикла, определяет основные направления, специфику развития технического и естественно-научного мышления детей дошкольного возраста и профориентационной работы.

   Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено 3D - моделированию.

   Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей с помощью 3D-ручек, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. 3D-конструирование способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

   

Актуальность программы:

   Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. 3D-моделирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

   3D-моделирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

   Использование 3D-ручек является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность 3D-моделирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей  открывает возможности для реализации новых компетенций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

   Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.

   3D-ручка открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

   В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. 

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Цель программы - создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе 3D-моделирования.

Задачи: 

На занятиях по 3D-моделированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач:

- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

- обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью,

доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;

- выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;

- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности;

- воспитывать интерес к профессиям технической направленности.

Возраст обучающихся.

По данной программе обучаются дети от 6 до 7 лет включительно.

Срок реализации программы.

Программа ознакомительного уровня. Продолжительность образовательного процесса рассчитана на один год.

Форма и режим занятий.

Форма организации деятельности детей – групповая. В группе может заниматься от 10 до 12 детей. Занятия проходят 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия для детей 6-7 лет – 30 минут.

В занятия включены физкультминутки, пальчиковые игры и релаксационные музыкальные паузы для снятия психологического напряжения.

В лабораторию ЗD-моделирования «Прототипирование» принимаются все желающие дети дошкольного возраста (6-7 лет), без какого-либо отбора и конкурса.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Формой подведения итогов становятся выставки работ детей, посещающих лабораторию ЗD-моделирования «Прототипирование».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Период / Тема занятия

Цель / Содержание  

Сентябрь

1

Вводное занятие

Знакомство с правилами техники безопасности при работе с 3D-ручкой

2

3D-ручка.

Демонстрация возможностей, устройство  3D ручки.

Техника безопасности при работе с 3D ручкой

3

Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D-ручкой

Общие понятия и представления о форме, изображение на плоскости.

Октябрь

4

«Мой весёлый звонкий мяч»

Рисование круглых предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо

5

«Кубик»

Рисование квадратов по шаблону, заполнение свободного пространства.

6

«Объемный куб»

Соединение квадратов в куб.  

Закрепление навыков работы с 3D-ручкой

7

«Цветок для мамы»

Рисование по шаблону цветка, умение менять цвета на 3D-ручке.

Ноябрь

8

«Цветок для мамы»

Рисование цветка по шаблону.  Развитие чувства прекрасного, внимания, воображения.

9

«Цветок для мамы»

Сборка деталей цветка в целое.

Закрепление навыков работы с 3D-ручкой

10

«Цветы для мамы»

Создание композиции их цветов.

Оформление выставки ко Дню матери

11

«Снежинка»

Знакомство с формой снежинки.

Рисование снежинок различной формы по готовому контуру

Декабрь

12

«Снежинка»

Рисование снежинок различной формы по готовому контуру.

Закрепление навыков работы с 3D-ручкой

13

«Елочка»

Дифференцирование предметов по величине (большой, средний, маленький). Знакомство с треугольной формой.

14

«Елочка»

Сборка деталей елочки.

Закрепление навыков работы с  3D-ручкой.

15

«Морозные узоры на окне»

Создание необычных узоров на оконной раме, развитие творческого воображения, внимания, моторики рук.

Январь

16

«Морозные узоры на окне»

Создание необычных узоров на оконной раме, развитие творческого воображения, внимания, моторики рук.

17

«Салфетка под конфетницу»

Создание  модели салфетки. Развитие мелкой моторики рук, концентрация внимания, воображения

Февраль

18

«Карандашница»

Создание объёмной модели карандашницы из трёх – четырёх сторон.

19

«Очки для папы»

Создание объёмной модели очков. Развитие мелкой моторики рук, концентрация внимания, пространственного воображения

20

«Подарок папе» (медаль)

Создание модели медали. Отработка навыков пользования 3D-ручкой, развитие чувства цвета, воображения

21

Экскурсия

Экскурсия в детский город профессий «Мастерславль» (в выходной день). Экспозиция «Архитектурное бюро / Школа дизайна»

Март

22

«Украшения для мамы»

Создание различных украшений для  мамы по выбору ребёнка с использованием шаблонов.

23

«Подснежник»

Составление модели цветка.

Сборка деталей в целое

24

«Поляна подснежников»

Составление готовой композиции. Развитие чувства прекрасного, внимания, воображения.

25

«Весна идет»

Создание коллажа работ.

Оформление выставки «Весенняя капель»

Апрель

28

«Рыбка»

Создание модели рыбки. Отработка навыков пользования  3D-ручкой, развитие чувства цвета, воображения.

29

«Обитатели аквариума»

Составление модели улитки, ракушки

30

«Живая травинка»

Составление модели водорослей

31

«Сухой аквариум»

Создание сухого аквариума.

Май

32

«Фантазер»

Создание объемных фигур

33

«Фантазер»

Создание объемных фигур

34

«Фантазер»

Создание объемных фигур

35

«Ай, да я!»

