Конспект непосредственно образовательной деятельности совместно с воспитателем по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Волшебная роспись» (Хохломская роспись)
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Савко Юлия Эдуардовна

Цель: увлечь детей историей хохломской росписи.

1)    Предшествующая работа:

·        Рассматривание изделий, расписанных хохломой;

·        Изучение элементов хохломской росписи.

2)    Программное содержание:

o   Обучающие задачи:

·        Учить выделять элементы узора Хохлома (листок, ягодка, травка);

·        Обучать приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи.

 

o   Развивающие задачи:

·        Создать условия для развития творческого мышления;

·        Развивать мелкую моторику, зрительную память, внимание.

Активизация словаря: хохлома, роспись, «пав», «сырое белье», узор, мастер.

o   Воспитательные задачи:

·        Воспитывать у детей умение видеть красоту элементов народной росписи;

·        Воспитывать любовь и уважение к труду народных умельцев.

3)    Материалы к совместно образовательной деятельности:

 

v Демонстрационный:

·        Изделия хохломы (ложки, стаканы, блюдца, подносы);

·        Иллюстрации хохломской росписи;

·        Схемы элементов росписи.

v Раздаточный:

·        Альбомные листы формата А4;

·        Шаблоны-силуэты посуды;

·        Гуашь (черная, красная, желтая, зеленая);

·        Баночки с водой;

·        Тряпочки для осушения кисти;

·        Кисти (Белка2,3).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_khokhloma.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №68

компенсирующего вида Невского района Санкт – Петербурга

(ГБДОУ №68 компенсирующего вида Невского района Санкт – Петербурга)

Конспект непосредственно образовательной деятельности совместно с воспитателем

по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе

«Волшебная роспись» (Хохломская роспись)

Провела воспитатель:

Савко Юлия Эдуардовна

Санкт-Петербург 2014 г.

Цель: увлечь детей историей хохломской росписи.

  1. Предшествующая работа:
  • Рассматривание изделий, расписанных хохломой;
  • Изучение элементов хохломской росписи.
  1. Программное содержание:
  • Обучающие задачи:
  • Учить выделять элементы узора Хохлома (листок, ягодка, травка);
  • Обучать приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи.

  • Развивающие задачи:
  • Создать условия для развития творческого мышления;
  • Развивать мелкую моторику, зрительную память, внимание.

Активизация словаря: хохлома, роспись, «пав», «сырое белье», узор, мастер.

  • Воспитательные задачи:
  • Воспитывать у детей умение видеть красоту элементов народной росписи;
  • Воспитывать любовь и уважение к труду народных умельцев.
  1. Материалы к совместно образовательной деятельности:

  • Демонстрационный:
  • Изделия хохломы (ложки, стаканы, блюдца, подносы);
  • Иллюстрации хохломской росписи;
  • Схемы элементов росписи.
  • Раздаточный:
  • Альбомные листы формата А4;
  • Шаблоны-силуэты посуды;
  • Гуашь (черная, красная, желтая, зеленая);
  • Баночки с водой;
  • Тряпочки для осушения кисти;
  • Кисти (Белка2,3).

Ход занятия:

I.Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с волшебной росписью. Называется она – Хохломская роспись.

Давайте рассмотрим изделия, выполненные в этой росписи. – Воспитатель выставляет перед детьми хохломскую посуду.

В: Что общего у этих предметов посуды?

Дети: Эта посуда сделана из дерева, одинаковые узоры: ягоды, цветочки, лепестки, веточки.

В: Посмотрите внимательно, какие цвета использовал мастер, рисуя эти узоры?

Д: красный, черный, зеленый, желтый (золотой).

В: Сейчас я расскажу вам старинную легенду о «золотой хохломе».

Легенда о «золотой хохломе»

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.

Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

II.В: Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но ее правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

В: Кто вспомнит, что такое «пав»?

Д: Так в древности называли глину.

В: Что мастера называли «сырым белье»?

Д: Так называли заготовку из дерева.

