Главные вкладки

    Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »
    опыты и эксперименты (старшая группа) по теме

    Архипова Ирина Александровна

    Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

    В исследовании принимали участие дети всех групп общеразвивающей направленности, а также родители и все воспитатели МДОУ.

    Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

    Работа по развитию поисково-исследовательской деятельности началась с подбора и изучения методической литературы. Творческой группой была разработана система работы по внедрению опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности в образовательный процесс, перспективный план на 2017-2018г.г. по группам.

    Созданная модель поисково-исследовательской активности дошкольников проводится по направлениям: обогащение развивающей предметно-пространственной среды по познавательно-исследовательской деятельности, работа с педагогическим коллективом, сотрудничество с родителями.

    Развивающая предметно-пространственная среда: в группах детского сада созданы мини-лаборатории, где дети проводят наблюдения и экспериментируют с огородом на окне, проводят плановые опыты с использованием оборудования: лупы, компасы, и др., содержат энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы.

    При оборудовании центра учитывались следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; доступность расположения; соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента.

    Разработана картотека опытов по каждой возрастной группе, по видам исследований (почва, воздух, металл и др.), картотека наблюдений.

    С родителями проведена большая работа по вовлечению их к сотрудничеству с детьми: активная помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной среды, домашние задания о проведении опытов с водой, воздухом, песком. Были разработаны рекомендаций «Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Опыты в домашних условиях», проведены консультации.

    Проблема поисково-исследовательской активности в дошкольном возрасте является актуальной и именно поэтому тема исследовательской деятельности в дошкольном возрасте была нами выбрана для изучения и внедрения в практику работы.

    Познавательно-исследовательская деятельность в нашей группе проводилась в течение года в соответствии с комплексно - тематическим планом.

    Цели:

    - Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

    - Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента.

    - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи.

    Задачи:

    Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

    Развивать представление об основных физических явлениях.

    Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды.

    Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

    Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач; для возможности радоваться сделанному открытию.

    Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в своей группе мы создали мини-лабораторию, в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки), бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена), инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, зеркало, фонарик и т.д.), огород.

    С детьми проводились беседы на тему: «Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

    На протяжении всего учебного времени проводили НОД (непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам:

    «Можно ли пить талую воду» - показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

     «Ходит капелька по кругу» - дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

    «Узнай все о себе, воздушный шарик» - знакомила детей с качествами и свойствами резины; учила устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его исследования.

    «В мире стекла» - помогала детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).

    «В мире пластмассы» - знакомила детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помогала выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

    «Дерево умеет плавать» - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

    « Сравнение стекла и пластмассы» - знакомила детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.

    « Волшебная вода» - расширяла знания детей о свойствах воды

    ( жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед - это вода, пар-это вода).

    « Ткань и ее свойства» - познакомила с видами ткани ( ситец, лен, драп, атлас - впитывающие влагу, кожа, болонья- не впитывают влагу).

    « Воздух невидимка» - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами ( невидим, легкий, не имеет запаха), прозрачный, бесцветный.

    В своей работе создавала образовательные ситуации:

     « Спор игрушек» - учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т.к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и память.

     В результате НОД и опытов-экспериментов:

    ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;

    познакомились с явлениями природы;

    получили представление о круговороте воды в природе;

    уточнили знания о воде, о ее состояниях;

    познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;

    дети получили представления о свойствах ткани, резины и т.д.;

    познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;

    ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.

    В течении года нам удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей нашей группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить нашу мини –лабораторию.

    Подводя итоги по опытно - экспериментальной деятельности, можно отметить. Что поставленная цель и задачи реализованы успешно. Дети овладели умением самостоятельно экспериментировать (они могут самостоятельно выделять проблему, поставить цель, подобрать различные материалы т сделать вывод).

    У детей прослеживается рост интереса к компонентам живой и неживой природы, расширяется кругозор, развивается наблюдательность, речь.

    Поэтому из выше сказанного следует, что необходимо поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т.к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otchet_po_eksp.18g.docx169.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

    «Детский сад №2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского р-на Саратовской области»

    Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»

    МДОУ «Детский сад №2 р.п. Новые Бурасы»

    в старшей разновозрастной группе

    «Звездочка»

            

            

    2018г.

    Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

    В исследовании принимали участие дети всех групп общеразвивающей направленности, а также родители и все воспитатели МДОУ.

    Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

    Работа по развитию поисково-исследовательской деятельности началась с подбора и изучения методической литературы. Творческой группой была разработана система работы по внедрению опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности в образовательный процесс, перспективный план на 2017-2018г.г. по группам.