Итоговое занятие. Выставка работ

36

«Ай, да я!»

Презентация работ воспитанников.

Участие в выставке, награждение.

Учебный план лаборатории ЗD-моделирования «Прототипирование»

Группа кружка

Длительность занятия

Кол-во дней в неделю

Кол-во дней в месяц

Кол-во дней в квартал

Кол-во дней в году

подготовительная

не более

30 минут

1

4

12

36

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

   Для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка необходимо правильно организовать учебно-воспитательный процесс.

Психолого-педагогические условия  реализации программы:

  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • защита детей от всех форм физического и психического насилия.

  Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

обеспечение эмоционального благополучия через:

– непосредственное общение с каждым ребенком;

– уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

– создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

– создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

– недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

– создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

– развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

– развитие умения детей работать в группе сверстников;

построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

– создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

– организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

– поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

– оценку индивидуального развития детей;

взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Планируемые результаты освоения программы:

– создание механизма сетевого взаимодействия в рамках реализации Программы  «Основы инженерного образования в дошкольном и общеобразовательном учреждении»;

– увеличение количества детей, имеющих интерес к получению естественно-научных знаний;

– увеличение количества детей, имеющих практические навыки исследовательской деятельности;

– увеличение количества детей, имеющих устойчивый интерес к профессиям инженерно – технической направленности;

– повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ через освоение новых технологий в процессе реализации инновационной программы.


   Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно - деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

   Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Способы и направления поддержки детской инициативы:

   Поддержка детской инициативы несет в себе внутреннее побуждение к новой деятельности, начинание. Способность к самостоятельным, активным действиям; предприимчивость. Поддержка – короткое или небольшое оказание той или иной помощи человеку в трудной для него ситуации.

Инициатива, инициативность – активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Поддержка детской инициативы

Направления

Способы

Поддержка детской автономии: самостоятельность в замыслах и их воплощении; индивидуальная свобода деятельности; самоопределение

Создание условий для самовыражения в различных видах деятельности и различными средствами (игровой, конструктивной, продуктивной, художественно-эстетической, общении, двигательной и др.)

Поддержка инициативных высказываний.

Применение методов проблемного обучения,  а также использование интерактивных форм обучения.

Поддержка спонтанной игровой деятельности (индивидуальной или коллективной), где замысел, воплощение сюжета, выбор партнеров осуществляется детьми без вмешательства педагога

Создание условий для развития и развертывания спонтанной детской игры:

- выбор оптимальной тактики поведения педагога;

- наличие времени в режиме дня, отведенного на спонтанную свободную игру (не менее 1,5 часов в день, непрерывность каждого из временных промежутков должна составлять по возможности не менее 30 минут, один из таких промежутков отводится на прогулку);

- наличие разнообразных игровых материалов

   Программа обеспечивает  полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

   Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

- способствует профессиональному развитию педагогических работников;

- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

- обеспечивает открытость дошкольного образования;

- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методические рекомендации по организации игр – занятий:

При организации игр - занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:

  • Не мешать ребенку творить.
  • Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
  • Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
  • Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его
  • Поддерживать инициативу детей.
  • Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

Материально-техническое обеспечение:

С целью успешной реализации программы созданы необходимые условия для организации занятий:

1. Кабинет с подключением к сети Интернет.

2. Инструменты и приспособления для ЗD-моделирования и творческой деятельности:

  • 3D-ручки Myriwell-STEREO
  • Лопатки для снятия рисунков из пластика
  • Коврики для 3D-проектирования

Конструкторы Lego education “Животные», «Ферма», «Железная дорога» 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.- полиграф центр «Маска», 2013.
  2. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
  3. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
  4. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  5. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
  6. Фешина Е.В. «Лего - конструирование в детском саду» Пособие для педагов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »

Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...

Мини-лаборатории «Лаборатория почемучек»

Пояснительная запискаОдним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является мини-лаборатория. Созданная в нашей группе мини-лаборатория...

Конспект открытого занятия в детской исследовательской мини - лаборатории к Дню Космонавтики "Космическая лаборатория"

Исследования в детской мини - лаборатории проводятся с персонажем из любимого детьми мультфильма "Маша и медведь"Машей - Почемучкой.Маша задаёт детям вопросы, на которые они ищут ответы с по...

Материалы kidsills-2018 по направлению "прототипирование"

В мире стремительно развивающихся технологий возникает необходимость ранней проофориентации детей дошкольного возраста. Я пытаюсь решить данный вопрос путем исспользования 3-d ручки в развитии новых н...

WorldSkillsRussia Прототипирование

https://photos.app.goo.gl/YgK6QxRiV7RXXbMV8 ...

Прототипирование.

Творческая деятельность детей....

Прототипирование как средство развития исследовательских и познавательных способностей старших дошкольников

Мастер класс по представлению опыта работы по развитию исследовательских и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через использование технологии "Прототипирование"...