Знакомство с Мезенской росписью
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Назарова Лилия Зуфаровна

Мезенская роспись

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мезенская роспись.

Введение.

Человек с самых давних пор стремился к прекрасному. Так заложено в человеке природой, что ему хочется украшать свое жилище, предметы своего быта: столовые приборы, столы, стулья, стены.

Давайте представим такую картину: вот сидит человек у себя в избе, за окном метет метель, идет длинная, холодная зима. По моему мнению, люди начали заниматься изобразительным искусством именно зимой, так как летом им было совершенно не до этого, надо было и поля засеять, и скотину пасти и дома строить. Летом люди были заняты от рассвета и до заката. А зимой было очень много свободного времени, особенно у мужчин. Женщины зимой занимались изготовление пряжи, готовкой еды, присмотром за животными в хлеву.

И вот сидит мужчина у себя дома и вырезает из дерева ложки, все ложки одинаковые, и так ему стало скучно от этого, что захотел он их как то украсить. А может он для любимого человека хотел сделать необычный подарок или для своего ребенка, а возможно, вспомнил лето, захотелось ему ярких солнечных красок, вспомнить как поля колосились и птицы пели. И стал он думать, как бы их раскрасит?

-: А как вы думаете, можно раскрасить ложки?

-: Ответы детей?

-: Да, можно расписать красками, вырезать какой-то узор. И стали в этой семье разные ложки появляться. И вот пришел в гости сосед, увидел ложки и говорит « Ах, какие красивые, я тоже такие хочу, продай мне или давай меняться!» А тот и отвечает: «Да, давай, без проблем». Так как он их за целую зиму много сделал.

-: А кем становиться человек который что-то очень хорошо умеет делать?

-: Ответы детей?

-: Правильно. Мастером. Этот мастер может обучать и других людей своему мастерству, ремеслу. И когда несколько мастеров объединяются, то это называется артель.

Новое слово - Арте́ль — добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, часто с участием в общих доходах и общей ответственностью на основе круговой поруки.

И это ремесло превращается в промысел, значит, мастера за свои труды, получают доход.

:- А какие промыслы мы знаем?

-: Ответы детей?

-: Лепка из глины, плетенее из бересты, вырезание по дереву. Все знают Хохлому, такую яркую и пеструю. Особенно я ее люблю зимой, так как ее пестрая расцветка напоминает о лете, от нее словно веет теплом, можно даже сказать жаркими теплыми месяцами. А вот Гжель, я люблю летом поставить на видное место, она напоминает о зиме, вся роспись состоит из холодных оттенков. И когда летом посмотришь на расписную гжелью посуды, становится прохладнее. Вот так вот устроен человек, летом ему хочется зимы, а зимой лета.

А сегодня я хочу рассказать о самой древней росписи которая существовала на наше земле.

 И мы попробуем ей проникнутся, понять, разгадать какие она вызывает у нас чувства и какие вызывала у наших предков которые ей любовались много много лет назад.

Основная часть.

Знаете ли вы, где человек в первый раз стал украшать свое жилище?

-: Ответы детей?

-: Да, в пещере. Это было в Европе, первые находки были сделаны во Франции. Пещера Ласко.  (Слайд 1)
-: Посмотрите, что же они изображали? Сцены охоты, все что увидели в природе, животных, людей, природные стихии, дождь, снег, огонь.

А чем же он рисовали?

-: Ответы детей?

-: Рисовали природным материалом, углем, глинной, травой, камнями.

А на территории нашей страны, одна из первых найденных росписей была возле Белого моря. ( Слайд 2)
На нашем Севере, здесь есть река Мезень, и там есть город с таким же названием Мезень, портовый город. И роспись тоже называется Мезенская роспись. Та как это портовый город все мастера съезжались сюда для торговли. И здесь происходило общение с другим миром, с заграницей. И неудивительно, что Мезенская роспись была очень распространена.

Вот она Мезенская роспись. Что же мы тут видим? (Слайд 3,4,5)

Очень похожа на наскальную живопись, сюжеты такие же (охота, рыболовство)

 и цвета такие же, чем же тогда рисовали люди?
Берега реки Мезень состоят из глиняных известковых пород, весь берег красного цвета, и из этой глины делали краску, ее выпаривали вместе со смолой Лиственницы и получали красно-коричневую краску. А из угля – черную краску. (Слайд 6)

Писали перьями. Гусиные перья, перья Тетеревов. Настоящие перья на сегодняшний день достать непросто. И мы попробуем писать чернильными перьями.
Мезенская роспись, это не просто красивые картинки и закорючки с палочками, это определенная письменность. Можно сказать иероглифы, символы, которые передавали определенный смысл. Данная роспись очень графичная, ее сможет повторить любой из вас, особенно тот, кто уже умеет писать цифры и буквы, а кто не умеет ему особенно будет полезно для тренировки руки, упражняться в устойчивости кисти.