В: Правильно. «Белье» обмазывали глиной – павом, лишнюю глину снимали – шкурили, натирали растительным маслом и ставили сушиться. Кто знает, что делали с изделием после сушки?

Д: Натирали серебром-порошком и ставили в печь.

В: Верно. Затем мастера начинали расписывать свои изделия.

III.В: Вот вы и узнали сегодня легенду о хохломе, вспомнили об истории ее создания. Теперь настало время самим поработать в качестве мастеров – художников. Сегодня вы будете расписывать шаблоны посуды – ложки и тарелки. Давайте еще раз проговорим, какие элементы используются в хохломской росписи?

Д: Ягоды, цветы, веточки, листочки.

В: Какие цвета используют мастера?

Д: Черный, красный, зеленый, желтый.

В: Давайте рассмотрим схемы выполнения узоров хохломы. – Воспитатель вывешивает на доску схемы.

В: Если мы будем изображать большой цветок, то где его лучше всего разместить?

Д: В центре.

В: А где лучше расположить маленькие цветочки и веточки?

Д: Вокруг большого узора.

Физкультминутка.

В: Чтобы наши пальчики верно нам служили, рисовали ровные и красивые узоры, давайте устроим им гимнастику.

  1. Сжимаем пальцы в кулак, затем разжимаем. – Движения выполняются сначала обеими руками одновременно, затем поочередно.
  2. «Замок» - дети переплетают пальцы, сжимают ладони.
  3. «Солнечные лучи» - складывают ладони и расставляют в стороны пальцы.
  4. «Ножницы» - разводят пальцы в стороны, затем сводят их вместе. Сначала одной рукой, затем другой, затем одновременно двумя.
  5. «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу.
  6. «Человечки бегают» - с помощью указательного и среднего пальцев.
  7. «Пианино» - дети имитируют игру на пианино.

В: Теперь можно приступить к рисованию. Выберите понравившийся шаблон. Схемы помогут вам вспомнить узоры хохломы. Продумайте, какой узор у вас будет и где его лучше расположить.

Дети приступают к рисованию. Воспитатель спрашивает детей, какой узор они будут рисовать и как его расположат.

По окончании рисования воспитатель раскладывает работы детей на столе.

Оценка работ.

В: Вы хорошо справились, какая у всех получилась замечательная посуда получилась.

Воспитатель спрашивает каждого ребенка, какая работа ему понравилась больше всего и почему.

Критерии оценки:

  • Удачное расположение узора;
  • Хорошо ли получился узор;
  • Каков сам узор – мелкий или крупный.

В: Вы все очень старались. Вы настоящие мастера хохломской росписи. Вам понравилось наше путешествие в мир хохломы? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «художественно – эстетическое развитие» в подготовительной группе на тему: "Морские глубины".

Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики пальцев у детей с общим недоразвитием речи....

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в подготовительной группе по теме "Мама - солнышко моё"

НОД по разделу "Музыка" направлена на воспитание эмоционально-эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста, уважения и любви к маме....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в подготовительной группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в подготовительной группеТема: «Путешествие в Африку. Рисуем жирафа»....

Непосредственно –образовательная деятельность по образовательной области Художественно-эстетическое развитие в подготовительной группе «Царство королевы Весны»

Непосредственно –образовательная деятельность по образовательной области Художественно-эстетическое развитие в подготовительной группе «Царство королевы Весны»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности тема «Мимоза»(направление-художественно-эстетическое развитие) В подготовительной к школе группы компенсирующей направленности у детей с ОНР.

Предварительная работа: закрепление разных свойств бумаги (мягкость, плотность, гладкость, цвет, легко рвется и мнется) в процессе самостоятельного экспериментирования с ней; рассматривание иллюстраци...

Конспект Непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (музыка) На тему: «Волшебная музыка» (в подготовительной группе)

Дети заходят в зал, их встречает музыкальный руководитель. -Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть.  Давайте поздороваемся нашей любимой песенкой. - Ребята, сегодня к нам в детски...