Конспект по рисованию для старшей группы «Хохломская посуда для Мишки»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Елаева Екатерина Петровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Харатиргенская начальная школа – детский сад

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект по рисованию для старшей группы

«Хохломская посуда для Мишки».

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  

Подготовил: воспитатель

разновозрастной группы

Елаева Е.П.

 

д. Харатирген,2023г.

Цель: развивать художественно – творческие способности.
Задачи:

Образовательные. Закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях. Учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные в предшествующих  занятиях цикла. Закрепить знания детей о цветовой гамме, об элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, травка, завиток.

Развивающие. Развивать умение видеть красоту элементов хохломской росписи; развивать навыки рисования легкими формообразующими движениями веточки с травным орнаментом.

Воспитательные. Воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров. Воспитывать аккуратность в работе; вызывать положительный отклик на результаты своего творчества.

Интеграция образовательных областей: познавательно- речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: Аудиозапись с народными напевами, кисточки для рисования, краски гуашь, салфетки, стакан с водой, ватные палочки, (по количеству детей) тонированные бумаги с силуэтами посуды.

Предварительная работа: Презентация «Золотая хохлома»; организация выставки хохломских изделий, иллюстраций с изображением посуды расписанных в технике Хохлома; привлечь детей к рассмотрению изображений.

 Ход НОД

(Под русские напевы дети заходят в группу).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Проходите, я очень рада Вас видеть. Приветствие. «Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)

И всем, кто пришел к нам сегодня сюда, (разводят руками)

«Здравствуйте, скажем все вместе!» (Машут руками)

(В группу забегает Маша). Добрый день, Маша! У тебя что-то случилось?

Маша: Здравствуйте, ребята!  Мне нужна ваша помощь. Я случайно, ну не совсем случайно разбила у Миши посуду.

Воспитатель: Да, Маша, Миша теперь огорчиться.

Маша: Ну так я и говорю, мне нужна ваша помощь. Помогите мне сделать новую посуду.

Воспитатель: Маша, конечно мы тебе поможем.

Маша: Только мне посуду надо красивую, ну она так еще называется (думает) хохолская, полхоская. А я лучше покажу (картинка посуды с хохломской росписью).

Воспитатель: Ребята, как называется такая посуда? (Хохломская). Да, ребята, натворила Маша дел. Но прежде, чем приступить к работе, я хочу пригласить вас в дивный, волшебный мир Хохломы. Я приглашаю вас в мини-музей, посмотреть какие есть изделия хохломской росписи. (Звучит тихая народная мелодия). - Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы! Перед вами расписная деревянная посуда (В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды).

- И чего здесь только нет:

Чашки, ложки и диковины  - ковши.

Вы разглядите, не спешите.

Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!

Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые. (Дети рассматривают выставку).

Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (Варианты ответов детей: радостное, весёлое).

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, а я расскажу вам о хохломской росписи. Хохломская роспись родилась очень давно под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома. Мастера делают свою посуду из дерева липы и берёзы, она прочная. Вся посуда не простая, а словно – золотая! На всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах, поэтому ее называют иногда Золотой Хохломой. Золотистый, красный, черный, может присутствовать зелёный – такое сочетание цветов можно встретить на изделиях хохломской росписи. Для хохломы эти цвета особенно важны: красный придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный усиливает его сияние. Свои изделия как говорят мастера «Пишут под растительный орнамент». Растительный орнамент – это узор из цветов, трав и ягод в хохломской росписи. А еще хохломские художники рисуют на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовничек. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково.

Воспитатель: Ребята, чтобы помочь Маше надо побыть мастерами – умельцами? А для этого надо ответить на вопросы. Справитесь? (да)

1. Какие цвета использует художник в хохломской росписи? (красный, желтый, черный)

2. А каким узором расписывают хохломские мастера свои изделия? (травка, ягодки, цветы).

3. Какие ягоды рисуют художники? (земляничку, малинку, ежевичку, чёрную и красную смородину).

Физкультминутка

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

 

Ну, вот мы и справились со всеми задания, теперь можете стать и мастерами – умельцами. Закройте глазки и повторите: «Раз, два, три, мастерами стали мы».

(Дети проходят к своим столам, и воспитатель показывает приёмы и способы изображения ягодного орнамента). Дети под русскую народную мелодию расписывают посуду хохломской росписью.

Воспитатель: Посмотрите, какая красота у нас получилась! Ребята, какие чудесные получились блюдца, стаканы, чашки – яркие, красочные – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. Маша, ребята, твою просьбу выполнили, посуда для Миши готова. Скоро наша расписная посуда подсохнет и ее можно будет забрать. Тебе нравиться?

Маша: Красота неописуемая! Мише обязательно понравится ваше творчество. Спасибо вам, ребята, за помощь. До свидания.

Воспитатель. Есть такая пословица: «Сделал дело, гуляй смело!» Вот и к нам приехали гости из самой Хохломы. Они приехали к нам с частушками, давайте их послушаем.
 

Хохлома, Хохлома,
Наше чудо дивное!
Мы рисуем Хохлому — 
Красоту невиданную

Рисовали травку 
Солнечною краской, 
Ягоды - огоньки – 
Алой краской от зари.

Краски яркие горят,
Украшаем все подряд:
И посуду и столы.
Это все из Хохломы!

Ох, Россия, ты Россия,
В каждом граде терема.
Всей земле на удивленье 
Золотая Хохлома!

 

Воспитатель: Ну, вот и нам пора превращаться обратно в ребят и возвращаться в группу. Закройте глазки и повторите: «Раз, два, три детьми снова стали мы». Вот вы опять превратились в ребят и оказались в нашей группе. Спасибо вам за помощь. Наше занятие подошло к концу.

- Понравилось ли вам рисовать хохломские узоры? 
- Где живут хохломские мастера? (за Волгой - рекой). 
- Что они расписывают хохломскими узорами? (посуду).
- Из чего делают эту посуду? (из дерева).
- Какие вы запомнили основные элементы хохломской росписи? (осочки, травинки, криули, усики, капельки, завитки).
- Какие цвета сочетаются в Хохломе? (золотой (жёлтый), красный, чёрный).
- С помощью чего расписывают художники посуду? (кисти, печатки-тычка).

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. Тема: Посуда для Федоры.

формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству....

Конспект образовательной деятельности художественно-эстетического развития по декоративному рисованию в старшей группе «Хохломские узоры» с презентацией «Золотая хохлома»

Конспект образовательной деятельности художественно-эстетического развития по декоративному рисованию в старшей группе «Хохломские узоры» с презентацией «Золотая хохлома»Цель: обобщить и закрепить зна...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. Тема: Посуда для Федоры.

Формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству....

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему "Плюшевый мишка"

Конспект занятия по рисованию в старшей группе по нетрадиционной технике (рисование паролоном, ватными палочками) на тему "Плюшевый мишка"...

Конспект занятия по рисованию для старшей группы «Хохломские чудеса»

В данном конспекте мы знакомим с Хохломой, видом народного декоративно-прикладного искусства. Формируем умение различать и называть Хохломскую роспись, знать историю промысла, его характерны особеннос...

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Хохломская роспись."

Цель: познакомить детей с орнаментом хохломской росписи.Задачи:Образовательная:- Продолжать знакомить с искусством Хохломы.- Пополнение словарного запаса.Развивающая:- Продолжать учить рисо...

Конспект ООД по рисованию в подготовительной группе "Хохломская роспись"

Занятие  направлено на  знакомство детей с хохломской росписью, воспитывает интерес к народным промыслам....