 Какие символы они рисовали, давайте вспомним четыре стихии природы. Вода, воздух, огонь и земля. И вот их мастера изображали и прославляли в своих изделиях.

Практическая часть.


Несколько правил перед началом: перья в воду не макаем, иначе чернила потекут и вся работа испортится, кисти в воде не оставляем, аккуратно стряхиваем и складываем рядом на тряпочку. Перо в краску не макается, только в чернила.

1)Кистью с красной краской верху нашего листа, ведем ровную прямую линию. Сантиметров семь от края листа.

Кисть стараемся держать у основания, ведем не плашмя, а кончиком. Не на весу, а опираясь на мизинец и локоть.

2) На середине листа рисуем небольшую короткую горизонтальную полоску и от нее вверх рисуем вертикальную небольшую короткую полосу, как первую,

теперь от верхнего основания вертикальной линии рисуем линию по диагонали к

середине горизонтальной линии.
Получился небольшой треугольник, это будет шея коня, закрашиваем ее. И морду нарисовать еще проще, просто приложив кисть, оставляем отпечаток.

3) Внизу, так же как и сверху рисуем тонкую красную линию. Это будет линия горизонта, линия земли.

Снизу нарисовать еще одну красную линию, два-три сантиметра отходя от первой линии и поставить между ними вертикальные линии, что бы получились небольшие квадратики. И внутри квадратиков рисуем крестики.

Это стихия земли.


На этом работа с красным цветом закончена. Оставляем кисти.

4) Вернемся к нашей первой линии, все, что мы рисуем сверху обычно это небо. Так и здесь. Это линия горизонта неба. А что у нас на небе? Облака. Брем перо, макаем и начинаем. Рисуем вот такие облака, и внутри еще одно. Тем меньше вы нарисуете тем лучше.
Пером мы пишем как ручкой. Железный кончик от себя.  
Пока вы пишите, расскажу о народе, которые населили эту местность, они назывались Поморы, занимались охотой на оленей, рыбной ловлей, сеяли поля. Их жизнь очень завесила от природы, от природных стихий.

Много символов означали воду, дождь. Так как без дождя урожай не взойдет.

5) Еще одна стихия. Завитушка. Это ветер, вихрь. Можно обозначить просто палочками.

6) Возвращаемся к центру. Самый главный символ этой росписи, это конь. У коня здесь два значения, это конь обычный который помогал во всех хозяйствах, он был очень важен. И поэтому его очень часто изображали в росписях.

 А так же конь это символ солнца. Считалось, что тройка коней несет солнце по небу.

Начнем с гривы, она не должна прилегать к телу. Можно изобразить как антенны-палочки, можно волнистыми линиями, и так же хвост.

 Ноги, ставим точку и ведем вниз, с небольшим изгибом, как табурета или паучья ножка. Теперь одну заднюю ногу, так же только в другую сторону. И добавляем недостающие ноги.

7) Внизу рисуем тоже воду простой волнистой линией.


8) Внутри крестиков ставим галочки, это знак плодородия. Земля у нас плодородная и увлажненная. То, что нужно для хорошего урожая.

Завершающая часть.

Давайте посмотрим, что у нас получилось, чувства пытались передать мастера с помощью такой техники. Какие эмоции она вызывает у вас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С МЕЗЕНСКОЙ РОСПИСЬЮ

Предлагаю Вашему вниманию семинар-практикум для педагогов ДОУ. Надеюсь Вам пригодится моя разработка....

Презентация к занятию Путешествие в северную деревню. Знакомство с Мезенской росписью.

Архангельская область, северные поморские деревни, как много интересного можно узнать здесь и многому научиться. Арангельская область богата ремёслами и народными мастерами....

НОД по художественно – эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в северную деревню. Знакомство с мезенской росписью».

Цель занятия: Познакомить детей с одним из видов народного творчества Архангельской области – Мезенская роспись....

Презентация "Знакомство с мезенской росписью"

Дополнительный материал к организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему "Путешествие в Страну  мастеров"...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Знакомство с Мезенской росписью»

Цель: Обобщение знаний детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Закрепление умения различать его виды, называть знакомые народные игрушки. Знакомство с Мезенской роспи...

Воспитатель года 2022. Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему "Знакомство с мезенской росписью"

Цель: Обобщение знаний детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Закрепление умения различать его виды, называть знакомые народные игрушки. Знакомство с Мезенской росписью....

Знакомство с Мезенской росписью

Занятие для подготовительной группы. Познавательное развитие. знакомство детей с одной из северных росписей....