    Созданная модель поисково-исследовательской активности дошкольников проводится по направлениям: обогащение развивающей предметно-пространственной среды по познавательно-исследовательской деятельности, работа с педагогическим коллективом, сотрудничество с родителями.

    Развивающая предметно-пространственная среда: в группах детского сада созданы мини-лаборатории, где дети проводят наблюдения и экспериментируют с огородом на окне, проводят плановые опыты с использованием оборудования: лупы, компасы, и др., содержат энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы. 

    При оборудовании центра учитывались следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; доступность расположения; соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента. 

    Разработана картотека опытов по каждой возрастной группе, по видам исследований (почва, воздух, металл и др.), картотека наблюдений. 

    С родителями проведена большая работа по вовлечению их к сотрудничеству с детьми: активная помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной среды, домашние задания о проведении опытов с водой, воздухом, песком. Были разработаны рекомендаций «Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Опыты в домашних условиях», проведены консультации.

    Проблема поисково-исследовательской активности в дошкольном возрасте является актуальной и именно поэтому тема исследовательской деятельности в дошкольном возрасте была нами выбрана для изучения и внедрения в практику работы.

    Познавательно-исследовательская деятельность в нашей группе проводилась в течение года в соответствии с комплексно - тематическим планом.

    Цели:

    - Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

    - Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента.

    - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи.

    Задачи:

    Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

    Развивать представление об основных физических явлениях.

    Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды.

    Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

    Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач; для возможности радоваться сделанному открытию.

    Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в своей группе мы создали мини-лабораторию, в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки), бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена), инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, зеркало, фонарик и т.д.), огород.

    С детьми проводились беседы на тему: «Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

    На протяжении всего учебного времени проводили НОД (непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам:

    «Можно ли пить талую воду» - показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

     «Ходит капелька по кругу» - дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

    «Узнай все о себе, воздушный шарик» - знакомила детей с качествами и свойствами резины; учила устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его исследования.

    «В мире стекла» - помогала детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).

    «В мире пластмассы» - знакомила детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помогала выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

    «Дерево умеет плавать» - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

    « Сравнение стекла и пластмассы» - знакомила детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.

    « Волшебная вода» - расширяла знания детей о свойствах воды

    ( жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед - это вода, пар-это вода).

    « Ткань и ее свойства» - познакомила с видами ткани ( ситец, лен, драп, атлас - впитывающие влагу, кожа, болонья- не впитывают влагу).

    « Воздух невидимка» - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами ( невидим, легкий, не имеет запаха), прозрачный, бесцветный.

    В своей работе создавала образовательные ситуации:

     « Спор игрушек» - учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т.к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и память.

     В результате НОД и опытов-экспериментов:

    ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;

    познакомились с явлениями природы;

    получили представление о круговороте воды в природе;

    уточнили знания о воде, о ее состояниях;

    познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;

    дети получили представления о свойствах ткани, резины и т.д.;

    познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;

    ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.

    В течении года нам удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей нашей группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить нашу мини –лабораторию.

    Подводя итоги по опытно - экспериментальной деятельности, можно отметить. Что поставленная цель и задачи реализованы успешно. Дети овладели умением самостоятельно экспериментировать (они могут самостоятельно выделять проблему, поставить цель, подобрать различные материалы т сделать вывод).

    У детей прослеживается рост интереса к компонентам живой и неживой природы, расширяется кругозор, развивается наблюдательность, речь.

    Поэтому из выше сказанного следует, что необходимо поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т.к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.

    C:\Users\Андрей\Documents\2016 г.лидеры мое призвание\лидеры\2016-04-07\Фото1707.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Новые возможности в организации познавательно-исследовательской деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

    Современное образование ставит перед собой цель - формирование и развитие социально востребованной личности, способной добиться успеха. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного...

    Познавательно – исследовательский проект в средней группе «Хочу всё знать!»

    laquo;Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...

    Модель мини – лаборатория «Хочу всё знать»

    Экспериментирование как средство познавательного развития детей. В нашем детском саду работает мини лаборатория "Хочу всё знать"...

    Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности и речевому развитию "Хочу все знать!"

    Конспект с различными игровыми заданиями на развитие логики, мышления, коммуникативных навыков и основ экологического образования....

    «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения»

    Мастер-класс для педагогов по реализации лаборатории "Наураша с стране Наурандия". Вместе с мальчиком Наурашей дети попадают в удивительный мир «Наурандию», где с помощью датчика...

    Познавательно-исследовательский проект "Путешествие вокруг света "Хочу все знать"" (планирование)

    Данный проект даст возможность расширить знания детей подготовительной к школе группы об окружающем мире через познавательно-исследовательскую деятельность....