Хохломская роспись
план-конспект занятия по рисованию

Врублевская Олеся Алексеевна

Конспект занятия "Хохлома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohloma_konspekt.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №1387»

Управления делами Президента Российской Федерации

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме:

  «Помоги Федоре найти посуду. Золотая хохлома»

Подготовила:

Воспитатель Врублевская О.А.

Москва 2023

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазии, творчества.

В.А.Сухомлинский

Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России.

Задачи: 

воспитательные:

- прививать любовь к Родине через традиции и обычаи своего народа;

- приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;

- прививать любовь к художественному творчеству, воспитывать чувство красоты;

- формировать представления об особенностях русского народного творчества;

- способствовать формированию и развитию умения творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию в процессе создания изображений;

- воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории, традициям, уважение к работам народных мастеров.

развивающие:

- развивать мышление, внимание, память, познавательную активность;

- развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления;

- способствовать развитию у учащихся моторики мелких мышц рук;

- прививать усидчивость, терпение, аккуратность при работе, трудовую культуру; добиться максимальной работоспособной обстановки на занятии.

Предварительная работа: рассматривание росписи посуды других народных промыслов, отгадывание загадок о посуде, чтение произведения К. И. Чуковского «Федорино горе»

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Вводная часть

Ход занятия:

Педагог: Ребята, я получила письмо от Федоры. Знаете кто это?

Дети: Да, это героиня из произведения Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе».

Педагог: Верно. Послушайте, что Федора пишет. «Друзья, помогите, у меня беда. Вся посуда от меня убежала»

Ребята, нам нужно как можно быстрее выручать Федору из беды. Но чтобы нам оказаться в сказке, нам надо произнести волшебные слова: «Крибли, крабле, бумс»

А вот и сама Федора нас встречает. Что случилось, Федора? Почему от тебя вся посуда убежала?

Федора: Да, я знаю, что сама виновата. Не мыла я посуду, дома за порядком не следила. Вот и посуда убежала. Что делать?

Педагог: Ничего, Федора, еще все можно исправить, мы с ребятами тебе поможем.

2. Основная часть

Беседа

Педагог: - Ребята, давайте назовем предметы посуды? Я вам буду бросать мяч, кто его поймает, тот и называет предмет посуды. (Педагог бросает мячик детям)

- Какая посуда, если она сделана из дерева, из алюминия, из фарфора, из глины, из стекла ?

- Зачем человеку нужна посуда?

Педагог: Как вы думаете, ребята, Федоре нужна посуда?

Дети: конечно, нужна.

Педагог: Нам нужно помочь Федоре ее найти?

Федора, а как выглядит твоя посуда? Как мы ее можем отличить от другой?

Федора: У моей посуды есть очень красивый орнамент. Она расписана хохломской росписью.

Педагог: Ребята, вы хотите узнать о старинном русском народном промысле - хохлома?

Присаживайтесь поудобнее (звучит русская народная мелодия)

В окрестностях города Нижний Новгород находится село с названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из древесины липы, берёзы и ольхи. Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных сёлах, затем свозилась на ярмарку в Хохлому и оттуда уже расходилась расписная посуда по всему белому свету. Вот и прозвали её хохломской.

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома»

Расписывают посуду масляными красками. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Красный, черный, золотой и зеленый - цвета хохломы.

Педагог: ну вот, ребята, много интересного мы узнали о «Золотой хохломе». А сейчас нам нужно помочь Федоре найти ее посуду с хохломской росписью.

Для этого мы отправимся с вами на ярмарку. Там очень много разной посуды.

Игра «Найди Федорину посуду» (Звучит русская народная мелодия, на столе расположены предметы посуды с разными видами росписи: гжель, городецкая и т. д., ребята выбирают посуду с хохломской росписью)

Дети читают стихи:

Злата:

Как волшебница жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая хохлома.

Саша:

И богата, и красива,

Рады гостю от души:

Кубки, чаши и ковши.

Яра:

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин!

Федора: вот спасибо, ребята, что помогли мне найти мою посуду. Обещаю, что теперь я буду ее беречь и любить.

Педагог: Раз уж мы на ярмарке, то какая ярмарка без хоровода!

Дети под народную музыку передают две ложки в хороводе, на ком музыка останавливается, дети с ложками выходят в центр и танцуют.

Педагог: Ребята, я вам предлагаю тоже побывать мастерами-умельцами и «создать» свое изделие расписанное хохломской росписью (расписать вазу).

 (На столе шаблон вазы (желтый)).

1.  Оформим кайму сверху и снизу вазы.

2. Рисуем тонкие стебли «криуль».

3. Расположим на этих стеблях элементы росписи – листья и ягоды

Из этих элементов составим узор.

4. И добавим мелкие детали узора: осочки, травинки, завитки.

Федора: Я хочу, ребята, вас отблагодарить и подарить вам сладких петушков на палочке.

Педагог: Спасибо, дорога Федора! Ну а нам, ребята, пора отправляться в детский сад. «Крибли, крабле, бумс»

- Ребята, что интересного вы узнали на занятии?

- Как отличить хохломскую роспись от других видов росписи?

- Какие виды орнамента хохломской росписи вы запомнили?

- Какие цвета используют мастера при нанесении орнамента?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование. Хохломская роспись.

Занятие для детей подготовительной группы из цикла " Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...

Хохломская роспись. Завиток.

Познакомить с хохломской росписью, ее характерными особенностями (цвет, фон, материал).  Дать представления об основных элементах, используемых художниками. Активизировать словарь: централь...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись)

Задачи:Образовательная область «Чтение художественной литературы»: продолжать знакомить с хохломским промыслом, используя художественную литературу.Образовательная область «Познание»: уточнять предста...

Конспект занятия по изо деятельности в подготовительной группе «Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись)

«Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись) .Программное содержание: Познакомить с росписью на изделиях Хохломы; Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности совместно с воспитателем по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Волшебная роспись» (Хохломская роспись)

Цель: увлечь детей историей хохломской росписи.1)    Предшествующая работа:·        Рассматривание изделий, расписанных хохломой;·...

Конспект занятия по изо деятельности в подготовительной группе «Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись).

Конспект занятия по изо деятельности в подготовительной группе «Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись).Программное содержание: Познакомить с росписью на изделиях Хохломы...